Управление маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы выступил российский рынок чая. Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
Для раскрытия цели необходимо решить ряд задач:
определить сущность и направления маркетинговых исследований;
описать этапы проведения маркетинговых исследований,
а также методов сбора маркетинговой информации.
проанализировать основные этапы анализа рынка.
раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.

Содержание

Введение
1. Характеристика маркетинговых исследований.
1.1 Цели, задачи и объекты маркетинговых исследований
1.2.Основные направления маркетинговых исследований
1.3. Методы маркетинговых исследований
1.4 Основные этапы процесса маркетинговых исследований
2. ОБЗОР И АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ
2.1 Основные производители чая на рынке России
2.2 Черный чай – безусловный лидер на российском рынке. Импорт и структура розничных продаж.
2.3 Структура розничных продаж чая по ценовым сегментам.
2.4 Лидеры на российском рынке
2.5 Основные выводы по итогам обзора
2.6 Маркетинговые исследования рынка чая
2.6.1 Выбор целевых сегментов рынка

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)

По мнению ряда специалистов, внутри чайного  рынка можно выделить два основных сегмента, соответствующих разным видам чая. Это черный чай (в Китае он называется красным), представленный сортами, подверженными ферментации, и зеленый чай, представленный неферментированными сортами. Необходимо отметить, что, помимо черного чая, в сегменте сортов, подверженных ферментации, различают также оранжевый, фиолетовый, желтый виды чая; в сегменте неферментированных сортов, помимо зеленого, выделяют также белый чай. Однако доля этих «экзотических» видов на российском рынке незначительна. Явное предпочтение россияне отдают черному чаю. По данным, приводимым компанией «ВладВнешСервис», в 2003 году на долю черного чая пришлось 93% от общего объема импорта (см. рисунок 1), что в натуральном выражении составило около 150 тыс. тонн.

Основная  доля потребляемого в России черного чая (около 74% в 2008 году) купажируется и расфасовывается внутри страны, существенно меньшая доля (26% в 2008 году) приходится на зарубежные компании. Как отмечают эксперты компании «ВладВнешСервис», процесс переноса чайных производств на территорию России связан с тем, что ввозные таможенные пошлины на фасованный чай значительно выше, чем на чайное сырье.

 

Рисунок 1. Доли разных видов чая в объеме импорта в 2008 году, % (по материалам исследований компании «ВладВнешСервис»)

Зеленый чай россияне в настоящее употребляют  в незначительной мере. Хотя в XVII-XVIII веках, когда в России начинали пить чай, пили именно зеленый чай, со временем его постепенно вытеснил черный чай. Как отмечают аналитики компании «ВладВнешСервис», сегодня потребительские предпочтения россиян вновь медленно смещаются к зеленому чаю: импортные поступления неферментированного чая в 2008 году в 2,3 раза превысили уровень 2004 года и достигли 8,8 тыс. тонн (5,5% от общего объема импорта).

В сегменте зеленого чая наблюдается существенный рост розничных продаж. По данным, приводимым компанией ACNielsen, за период с февраля по сентябрь 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008 года увеличение объемов продаж зеленого чая составило 48% в натуральном и 61% в стоимостном выражении. Доля зеленого чая в общей структуре розничных продаж возросла с 5,9 до 8% в натуральном обороте и с 8,6 до 10,8% в стоимостном обороте (см. рисунок 2). Для сравнения, в крупнейших городах КНР Пекине и Шанхае по итогам 2008 года доля зеленого чая в структуре розничных продаж составила 78,3% от общего стоимостного оборота.

По  объему

 
 
 
 
 
 
 

 

По  стоимости 
 
 
 
 

Рисунок 2.Структура розничных продаж чая в 24-х крупнейших городах России по видам, % (по материалам исследований компании ACNielsen) 1 

Лидером продаж остается традиционный для россиян  черный неароматизированный чай. В феврале-сентябре 2004 года его доля от общего объема реализации в 24-х крупнейших российских городах составляла 82,1% в натуральном выражении и 72,9% в стоимостном выражении. Однако по отношению к показателям 2003 года прослеживается снижение доли черного неароматизированного чая в структуре розничных продаж на российском рынке. Уменьшение доли черного неароматизированного чая происходит за счет роста лояльности потребителей к зеленому чаю, а также к черному ароматизированному чаю. Следует отметить, что темпы увеличения стоимостного объема продаж черного ароматизированного чая в 2004 году лишь немногим уступали зеленому чаю (54% в стоимостном выражении и 50% в натуральном выражении).

В целом  розничные продажи чая за период с февраля по сентябрь 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 года, как свидетельствуют результаты исследований компании ACNielsen, в 24-х крупнейших российских городах возросли на 10% в натуральном выражении и на 28% в стоимостном выражении. Для чайной продукции характерна сезонность продаж – спрос активизируется в зимние месяцы, а в летний период наблюдается его уменьшение.

2.3 Структура розничных продаж чая по ценовым сегментам.

На чайном рынке различают три ценовых  сегмента: экономичный, средний и  премиум. В настоящее время на российском рынке экономичный сегмент представлен марками отечественных производителей: «Беседа» (ООО «Юнилевер СНГ», Москва), Бодрость (ОАО «Русский продукт», Москва), Гранд («Гранд»), Лисма («Май»), «Принцесса» Гита», «Принцесса Канди», «Принцесса Ява» (ООО «Орими Трэйд», Санкт-Петербург) и другими.

В средний  сегмент входят марки как отечественных, так и зарубежных производителей: «Императорский чай» (ООО «Императорский чай», Московская область), «Майский», «Никитин» («Никитин»), «Принцесса Нури» (ООО «Орими Трэйд», Санкт-Петербург), Ahmad (Ahmad Tea Ltd.), Brook Bond, Lipton (ООО «Юнилевер СНГ», Москва), Dilmah (MJF Holdings Ltd., Шри-Ланка) и ряд других торговых марок.

Сегмент премиум составляют только марки  европейских производителей: Mlesna (Mlesna Ltd., Шри-Ланка), Newby (Newby Teas (U. K.) Ltd.), Twinings (R. Twining&Company Ltd., Великобритания) и другие. Результаты исследований компании ACNielsen свидетельствуют о том, что в последние годы в розничных продажах чая наблюдается тенденция к устойчивому снижению доли экономичного сегмента за счет увеличения долей среднеценового и премиального сегментов (см. рисунок 3). При этом темпы роста годовых продаж премиального чая в натуральном выражении превышают темпы роста в сегменте средней ценовой категории – в феврале-сентябре 2004 года в премиум сегменте реализовано на 40% больше продукции в натуральном выражении, чем за аналогичный период 2003 года, тогда как в среднеценовом сегменте – лишь на 15% больше.

    По  объему 
 
 
 
 

  По стоимости               

Рисунок3. Структура розничных продаж чая по ценовым сегментам, % (по материалам исследований компании ACNielsen) 

 
В отношении потребительских предпочтений различных марок чая аналитики компании «Комкон-СПб» по результатам проведенных исследований отмечают, что в период с 2005 по 2009 год изменения, происходящие на российском потребительском чайном рынке коснулись в основном среднего ценового сегмента. В частности, в первом полугодии 2000 года доля тех, кто пил чай Ahmad, составляла около 9% от числа потребителей чая. В первом полугодии 2004 года продукцию этой марки потребляли 33% респондентов.

2.4 Лидеры на российском  рынке

Предпочтения  россиянами различных марок чая – 15 наиболее популярных марок, согласно результатам исследований компании «Комкон-СПБ», отражены в таблице 2. Как показывают данные таблицы, наибольшая доля на российском потребительском рынке по итогам первого полугодия 2004 года осталась за чаем Ahmad (Ahmad Tea Ltd.). Однако среди чайных компаний первенство принадлежало концерну «Юнилевер СНГ», доля потребителей марок чая этой компании составила в совокупности 52%.

Второе  место занимала компания «Орими Трэйд», совокупная доля потребителей чая марок, представляемых этой компанией, составила более 40%.

Таблица 2. Потребление россиянами различных марок  чая (первые 15 марок), 1-е  пол. 2004 года, % (по материалам исследований компании «Комкон-СПб») 

 

Эксперты  компании «ВладВнешСервис» отмечают, что одной из основных тенденций  потребительских предпочтений чая  на российском рынке в настоящее  время выступает смещение потребительских  предпочтений в сторону более  качественного чая, в частности, выращенного в республике Шри-Ланка (в 2003 году на долю этой страны пришлось более 40% всех импортных поступлений чая). Индия переместилась на второе место и по состоянию на 2003 год контролировала порядка 30% рынка импортируемого в Россию чая.

2.5 Основные выводы по итогам обзора

- Российский  рынок чая консолидирован. На  долю четырех основных производителей: ООО «Орими Трэйд», ОАО «Компания  “Май”», Ahmad Tea Ltd. и Unilever NV/Plc приходится 64,5% натурального оборота и 63,4% стоимостного оборота (по результатам исследований ACNielsen в 24-х крупнейших российских городах).

- Безусловное  предпочтение россияне отдают  черному чаю, его пьют более  80% потребителей. Зеленый чай и  черный чай с различными добавками  пьет незначительное число россиян,  однако в последние годы спрос на зеленый чай и черный ароматизированный чай неуклонно растет.

- В последние  годы в розничных продажах  чая наблюдается тенденция к  устойчивому снижению доли экономичного  сегмента за счет увеличения  долей среднеценового и премиального сегментов. При этом темпы роста годовых продаж чая премиального сегмента в натуральном выражении превышают темпы роста в среднем ценовом сегменте.

- Наибольшая  доля на российском потребительском  чайном рынке принадлежит марке  Ahmad (Ahmad Tea Ltd.). Среди чайных компаний лидируют «Юнилевер СНГ» - доля потребителей марок чая этой компании 52%, и «Орими Трэйд» - доля потребителей марок чая компании более 40% (по результатам исследований «Комкон-СПб», в первом полугодии 2004 года). 
 
 
 

2.6 Маркетинговые исследования рынка чая

2.6.1 Выбор целевых  сегментов рынка 

Компания  «Gold Day» производит чай,характеристика его представленна в таблице 3 

Табл.2.Характеристика производимых товаров

Номер признака Виды  чая Себестоимости единицы товара,р./шт. Цена  товара,р./шт.
1 Черный  чай 60 80
2 Зеленый чай 50 70
3 Травяной  чай 40 60

 
 
 
 
 
 

     Потребителями продукции является среднее население города. В таблице 3. приведены признаки, по которым целесообразно сегментировать потребителей продукции. 
 

Табл.3.Признаки сегментации потребителей

Номер признака Наименование  признака Номер градации признаков
1 2 3
Градация признаков
1 Возраст, лет. 16-25 26-40 Более 41
2 Среднедушевой спрос 300 400 500
3 Отношение к чаю Равнодушное Умеренное Активное

 
 

     Чтобы из множества сегментов выбрать наиболее предпочтительный, надо провести экономическую характеристику сегментов. Она представлена в таблице 4. 
 
 
 

Табл.4.Характеристика сегментов рынка

     
Сегмент рынка Кол-во потребителей,тус.чел. Среднедушевой спрос,р. Себестоимость единицы товара,р./шт. Цена  единицы продукции,р./шт. Объем продаж Затраты изготовителя,тыс.р. Прибыль изготовителя,тыс.р. Рентабельность  затрат,%
тыс.шт. тыс.р.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
111 15 300 60 80 56 4500 3360 1140 33,9
112 7 300 50 70 30 2100 1500 600 40
113 5 300 40 60 25 1500 1000 500 50
121 20 400 60 80 100 8000 6000 2000 33,3
122 10 400 50 70 57 4000 2850 1150 40,3
123 12 400 40 60 80 4800 3200 1600 50
131 30 500 60 80 187 15000 11220 3780 33,7
132 6 500 50 70 43 3000 2150 850 39,5
133 8 500 40 60 67 4000 2680 1320 49,3
211 38 300 60 80 142 11400 8520 2880 33,8
212 20 300 50 70 86 6000 4300 1700 39,5
213 15 300 40 60 75 4500 3000 1500 50
221 30 400 60 80 150 12000 9000 3000 33,3
222 7 400     50 70 40 2800 2000 800 40
223 5 400 40 60 33 2000 1320 680 51,5
231 20 500 60 80 125 10000 7500 2500 33,3
232 35 500 50 70 250 17500 12500 5000 40
233 4 500 40 60 33 2000 1320 680 51,5
311 2 300 60 80 7,5 600 450 150 33,3
312 8 300 50 70 34 2400 1700 700 41,2
313 10 300 40 60 50 3000 2000 1000 50
321 6 400 60 80 30 2400 1800 600 33,3
322 12 400 50 70 68 4800 3400 1400 41,2
323 6 400 40 60 40 2400 1600 800 50
331 5 500 60 80 12,5 1000 750 250 33,3
332 6 500 50 70 16 1100 800 300 37,5
333 8 500 40 60 67 4000 2680 1320 49,3

Информация о работе Управление маркетингом