Управление жизненным циклом товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности жизненного цикла товара для выявления возможностей его практического применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие жизненного цикла товара;
- выявить этапы жизненного цикла товара;
- изучить маркетинговые инструменты, применяемые на различных этапах жизненного цикла товара;
- рассмотреть экономическую характеристику ООО «Деликатес-Бира»;
- рассчитать этап жизненного цикла товара ООО «Деликатес – Бира»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты управления жизненным циклом товара………………..5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………….5
1.2 Основные этапы жизненного цикла товара……………………………...6
1.3 Маркетинговые инструменты, применяемы на различных этапах жизненного цикла товара……………………………………………………………19
2 Анализ жизненного цикла товара на примере ООО "Деликатес-Бира"……….25
2.1 Экономическая характеристика ООО "Деликатес-Бира"……………...25
2.2 Расчет этапа ЖЦТ ООО «Деликатес – Бира»…………………………...29
3 Проект рекомендаций по разработке маркетинговых стратегий для продления жизненного цикла товара……………………………………………………………36
Заключение …………………………………………………………………………..42
Список используемой литературы………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 686.00 Кб (Скачать)

     Следовательно, на этом этапе применяют следующие  маркетинговые инструменты:

  • к товару стремятся привлечь внимание потребителей-новаторов, формирующих общественное мнение;
  • на рынок выходят только одну или две базовых модели товара;
  • реклама носит информационный характер и дается один раз в целях минимизации издержек;
  • реализация товара осуществляется только в одной или двух торговых точках;
  • применяется твердая, обоснованная цена.

     Цель  применения этих маркетинговых инструментов – сократить продолжительность  стадии внедрения и ускорить начало стадии роста спроса на товар. Темп роста спроса на товар и общий  уровень сбыта новой продукции  сильно зависят от двух связанных процессов в поведении потребителей: признание товара и его распространение25.

     На  этапе роста спроса на товар применяются  следующие маркетинговые инструменты:

     - привлекают к потреблению товара массовый рынок обеспеченных лиц;

     - выводят на рынок всю ассортиментную группу товаров;

     - расширяют торговую сеть;

        - устанавливают широкий диапазон цен, рассчитанный на различные рыночные сегменты;

     - увеличивают затраты на рекламу, которая должна носить убеждающий характер.

     Цель  применения этих маркетинговых инструментов – ускорить рост спроса на товар и достичь максимальной прибыли.

     На  этапе зрелости товара предприятия  пытаются сохранить отличительные  преимущества (например, более низкая цена, качества товара и гарантии) как  можно дольше. Конкуренция достигает максимума. В результате сокращаются прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу товара. На этом этапе покупки совершает массовый покупатель со средними доходами. Теперь цель предприятия – не рост продаж, а сохранение достигнутого уровня.

     На  этапе зрелости товара применяется  следующие маркетинговые инструменты:

  • привлекают к потреблению товара массового потребителя;
  • сохраняют на рынке всю ассортиментную группу товаров;
  • используют для реализации товара широкую торговую сеть;
  • применяют полную ценовую линию на товары;
  • придают рекламе конкурентный характер.

     Цель  применения этих маркетинговых инструментов – удлинить продолжительность этого  этапа жизненного цикла товара, так  как объем сбыта и прибыль  максимальны26.

     На  этапе спада спроса на товар у предприятий есть три альтернативных направления действий. Во-первых, можно сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимого товара; уменьшить число торговых точек, через которые осуществляется продажа и продвижение товара. Во-вторых, оживить товар, изменив его положение на рынке, упаковку или стратегию сбыта. В-третьих, можно прекратить выпуск товара. На этом этапе сокращается сбыт в отрасли, и многие предприятия уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей или они располагают меньшими доходами. Торговый ассортимент концентрируется на наиболее хорошо продаваемых моделях, а в рекламе в информационном стиле подчеркиваются доступность и выгодность цены.

     На  этапе спада спроса на товар, ухода  товары с рынка применяются следующие маркетинговые инструменты:

  • подключают к потреблению товара потребителей-консерваторов;
  • оставляют на рынке только те товары, которые пользуются максимальным спросом;
  • сокращают число торговых точек;
  • применяют скрытое и открытое понижение цен;
  • переходят к «мягкой» рекламе только информационного и напоминающего характера27.

     Таким образом, цель применения этих маркетинговых  инструментов – сократить продолжительность  этого этапа, так как прибыль  снижается, а издержки растут.

        Один и тот же товар предприятия может находиться на разных рынках и быть на разных этапах жизненного цикла. Поэтому очень важно определить, сколько и каких товаров на каждом из этапов жизненного цикла следует иметь, чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность предприятия, как в рассматриваемый период, так и в перспективе. Существует множество методов оценки этапа жизненного цикла товара. Их классификация приведена в таблице 128. 

     Таблица 1 – Классификация методов оценки этапа ЖЦТ

     Автор      Метод оценки этапа жизненного цикла товара
     Количественные  методы оценки этапа  ЖЦТ
     Polli, Cook      Метод определения этапа жизненного цикла  товара с помощью анализа изменения  сбыта за определенный период времени  и расчета его среднеквадратичного  отклонения
     Чуровский С.Р.      Оценка ЖЦТ с использованием финансовых критериев
     Богданов  А.      Имитационная  модель жизненного цикла продукции  на основе дисконтированного дохода
     Одинец  В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н.      Метод оценки кривой спроса с использованием алгоритма формирования спроса в зависимости от уровня насыщенности рынка
     Дхаллой Н., Уиспих С.      Оценка  ЖЦТ на основе взаимной корреляции факторов объема продаж и суммарной  потребительской удовлетворенности
     Голубков  Е.П.      Метод оценки ЖЦТ на основе относительной  доли рынка и темпа роста рынка
     Самочкин  В.Н., Барахов В.И.      Оценка  ЖЦТ на основе аппроксимации кривой изменения объема продаж с использованием матрицы БКГ
     Самочкин  В.Н., Барахов В.И.      Марковская  модель жизненного цикла товара, рассматривающая  жизненный цикл товара как случайный процесс, подверженный воздействию множества случайных факторов рынка.
     Качественные  методы оценки этапа  ЖЦТ
     Ламбен  Ж.      Сетка оценки этапа ЖЦТ по рыночной стратегии, структуре рынка, типу предпринимателей и отношению между конкурентами.
     Авторская разработка      Оценка  ЖЦТ на основе экспертных оценок факторов внутренней и внешней среды предприятия, использование основных маркетинговых  детерминант.

                                                  

     Метод Polli-Cook, диагностика стадии жизненного цикла товара (услуги) выполняется по следующему алгоритму:

     -Определение  среднего объема продаж по  товарному ассортименту;

     -Оценка  стандартной девиации продаж;

     -Определение  стадии жизненного цикла товара.

     

     Средняя величина сбыта  

     

     Стандартная девиация продаж 

     

     Стадия роста    

     

     Стадия  насыщения

     

     Стадия  спада     , 

     Где - Сумма объемов продаж изделий за определенный период;

     n – Количество изделий29.

     Метод оценки кривой спроса с использованием алгоритма формирования спроса в  зависимости от уровня насыщенности рынка (Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н.).

     Общепринятой  моделью оценки в отечественной  литературе кривой спроса для товаров  длительного пользования (соответственно, кривой ЖЦТ) служит алгоритм формирования, представленный г-ами Одинец В.П., Тарасевич  В.М., Цацулин А.Н. (). Исходными данными  для такого анализа, в его традиционном виде, служат:

      - имеющийся парк товаров длительного пользования уже накопленный в семьях на момент времени t - Пj(t);

      - уровень насыщения товаров в регионе Hj;

      - теоретическая функция спроса товаров данного вида на момент времени в данном регионе - Cnj(t), которую предполагают производной от функции парка.

     Далее на основе этих исходных данных высказывается  ряд логических предположений о  функции спроса и парке товаров и составляются дифференциальные уравнения с разделяющими переменными, решение которых приводит к уравнению вида:

     Спj(t)=cj0*(Hj/(1+e(a-b*t))*(Hj*e(a-b*t) /(1+e(a-b*t))

     Уравнение позволяет построить кривую спроса, интерпретируемую в классическую кривую жизненного цикла товара. Фактически представляемый график абстрагируется от естественных колебаний спроса, носящих кратковременный характер и рассматривается как график главной тенденции. Безусловное достоинство настоящего алгоритма и производных по отношению к нему, заключающееся в высокой точности результирующих данных, когда выявлена основная тенденция, построенная на экспоненциальной зависимости, в основе которой лежит переменный фактор насыщенности рынка, позволяющий прогнозировать уровень спроса на определенном промежутке времени жизни товара или услуги30.

     Оценка  ЖЦТ на основе взаимной корреляции факторов объема продаж и суммарной  потребительской удовлетворенности (Дхаллой Н., Уиспих С.).

     Наилучшим образом распределению во времени фактора объема продаж и критерия суммарной потребительской удовлетворенности отвечает экспоненциальное распределение, которому соответствует и распределение в классическом случае оценки ЖЦТ. Приведенное уравнение наиболее характерно и многократно было получено как в результате аппроксимации экспериментальных данных об объемах продаж, так и критерия суммарной удовлетворенности:

     Y=eA, A=a+b*T+c*T2

     где Y- величина объема продаж Q или критерия суммарной удовлетворенности U; a,b,c - константы, определяемые в результате аппроксимации; Т - период времени естественного течения или этап жизненного цикла товарной системы.

     Q= eA;  U= eB31. 

     2. Анализ жизненного цикла товара  на примере ООО "Деликатес-Бира".

     2.1 Технико-экономическая характеристика ООО "Деликатес-Бира"

     Торговая  марка "Бридер" была создана в 2003 году для продвижения мясоколбасных изделий на рынок Еврейской автономной области. Компания создавала своё производство практически с нуля: закупала оборудование, подбирала квалифицированный персонал, создавала собственную уникальную рецептуру, налаживала партнёрство с зарубежными коллегами.

     Основателей компании, представителей разных профессий  и разных взглядов на жизнь и бизнес, в 2003 объединила одна общая цель - добиться высокого качества продукции. ООО "Деликатес-Бира" представляет собой современное предприятие по производству и реализации мясных продуктов. За период работы на предприятии создан комплекс современных производств, ориентированных, прежде всего, на удовлетворение потребностей населения в мясных продуктах питания.

     Полное  фирменное наименование - Общество с ограниченной ответственностью "Деликатес-Бира".

     Место нахождения: Россия, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Карьерная,2.

     Единственным  учредителем общества является Мамедов  Джамал Алигейдар оглы, с уставным капиталом в 10 000 (Десять тысяч) рублей.

     Видами  деятельности общества являются:

     - организация и ведение оптовой, мелкооптовой розничной и бартерной торговли, торгово-закупочная деятельность, торгово-посредническая, иная коммерческая деятельность, создание совместных производств, торговых точек, фирменных магазинов, в том числе коммерческих и комиссионных;

     - производство и реализация продуктов питания, товаров народного потребления;

     - оказание бытовых и иных услуг гражданам и организациям:

     - закуп, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

     - организация точек общественного питания (кафе, баров, закусочных и ресторанов);

     - иные виды деятельности, не запрещенные законом.

     Имущество общества составляют материальные и  финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества. Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     Постепенно, решая задачи повышения качества и расширения ассортимента, "Бридер" стал расти. Вслед за увеличением  объемов продаж увеличивались и  объёмы производства. Сейчас ООО "Деликатес-Бира" - это предприятие с современным  оборудованием и высококвалифицированным персоналом. Несмотря на то, что общий стаж технологов предприятия составляет 40 лет, специалисты проходят обучение на лучших предприятиях в центре России и Европы. Руководство предприятия считает: учиться нужно только у лучших!

     Для того чтобы удовлетворять запросы потребителей, которые становится все более требовательными, и, в то же время, получать от производства прибыль, для всех мясоперерабатывающих предприятий становится необходимым пересматривать и расширять ассортимент своей продукции.

     "Деликатес-Бира" благодаря постоянному развитию и модернизации технологических процессов и оборудования предприятие прочно удерживает свои позиции в ряду аналогичных предприятий пищевой промышленности.

     Качество  продукции предприятия признано не только авторитетными специалистами в регионе, но и в соседних регионах России. Благодаря этому существенная доля услуг и продукции предприятия по производству мясных продуктов предоставляется в соседние регионы.

     Колбасы и мясные деликатесы "Бридер" успешно продаются не только в Еврейской Автономной области. На сегодняшний день "Бридер" имеет пять оптовых баз и порядка трехсот оптовых магазинов торгующих продукцией "Бридер" в городе Хабаровске. Уверенно выходит "Бридер" и на рынок Амурской области.

Информация о работе Управление жизненным циклом товара