Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности жизненного цикла товара для выявления возможностей его практического применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие жизненного цикла товара;
- выявить этапы жизненного цикла товара;
- изучить маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара;
- рассмотреть экономическую характеристику ООО «Деликатес-Бира»;
- рассчитать этап жизненного цикла товара ООО «Деликатес – Бира»;
Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты управления жизненным циклом товара………………..5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………….5
1.2 Основные этапы жизненного цикла товара……………………………...6
1.3 Маркетинговые инструменты, применяемы на различных этапах жизненного цикла товара……………………………………………………………19
2 Анализ жизненного цикла товара на примере ООО "Деликатес-Бира"……….25
2.1 Экономическая характеристика ООО "Деликатес-Бира"……………...25
2.2 Расчет этапа ЖЦТ ООО «Деликатес – Бира»…………………………...29
3 Проект рекомендаций по разработке маркетинговых стратегий для продления жизненного цикла товара……………………………………………………………36
Заключение …………………………………………………………………………..42
Список используемой литературы………………………………………………….43
Следовательно, на этом этапе применяют следующие маркетинговые инструменты:
Цель применения этих маркетинговых инструментов – сократить продолжительность стадии внедрения и ускорить начало стадии роста спроса на товар. Темп роста спроса на товар и общий уровень сбыта новой продукции сильно зависят от двух связанных процессов в поведении потребителей: признание товара и его распространение25.
На
этапе роста спроса на товар применяются
следующие маркетинговые
- привлекают к потреблению товара массовый рынок обеспеченных лиц;
- выводят на рынок всю ассортиментную группу товаров;
- расширяют торговую сеть;
- устанавливают широкий диапазон цен, рассчитанный на различные рыночные сегменты;
- увеличивают затраты на рекламу, которая должна носить убеждающий характер.
Цель применения этих маркетинговых инструментов – ускорить рост спроса на товар и достичь максимальной прибыли.
На этапе зрелости товара предприятия пытаются сохранить отличительные преимущества (например, более низкая цена, качества товара и гарантии) как можно дольше. Конкуренция достигает максимума. В результате сокращаются прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу товара. На этом этапе покупки совершает массовый покупатель со средними доходами. Теперь цель предприятия – не рост продаж, а сохранение достигнутого уровня.
На
этапе зрелости товара применяется
следующие маркетинговые
Цель применения этих маркетинговых инструментов – удлинить продолжительность этого этапа жизненного цикла товара, так как объем сбыта и прибыль максимальны26.
На этапе спада спроса на товар у предприятий есть три альтернативных направления действий. Во-первых, можно сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимого товара; уменьшить число торговых точек, через которые осуществляется продажа и продвижение товара. Во-вторых, оживить товар, изменив его положение на рынке, упаковку или стратегию сбыта. В-третьих, можно прекратить выпуск товара. На этом этапе сокращается сбыт в отрасли, и многие предприятия уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей или они располагают меньшими доходами. Торговый ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях, а в рекламе в информационном стиле подчеркиваются доступность и выгодность цены.
На этапе спада спроса на товар, ухода товары с рынка применяются следующие маркетинговые инструменты:
Таким образом, цель применения этих маркетинговых инструментов – сократить продолжительность этого этапа, так как прибыль снижается, а издержки растут.
Один и тот же товар предприятия
может находиться на разных рынках и быть
на разных этапах жизненного цикла. Поэтому
очень важно определить, сколько и каких
товаров на каждом из этапов жизненного
цикла следует иметь, чтобы обеспечить
эффективную предпринимательскую деятельность
предприятия, как в рассматриваемый период,
так и в перспективе. Существует множество
методов оценки этапа жизненного цикла
товара. Их классификация приведена в
таблице 128.
Таблица 1 – Классификация методов оценки этапа ЖЦТ
Автор | Метод оценки этапа жизненного цикла товара |
Количественные методы оценки этапа ЖЦТ | |
Polli, Cook | Метод
определения этапа жизненного цикла
товара с помощью анализа изменения
сбыта за определенный период времени
и расчета его |
Чуровский С.Р. | Оценка ЖЦТ с использованием финансовых критериев |
Богданов А. | Имитационная модель жизненного цикла продукции на основе дисконтированного дохода |
Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н. | Метод оценки кривой спроса с использованием алгоритма формирования спроса в зависимости от уровня насыщенности рынка |
Дхаллой Н., Уиспих С. | Оценка
ЖЦТ на основе взаимной корреляции
факторов объема продаж и суммарной
потребительской |
Голубков Е.П. | Метод оценки ЖЦТ на основе относительной доли рынка и темпа роста рынка |
Самочкин В.Н., Барахов В.И. | Оценка ЖЦТ на основе аппроксимации кривой изменения объема продаж с использованием матрицы БКГ |
Самочкин В.Н., Барахов В.И. | Марковская модель жизненного цикла товара, рассматривающая жизненный цикл товара как случайный процесс, подверженный воздействию множества случайных факторов рынка. |
Качественные методы оценки этапа ЖЦТ | |
Ламбен Ж. | Сетка оценки этапа ЖЦТ по рыночной стратегии, структуре рынка, типу предпринимателей и отношению между конкурентами. |
Авторская разработка | Оценка ЖЦТ на основе экспертных оценок факторов внутренней и внешней среды предприятия, использование основных маркетинговых детерминант. |
Метод Polli-Cook, диагностика стадии жизненного цикла товара (услуги) выполняется по следующему алгоритму:
-Определение среднего объема продаж по товарному ассортименту;
-Оценка стандартной девиации продаж;
-Определение
стадии жизненного цикла
Средняя величина сбыта
Стандартная девиация продаж
Стадия роста
Стадия насыщения
Стадия
спада ,
Где - Сумма объемов продаж изделий за определенный период;
n – Количество изделий29.
Метод оценки кривой спроса с использованием алгоритма формирования спроса в зависимости от уровня насыщенности рынка (Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н.).
Общепринятой моделью оценки в отечественной литературе кривой спроса для товаров длительного пользования (соответственно, кривой ЖЦТ) служит алгоритм формирования, представленный г-ами Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н. (). Исходными данными для такого анализа, в его традиционном виде, служат:
- имеющийся парк товаров длительного пользования уже накопленный в семьях на момент времени t - Пj(t);
- уровень насыщения товаров в регионе Hj;
- теоретическая функция спроса товаров данного вида на момент времени в данном регионе - Cnj(t), которую предполагают производной от функции парка.
Далее на основе этих исходных данных высказывается ряд логических предположений о функции спроса и парке товаров и составляются дифференциальные уравнения с разделяющими переменными, решение которых приводит к уравнению вида:
Спj(t)=cj0*(Hj/(1+e(a-b*
Уравнение позволяет построить кривую спроса, интерпретируемую в классическую кривую жизненного цикла товара. Фактически представляемый график абстрагируется от естественных колебаний спроса, носящих кратковременный характер и рассматривается как график главной тенденции. Безусловное достоинство настоящего алгоритма и производных по отношению к нему, заключающееся в высокой точности результирующих данных, когда выявлена основная тенденция, построенная на экспоненциальной зависимости, в основе которой лежит переменный фактор насыщенности рынка, позволяющий прогнозировать уровень спроса на определенном промежутке времени жизни товара или услуги30.
Оценка
ЖЦТ на основе взаимной корреляции
факторов объема продаж и суммарной
потребительской
Наилучшим образом распределению во времени фактора объема продаж и критерия суммарной потребительской удовлетворенности отвечает экспоненциальное распределение, которому соответствует и распределение в классическом случае оценки ЖЦТ. Приведенное уравнение наиболее характерно и многократно было получено как в результате аппроксимации экспериментальных данных об объемах продаж, так и критерия суммарной удовлетворенности:
Y=eA, A=a+b*T+c*T2
где Y- величина объема продаж Q или критерия суммарной удовлетворенности U; a,b,c - константы, определяемые в результате аппроксимации; Т - период времени естественного течения или этап жизненного цикла товарной системы.
Q=
eA; U= eB31.
2. Анализ жизненного цикла товара на примере ООО "Деликатес-Бира".
Торговая марка "Бридер" была создана в 2003 году для продвижения мясоколбасных изделий на рынок Еврейской автономной области. Компания создавала своё производство практически с нуля: закупала оборудование, подбирала квалифицированный персонал, создавала собственную уникальную рецептуру, налаживала партнёрство с зарубежными коллегами.
Основателей компании, представителей разных профессий и разных взглядов на жизнь и бизнес, в 2003 объединила одна общая цель - добиться высокого качества продукции. ООО "Деликатес-Бира" представляет собой современное предприятие по производству и реализации мясных продуктов. За период работы на предприятии создан комплекс современных производств, ориентированных, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в мясных продуктах питания.
Полное фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Деликатес-Бира".
Место нахождения: Россия, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Карьерная,2.
Единственным учредителем общества является Мамедов Джамал Алигейдар оглы, с уставным капиталом в 10 000 (Десять тысяч) рублей.
Видами деятельности общества являются:
- организация и ведение оптовой, мелкооптовой розничной и бартерной торговли, торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая, иная коммерческая деятельность, создание совместных производств, торговых точек, фирменных магазинов, в том числе коммерческих и комиссионных;
- производство и реализация продуктов питания, товаров народного потребления;
- оказание бытовых и иных услуг гражданам и организациям:
- закуп, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
- организация точек общественного питания (кафе, баров, закусочных и ресторанов);
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Постепенно, решая задачи повышения качества и расширения ассортимента, "Бридер" стал расти. Вслед за увеличением объемов продаж увеличивались и объёмы производства. Сейчас ООО "Деликатес-Бира" - это предприятие с современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом. Несмотря на то, что общий стаж технологов предприятия составляет 40 лет, специалисты проходят обучение на лучших предприятиях в центре России и Европы. Руководство предприятия считает: учиться нужно только у лучших!
Для того чтобы удовлетворять запросы потребителей, которые становится все более требовательными, и, в то же время, получать от производства прибыль, для всех мясоперерабатывающих предприятий становится необходимым пересматривать и расширять ассортимент своей продукции.
"Деликатес-Бира" благодаря постоянному развитию и модернизации технологических процессов и оборудования предприятие прочно удерживает свои позиции в ряду аналогичных предприятий пищевой промышленности.
Качество продукции предприятия признано не только авторитетными специалистами в регионе, но и в соседних регионах России. Благодаря этому существенная доля услуг и продукции предприятия по производству мясных продуктов предоставляется в соседние регионы.
Колбасы и мясные деликатесы "Бридер" успешно продаются не только в Еврейской Автономной области. На сегодняшний день "Бридер" имеет пять оптовых баз и порядка трехсот оптовых магазинов торгующих продукцией "Бридер" в городе Хабаровске. Уверенно выходит "Бридер" и на рынок Амурской области.