Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности каналов распределения, изучение основных вариантов каналов, рассмотрение возможностей правильно принимать решение об управлении каналами распределения.
Задачами курсовой работы являются:
1. Определить функции и структуру каналов распределения.
2. Рассмотреть характеристику каналов распределения
3. Рассмотреть проблему мотивирования участников каналов распределения.
4. Научиться принимать решение об управлении каналами распределения.
Введение…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТУКТУРА КАНАЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Каналы поставок и цепочка предоставления потребительской ценности…..5
Количество уровней канала…………………………………………………..10
Организация канала……………………………………………………………14
ГЛАВА II: УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЕМ И КАНАЛОМ ПОСТАВОК
2.1 Отбор участников канала……………………………………………………..19
2.2 Управление участников канала и их мотивация…………………………….23
2.3 Оценка эффективности участников маркетингового канала……………….25
ГЛАВА III Распределение и управление продукцией на примере компании Unilever
3.1 Организационная характеристика деятельности компании Unilever……..27
3.2 Система дистрибуции компании Unilever в России………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..…..34
Список используемой литературы………………………...………………….36
Иногда на практике совместно применяются и вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы. Например, на этих принципах было организовано сотрудничество компаний «General Motors», «Procter & Gamble» (горизонтальное взаимодействие) и предприятий, реализующих хозяйственные изделия (в целом – ВМС). Проводится рекламная кампания, в которой говорится о том, что в стиральные порошки компании «Procter & Gamble» помещаются пластмассовые ключи от автомобилей «General Motors» и те, кто активно покупает данные продукты, если им повезет, могут по цене стирального порошка приобрести также и автомобиль. Выгода для всех участников данной ВМС очевидна.
Многоканальные маркетинговые системы
В прошлом каждая компания работала на одном рынке, используя единственный канал распределения. Сегодня, в связи с профилированием рынков и новыми возможностями каналов распределения, все больше компаний внедряют системы многоканального маркетинга, когда одна фирма использует два и более маркетинговых каналов для выхода на один или несколько потребительских сегментов.
Например, корпорация Parker-Hannifin (PHC) продает пневматические дрели компаниям-потребителям, оперирующим в лесной, рыбной и авиационной промышленности. Корпорация отказалась от одного дистрибьютора промышленных товаров и использует три отдельных канала: дистрибьюторов лесного, морского и промышленного оборудования. Данное решение позволило ей минимизировать конфликты в каналах распределения, так как все дистрибьюторы специализируются на обслуживании разных целевых сегментов. Увеличение числа каналов распределения означает, что компания, во-первых, расширяет охват рынка, так как чаще всего новый канал создается для того, чтобы привлечь недоступную ранее часть покупателей. Во-вторых, снижаются затраты на содержание системы маркетинговых каналов, так как нередко создание нового канала позволяет добиться уменьшения расходов на продажу товара целевой группе покупателей.
В-третьих, повышается качество торговли, поскольку в новом канале обычно учитываются неудовлетворенные запросы покупателей.
ГЛАВА II: УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЕМ И КАНАЛОМ ПОСТАВОК
2.1 Отбор участников канала
После того как компания рассмотрит варианты создания маркетингового канала и определит оптимальный способ его организации, ей следует воплотить свое решение в жизнь и начать управлять деятельностью своего канала. Правильное управление каналом требует тщательного отбора и мотивации всех его участников, а также постоянной оценки их эффективности.
На основе информации, полученной в результате анализа системы сбыта, производится выбор канала сбыта, а также оценка и отбор партнёров – это непрерывная деятельность, направленная на формирование эффективной системы каналов сбыта, в которую входят только оптимальные для компании участники.
Выбор канала распределения и его участников — это стратегическое решение. Принимая это решение, производитель практически предопределяет свой успех или провал при предложении товара на рынке. Таким образом, с помощью оценки и отбора потенциальных партнёров, можно снизить риск сбытовой деятельности и повысить эффективность управления каналами.
Выбор канала во многом зависит от позиционирования компании, от планируемых показателей продаж и прибыли, от ресурсов, имеющихся в её распоряжении.
Обычно при выборе каналов больше всего внимания уделяется двум аспектам проблемы: 1) выбранным сегментам рынка и 2) специфическим преимуществам, на которые компания планирует опираться. Это обусловлено, во-первых, необходимостью выбрать надёжный канал, участники которого обладают опытом работы с целевыми рынками, во-вторых, тем, что участникам канала необходимо эффективно представлять и поддерживать отличительные преимущества продукции поставщика.
Другим важным критерием выбора канала является требуемая производителем широта географического охвата и охвата сегментов. 4
Например, при интенсивном распределении товаров производители стремятся разместить товары в максимально возможном количестве торговых точек. К таким компаниям в первую очередь относятся те, которые предлагают потребительские товары и ориентированы на массовый спрос, они предлагают один товар для всех потребителей. При такой стратегии считается, что чем интенсивнее распределение, тем выше эффективность посредников.
Стратегию
эксклюзивного распределения
Между
интенсивной и эксклюзивной дистрибуцией
находится селективное
Еще один важный критерий выбора канала — это его надёжность, которая определяется возможностью контроля над деятельностью посредников, степенью риска совместной работы и мотивацией участников канала и их сотрудников. Производители обычно выбирают каналы, деятельность участников которых они имеют возможность контролировать. Кроме того, на предпочтение производителей того или иного дистрибутивного канала влияет также возможность участвовать в разработке посредниками стратегии продвижения и представления товаров покупателям. Степень контролируемости канала определяется относительной властью поставщика над ним и возможностью наказывать посредников за неудовлетворительные результаты работы.
Деятельность производителя в канале сопровождается определённым риском, поскольку посредники, приобретая во взаимодействии с поставщиком опыт и знания, впоследствии могут превратиться в его конкурентов. Кроме того, возможна ситуация, когда производитель попадает в зависимость от посредника, присваивающего создаваемую в канале добавленную стоимость. Наконец, поставщик, использующий единственный канал, рискует попасть в изоляцию, не заметить новых возможностей или, напротив, угроз, которые возникают при появлении новых маркетинговых путей. По сходным причинам предоставление дистрибьютору эксклюзивных прав крайне нежелательно (кроме уже упоминавшихся случаев торговли предметами роскоши).
Определившись с типом системы каналов, следует выбрать конкретных посредников, которые будут представлять продукт на рынке. Крупные, успешные, имеющие известную торговую марку корпорации не испытывают недостатка в компаниях, желающих быть их посредниками, и имеют возможность выбирать лучших. Менее крупным или известным фирмам приходится самим предлагать свои товары успешным дилерам и розничным торговцам.
Выбор посредников осуществляется на основе данных маркетинга и по критериям, аналогичным критериям выбора канала. Это:
-
способность посредника
- доступ посредника к целевым рынкам;
-
способность торгового
-
репутация посредника на рынке:
- мотивированность посредника на поддержание длительных и плодотворных отношений, его зависимость от конкурентов, наличие у него планов после приобретения соответствующего опыта вступить в игру в качестве уже конкурента, а не партнера;
- возможность влиять на взаимоотношения с посредником, возможность контроля над ним.
Необходимой частью работы с посредниками является регулярная оценка всего канала и его участников и корректировка условий сотрудничества с ними в зависимости от их успеха в продвижении товара на рынок. Столь же необходимой частью этого взаимодействия является корректировка клиентской базы и прекращение работы с теми, кто не выполняет свои обязательства или не способен обеспечить требуемый объём продаж.
Участники канала в условиях стабильности имеют склонность расслабляться, теряют деловую хватку. Качество их труда снижается, падают темпы роста объемов продаж. В связи с этим важно отметить, что оценка работы посредников, как правило, напрямую связана с их мотивацией. Особенно хорошо это видно на примере бонусной системы: по результатам оценки деятельности посредника ему начисляется вознаграждение. Кроме того, по итогам оценки могут корректироваться и условия договора.
Очень важно, чтобы оценка работы посредников была основана на объективных критериях, и чтобы посредники знали о них заранее. В этом случае сам факт того, что результаты будут оцениваться, стимулирует партнёра работать лучше.
2.2. Управление участниками канала и их мотивация
Большинство современных компаний в процессе распределения товаров (продажи, мероприятия по продвижению) прибегают к услугам посредников. Их может быть много или мало, это могут быть региональные дистрибьюторы, крупные оптовые дилеры или мелкие перекупщики - так или иначе все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки. Цепочки принято называть каналами сбыта, каналами распределения или маркетинговыми каналами.
Посредники
выполняют задачи, касающиеся логистики
(обеспечение перемещения
Разные
посредники могут работать с различными
сегментами потребителей, и каждый
посредник может
Каким же образом осуществляется управление каналами сбыта предприятия? Кто это должен делать? На основании какой информации принимать решения?
Прежде чем приступить непосредственно к управлению сбытовыми каналами, необходимо провести аудит существующей системы каналов распределения и определить, насколько используемая стратегия распределения адекватна целевой аудитории и категории продаваемого товара (товары широкого потребления, предметы роскоши, товары для промышленности и т.п.). Насколько оптимальны используемые каналы: позволяют ли они донести ценность продаваемого товара до целевого сегмента с наименьшими затратами?
Пример. Это особенно важно, если компания выводит на рынок новую линейку товаров, предназначенную для потребителей другого сегмента. Например, сотрудничая с компанией, специализирующейся на выпуске продуктов по невысокой цене для населения с низкими доходами, мы наблюдали следующую ситуацию. Изучив рынок, руководители компании пришли к выводу, что на рынке существует неудовлетворенная потребность в товаре более высокого качества и по более высокой цене. Была разработана новая линейка, изменена упаковка. Начались продажи. Первые два месяца продаж шли довольно хорошо, затем наступил резкий спад. Менеджеры по продажам недоумевали: в чем дело? Объяснение этому довольно простое: для продаж были использованы старые наработанные каналы сбыта. Эти каналы были настроены на продажу именно недорогой продукции. Попробовав новый товар (любая новинка за счет своей новизны первое время вызывает интерес и продвигается неплохо), выяснилось, что клиенты не нуждаются в нем. Неудовлетворенный спрос существовал совсем в другом сегменте, с которым эти каналы не работали. Соответственно, чтобы удачно вывести на рынок новую линейку, необходимо перестроить систему распределения и приступить к поиску партнеров, которые работают в нужном сегменте. 5
Аудит системы каналов распределения включает в себя три этапа: