Управление маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы выступил российский рынок чая. Основная цель курсовой работы состоит в исследовании методологии анализа рынков.
Для раскрытия цели необходимо решить ряд задач:
определить сущность и направления маркетинговых исследований;
описать этапы проведения маркетинговых исследований,
а также методов сбора маркетинговой информации.
проанализировать основные этапы анализа рынка.
раскрыть пути информационного обеспечения анализа рынка.

Содержание

Введение
1. Характеристика маркетинговых исследований.
1.1 Цели, задачи и объекты маркетинговых исследований
1.2.Основные направления маркетинговых исследований
1.3. Методы маркетинговых исследований
1.4 Основные этапы процесса маркетинговых исследований
2. ОБЗОР И АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ
2.1 Основные производители чая на рынке России
2.2 Черный чай – безусловный лидер на российском рынке. Импорт и структура розничных продаж.
2.3 Структура розничных продаж чая по ценовым сегментам.
2.4 Лидеры на российском рынке
2.5 Основные выводы по итогам обзора
2.6 Маркетинговые исследования рынка чая
2.6.1 Выбор целевых сегментов рынка

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 463.00 Кб (Скачать)
 

     К основным принципам проведения маркетинговых  исследований относятся объективность, точность и тщательность

     Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.

     Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность  их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.

     Принцип тщательности означает детальность  планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских  операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы. 

1.3. Методы маркетинговых исследований

 
 

Итак, методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных. 

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей. Иными словами, вторичная информация — это те данные, которые уже были собраны (Вами или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.

Основные достоинства вторичной информации — она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро. Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок).

Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Чаще всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

Качественное  исследование позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.

Фокус-группа — представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы,не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Интервью  проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

Анализ  протокола — заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

Респонденту предлагают представить себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять решение. После этого он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда — название метода), представленные респондентами.

  Количественное исследование , в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка.

Опрос — предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.

Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:

  • разработка, проверка и тиражирование анкеты;
  • инструктаж интервьюеров;
  • проведение опроса и контроль качества данных;
  • обработка и анализ полученной информации;
  • составление итогового отчета.

Retail Audit  — это исследование, включающее анализ ассортимента, цен, дистрибуции, рекламных материалов в розничных точках по исследуемой товарной группе.

Анализ  результатов аудита розничной торговли дает наиболее полную и адекватную характеристику как состояния и движения рынка в целом, так и тенденций по его отдельным позициям — структурным и географическим сегментам рынка, торговым маркам и т. д. Исследование по методу Retail Audit включает в себя разработку анкет, формирование выборки торговых точек, подготовку интервьюеров, непосредственно само исследование и последующую обработку и анализ данных.

Mix-методики это смешанные методы исследований, довольно удачно сочетающие в себе достоинства качественных и количественных методов.

Hall-test—  метод исследования, в ходе которого довольно большая группа людей (до 100-400 человек) в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы (упаковку, рекламный ролик и т. п.), а затем отвечает на вопросы (заполняет анкету), касающиеся данного товара.

Для проведения hall-теста представители потенциальных  потребителей приглашаются в специальное помещение, оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляют возможность протестировать данный товар (либо посмотреть рекламный ролик) и затем объяснить причину выбора той или иной марки товара либо рассказать о реакции на рекламу.

Home-test — метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету. Home-test во многом схож с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней).

Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.

Через несколько дней использования данного  товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда — по сравнению с другими продуктам

Mystery Shopping — метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).

При продаже  услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром. 

    1.4 Основные этапы процесса маркетинговых исследований 

   Процесс проведения маркетинговых исследований идентичен для любого вида маркетинговых  исследований и включает в себя следующие  этапы: 

   
  1. Определения проблемы и целей  исследования.
  2.    
  3. Определение потребности в проведении маркетинговых  исследований.
  4.    
  5. Определение проблемы.
  6.    
  7. Формулирование  целей маркетинговых исследований. 
  8.    
  9. Разработка  плана (программы) исследований.
  10.    
  11. Выбор методов  проведения исследований.
  12.    
  13. Определение типа требуемой информации и источников её получения.
  14.    
  15. Определения метода сбора необходимых данных.
  16.    
  17. Разработка  форм для сбора данных.
  18.    
  19. Разработка  выборочного плана и определение  объема выборки. 
  20.    
  21. Реализация  плана исследований.
  22.    
  23. Сбор данных.
  24.    
  25. Анализ  данных. 
  26.    

   4.Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства

   Процесс маркетинговых исследований может быть изображен следующей схемой (рис. 2.). 

   Остановимся на определение потребности в  маркетинговых исследованиях. Для  определения потребности в проведении маркетинговых исследованиях все  организации должны проводить мониторинг их внешних сред.

     
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 2. Процесс маркетингового исследования 

   Такая информация позволяет руководству  оценивать соответствуют ли результаты их текущей оперативной деятельности и запланированным целям, изменилась ли система ценностей потребителей и их стиль жизни.

   Во  многих случаях может не возникнуть потребности в проведении маркетинговых  исследований. Это возможно в следующих  ситуациях, когда:

  • информация уже имеется в распоряжении у руководства, например, через компьютерную сеть;
  • существует недостаток времени в проведении маркетинговых исследований;
  • отсутствуют необходимые ресурсы (нет денежных средств, необходимо переучивать персонал);
  • затраты превышают ценность результатов маркетинговых исследований.

   На  стадии определения потребностей мониторинг внешней среды скорее выявляет проблемы – симптомы, то не способствует формированию базовых, важнейших проблем.

 
 

2. ОБРОЗ И АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ

2.1 Основные производители  чая на рынке  России

На начало 2008 года объем российского рынка чая составил 165 тыс. тонн в натуральном выражении и около 1,1 млрд. долларов США в стоимостном выражении (по оценкам компании «Май»). По данным социологических опросов, около 98% россиян выпивают ежедневно хотя бы одну чашку чая.

Российский рынок чая значительно консолидирован. В четверку производителей, лидирующих по объему продаж, входят два российских оператора: ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург) и ОАО «Компания “Май”» (Москва) – а также две международные компании: Ahmad Tea Ltd. (Великобритания) и Unilever NV/Plc (Великобритания - Нидерланды). Согласно результатам исследований, проведенных компанией ACNielsen, на долю этих четырех компаний в 24-х крупнейших городах России приходится 64,5% натурального оборота и 63,4% стоимостного оборота.

Основные  производители чая, лидировавшие по объему продаж в 24-х крупнейших городах России в феврале-сентябре 2007 года, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные производители  чая и их совокупная доля в объеме продаж на российском рынке (по материалам исследований компании ACNielsen)  

2.2 Черный чай – безусловный лидер на российском рынке. Импорт и структура розничных продаж.

Информация о работе Управление маркетингом