Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:43, реферат
Маркетинг-логистика как инструмент повышения эффективности маркетинговых коммуникаций является фактором, определяющим уровень конкурентоспособности системы сбыта.
Становление и развитие маркетинг-логистики связаны с процессами проникновения и конвергенции во все сферы товарного производства, в том числе и в маркетинговую деятельность, философию логистики.
Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта (дистрибьюции) фирмы, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.
Для анализа логистического интерфейса с маркетингом в западной литературе часто используют традиционное понятие маркетингового микса «4 P-s»: «price — product — promotion — place» («цена — продукт — продвижение — место»). Тогда интерфейс логистики и маркетинга можно представить в виде схемы взаимодействия маркетингового и логистического миксов с целью удовлетворения требований потребителей.
Для
развитых рыночных отношений становятся
актуальными процессы интеграции маркетинга
и логистики, основанные на взаимодействии
двух концепций управления. Взаимодействие
маркетинга как концепции управления,
ориентированной на рынок, и логистики
как концепции управления, ориентированной
на поток, создает возможности повышения
материальной и информационной полезности
и ценности продукта, определяемых покупателем
или клиентом (рис.3). Такая интеграция
создает основы для структуризации логистики
на подсистемы. Которые предоставляют
покупателю возможность более эффективно
и надежно использовать приобретенную
продукцию.
Распределительный микс | |||
Например, пути сбыта | Сервис поставок | Например, дрговорные системы сбыта | |
Распределительная логистика |
Рис. 3.
Маркетинг и логистика –
Классификация логистики осуществляется в зависимости от пространственного (предприятие, регион, страна), временного, функционального, организационно-хозяйственного и объектообразующего признаков (табл. 4).
По производственному признаку различают следующие виды логистики.
Микрологистика охватывает границы одного предприятия. Макрологистика распространяется на народное хозяйство или на экономический район страны. Металогистика — на отдельные региональные образования, их системы снабжения и каналы распределения.
Наиболее представительной является классификация по функциональному признаку (см. табл. 3).
Заготовительная (закупочная) логистика связана с оптимизацией всех потоков, которые имеют место в процессе закупки и поставки сырья, материалов, топлива и других продуктов, необходимых для производства товаров.
Производственная логистика занимается материальными потоками внутри предприятия при производстве продукции (технологические, энергетические, информационные и другие потоки).
Сбытовая логистика рассматривает все пространственно-временные процессы, которые требуется осуществить, чтобы товары были доставлены на рынки сбыта.
Торговая логистика осуществляет оптимизацию всех потоков, которые имеет торговое предприятие при организации закупки и хранения товаров, приобретенных у фирмы-производителя, и поставки этих товаров промежуточному покупателю или конечному потребителю.
Логистика систем передвижения охватывает потоки транспортных процессов, которые предприятие осуществляет на макро- и метауровне логистической системы. Сюда относится, например, транспортная логистика.
Логистика складирования изучает и оптимизирует все потоки, которые связаны с концентрацией, хранением, переработкой и распределением товаров между потребителями.
В существующей научно-практической литературе маркетинг-логистику отождествляют с логистикой сбыта, или распределительной логистикой. Однако логистика сбыта охватывает более широкий спектр потоков, так как процесс сбыта включает технологию подготовки продаж и проведения продаж. А логистика распределения связана с исследованием и оптимизацией потоков, сопровождающих процесс разработки стратегии распределения (выбор путей, каналов и органов сбыта продукции) и процесс формирования и функционирования системы физического перемещения товара по выбранному каналу. Поэтому целесообразно выделять в структуре логистики распределения логистику стратегического распределения и логистику физического распределения, т.е. маркетинг-логистику.
Таблица 4
Классификация
логистики
Фактор декомпозиции |
Область логистика |
Пространственный | Микрологистика
Макрологистика Металогистика |
Временной | Анализ, планирование
и организация логистических
систем и процессов
Регулирование, реализация и контроль логистических установок Расчет мощности и производительности логистической системы |
Функциональный | Заготовительная
(закупочная) логистика
Производственная логистика Сбытовая логистика Маркетинговая логистика Торговая логистика Логистика систем передвижения Логистика складирования Логистика упаковки товара Информационная логистика |
Организационно-хозяйственный | Логистика предприятия
Строительная логистика
Военно-промышленная логистика Предпринимательская логистика |
Объектообразующий | Единичная логистика
Массовая логистика Логистика запасных, комплектующих товаров Логистика персонала |
Таким образом, маркетинг-логистика — это составная часть логистики распределения, которая связана с исследованием и оптимизацией всех видов потоков, сопровождающих физические перемещения товара по выбранному каналу, пути от производителя до конечного потребителя.
Некоторые
специалисты в области
неправильному толкованию содержания тех или иных терминов и определений. Например, термин "маркетинговая логистика" рассматривается как логистика в системе маркетинга, тогда как маркетинг-логистика охватывает только одну подсистему маркетинга-сбыт, а именно физическое распределение товара.
Процесс маркетинг-логистики приведен на рис. 4. Основными этапами и элементами этого процесса являются: исследование и прогноз требований потребителей, изучение (бенчмаркинг) предложений конкурентов; прогноз оборота и сбыта; планирование распределения; фрахт, заключение договора о поставке и приобретении сырья и материалов для производства товаров, имеющих спрос; организация приема сырья и материалов; организация складирования и контроль запасов сырья и материалов; оформление заказов с торговыми организациями или отдельными потребителями продукции фирмы; планирование производства; производство продукции; упаковка продукции; организация хранения готовой продукции на складах внутри территории фирмы; рассылка товара; организация транспорта готовой продукции; организация хранения готовой продукции на складах фирмы, расположенных за пределами ее территории; сервисное обеспечение поставок и обслуживание покупателей; сбыт.
Процесс
маркетинг-логистики
Основными
функциями маркетинг-логистики являются:
исследование, планирование, реализация
и контроль физических потоков материалов
и готовой продукции при перемещении их
от производителя до конечного потребителя
(рис. 5). Важнейшими задачами маркетинг-логистики
могут быть (в зависимости от развитости
этой подсистемы маркетинга на фирме):
• организация исследования требований и заказов потребителей, а также бенчмаркинг предложений конкурентов;
• обоснование
и организация информационного
обеспечения маркетинг-
Обратная связь
Обратная
связь
Рис. 4.
Процесс маркетинг-логистики
• технико-экономическое
сравнение вариантов сооружения
собственной системы
• выбор эффективного варианта транспорта для поставки товара потребителям, т.е. использование собственного транспорта или привлечение специальных транспортных организаций;
• сравнение и выбор оптимального пути транспортировки товара до потребителей, или до центрального склада фирмы вне ее территории, или до центрального склада посреднической организации;
• создание
постоянного торгового
• определение
объемов запасов готовой
• установление оптимальных объемов заказов потребителей на все виды продукции фирмы;
• контроль
и разработка мероприятий плана
распределения продукции
|