Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:15, лекция
Задачи обучения:
Развить необходимые коммуникативные навыки конструктивного управления конфликтными ситуациями в общении с внешней средой (клиенты, партнеры) и внутри компании (коллеги, руководители).
Актуализировать знания о способах эмоциональной саморегуляции для повышения стрессоустойчивости.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
2
Тренинг - семинар «Управление конфликтами»
Задачи обучения:
Методы обучения:
минилекционный материал, рефлексия опыта, дискуссии, case-study, тестирование. ролевые ситуации, анализ видеозаписи, активные упражнения на формирование навыков.
Формат проведения - двухдневный тренинг-семинар продолжительностью 16 часов. Предполагает активность и включенность участников: формирование на собственном групповом опыте знаний, умений и навыков. При проведении тренинга используется видеотехника.
Основные вопросы программы:
1. Анализ конфликта:
2. Управление конфликтом:
3
Конфликт
КОНФЛИКТ - социально-психологическое явление, способ взаимодействия двух сторон при столкновении их противоречивых (но при этом взаимосвязанных) целей, интересов, позиций.
Главные признаки конфликта: наличие 2-х или более сторон
противоречие
<
активность сторон
к
4
Структура конфликта
Структура конфликта - это важные и существенные составные элементы, без которых существование конфликта невозможно.
1. Предмет конфликта - объект противоречащих или несовместимых притязании сторон; то, из-за чего спорят, борются или ведут переговоры участники взаимодействия.
Примеры:
2. Условия - обстоятельства и факторы, определяющие возможность возникновения и протекания конфликта.
Примеры:
}
5 Кейс «Я - начальник!»
По окончании института я был принят в отдел технического обслуживания крупной компании. Коллектив подобрался молодой, из таких же недавних студентов, как и я. Отношения с коллегами сложились теплые, дружеские. Мы проводили обеденные перерывы все вместе, за одним столом, делились своими проблемами.
Но однажды все резко изменилось. Наш начальник отправлялся в отпуск, и ему необходимо было оставить себе замену. Его выбор пал на меня.
На следующий день, придя на работу уже в новом качестве, я поставил коллектив в известность о моем повышении. Незадолго до этого к нам в отдел поступило новое техническое оборудование, с которым всем не терпелось познакомиться. Моя задача состояла в распределении обязанностей в нашей группе инженеров. Часть персонала необходимо было выделить для обслуживания периферийной техники, а часть направить на освоение нового центрального оборудования. Каково же было мое удивление, когда в ответ на мои указания, я услышал отказ, да еще и в грубой форме. Мои подчиненные (через неформального лидера) заявили, что сами без меня разберутся. куда кому идти и что делать.
Я решил не идти на поводу у неформального лидера коллектива и, зная, что начальник еще находится в городе, связался с ним по телефону и попросил посоветовать, как выйти из этой ситуации. Вместо ответа начальник заявил, что скоро подъедет и разберется сам. Приехав в отдел, он срочно созвал весь коллектив и зачитал приказ по замещению моей кандидатурой его должности на время отпуска. Также он разъяснил, что я являюсь ответственным за бесперебойную работу техники, как-периферийной, так и центральной. И потому сам должен решать все вопросы, связанные с распределением работ. А в заключении он спросил, все ли понятно, и есть ли у присутствующих какие-либо вопросы или предложения в области технического обслуживания. Сотрудники молчали.
В течение месяца у меня не было проблем в плане выполнения сотрудниками моих указаний и поручений по обслуживанию техники. Между тем коллектив объявил мне бойкот в неформальном общении.
Нормальные отношения наладились лишь через год, когда неформальный лидер коллектива перешел на другую работу. Но неприятный осадок в душе остался на всю жизнь.
В приведенной ситуации определите:
»
Кейс «Субординация»
Я устроилась на новую работу, начала осваиваться с выполнением своих обязанностей, но некоторые операции давались мне еще с трудом.
Однажды ко мне подошел заместитель начальника нашего отдела (мой непосредственный руководитель) и сделал несколько указаний об изменениях в задании, которое я выполняла. Он объяснял очень сумбурно, т.к. спешил на встречу с клиентом. Позже по ходу дела у меня возникли сомнения, правильно ли я поняла одно из указаний, но мой руководитель еще не вернулся, и никто не знал, когда он появится.
Задание было срочное. Я боялась, что если стану ждать руководителя, то не успею выполнить работу в срок, и решила уточнить свой вопрос у начальника отдела.
Тот мне все обстоятельно растолковал, но добавил, что это обязанность его заместителя, который должен был сам все объяснить и проверить, правильно ли я поняла и все ли запомнила. А то, что он спешил, роли не играет. Как мне сказали позже коллеги, наш начальник отдела - человек педантичный, приверженец строгой субординации и неукоснительного выполнения должностных обязанностей каждым работником.
С заданием я успешно справилась, но позже заместитель начальника сделал мне замечание, чтобы впредь со всеми вопросами я обращалась только к нему. Я. Конечно, поняла, с чем это связанно, и попыталась оправдаться тем, что боялась не уложиться в срок. Но он возразил, что я должна была сразу переспросить либо дождаться его возвращения.
В приведенной ситуации определите: ( ,
нмц. . д^
HUMAN
FACTORS
Тренинг-семинар «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ»
Техники анализа конфликта
1. Определение противоречия
Противоречие - 1. Нечто одно (высказывание, действие, поступок), исключающее другое. 2. Противоположные интересы
Противоречие может быть снято путем обсуждения и взаимодействия с одновременным достижением взаимовыгодного результата.
Ра зре шение ко ncf. v) и к т а
Испорченные отношения
Противоречия в средствах достижения
ротиворечияв интересах
Негативные эмоции
8
Техники анализа конфликта
2. Сбор и обработка информации
СЛУШАНИЕ ПАССИВНОЕ - прием, который состоит в умении внимательно и заинтересованно молчать (при этом слушая!), не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
СЛУШАНИЕ АКТИВНОЕ - вид слушания, в котором присутствует объективная обратная связь с говорящим. Обратная связь используется в качестве контроля точности услышанного.
ВОПРОСЫ
ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - прием, при котором задаются вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы (обычно «да» или «нет»).
Позволяет быстро собрать информацию, удержать диалог в заданном русле.
Вы хотите подключить еще один любимый номер?
2. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - прием, при котором задаются вопросы, предполагающие развернутый ответ. Подталкивает собеседника к размышлениям, способствует- получению разнообразной и глубокой информации, максимальном) прояснению ситуации.
Что Вас интересует?
3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ - прием, при котором спрашивающий предлагает собеседнику возможность выбрать ответ из не более, чем трех вариантов. Позволяет конкретизировать ситуацию, подвести к возможному решению.
Вас более интересуют тарифные планы или условия подключения?
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
1. УТОЧНЕНИЕ - прием, при котором проясняется часть информации (слово. фраза, смысл), которые непонятны слушающему.
Какое именно условие Вы хотели бы уточнить?
2. ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ - ответ, состоящий в передаче собеседнику его же сообщения, но словами слушающего с целью проверки точности сообщения.
Другими словами, Вы сомневаетесь в правильности списания с лицевого счета?
3. ПОДХВАТ РЕПЛИКИ - прием, состоящий в дальнейшем развитии мыслей собеседника, формулирование невысказанных еще им мыслей.
По-видимому, Вы хотите поменять тарифный план?..
4. РЕЗЮМИРОВАНИЕ - прием, помогающий связать части сообщения в единое целое; промежуточное и заключительное подведение итогов разговора. «Работает» также на сокращение или ускорение затянувшейся беседы.
Итак, Вы предлагаете ...
9
Барьеры во взаимодействии
- информационные (нечеткие цели, недостаточная полнота информации, отсутствие обратной связи, нарушение канала информации, большое количество посредников в передаче и приеме информации)