Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть торговый маркетинг, определить его сущность, содержание и особенности.
Задачами курсовой работы является:
определить теоретические основы торгового маркетинга;
на практическом примере рассмотреть систему торгового маркетинга;
Введение 3
1.Торговый маркетинг: сущность, содержание, особенности 4
2. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле 6
3. Понятие мерчандайзинга 8
3.1. Основные правила мерчандайзинга 9
3.2.Мерчандайзер 10
4. Правила расположения товаров в торговом зале 12
4.1. Оптимальное использование пространства торгового зала 12
4.2. Расположение товарных групп 15
4.3. Расположение основных и дополнительных точек продажи 18
4.4. Замедление движения покупателя 20
5. Организация размещения и выкладки товаров 21
6. Организация торгового маркетинга на предприятии 27
7.Разработка рекомендаций по совершенствованию торгового маркетинга на предприятии Супермаркет “Багира” 29
Заключение 30
Список литературы
Рис. 3. Наилучшее расположение торгового зала (учитывая товарные группы)
A | КНИГИ |
B | ПОСУДА, МЕБЕЛЬ |
C | БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
D | ВИДЕО, АУДИО АППАРАТУРА, КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА |
E | ХЛЕБ, КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ |
F | ГОТОВЫЕ МЯСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ |
G | МЯСО |
H | НАПИТКИ |
I | БАКАЛЕЯ, КОНДИТЕРИЯ |
J | РЫБА |
K | ОВОЩИ, ФРУКТЫ |
L | ОДЕЖДА, ОБУВЬ |
M | БЫТОВЫЕ, АВТО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ |
N | МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ |
O | КУЛИНАРИЯ |
P | БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
R | ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИГРУШКИ |
S | ТОВАРЫ ДЛЯ СПОРТА И ТУРИЗМА |
4.2. Расположение товарных групп
После определения типа расположения оборудования в торговой точке, нужно определить эффективное расположение товарных групп. При расположении товарных групп определяющими являются два момента:
Приоритетность места в торговом зале
Известно, что приоритетные места в торговом зале определяются в зависимости от потока покупателя, т.е. от того пути, который проходит большинство покупателей. Товар самого высокого качества, самый широко рекламируемый и даже самый популярный товар не будет продаваться, если его позиция в магазине подобрана неудачно.
В магазине существует естественное направление движения покупателей, которое должно определяться еще на стадии проектирования магазина: расположение входа, торгового оборудования в зале и касс. Движение потока покупателей должно быть рассчитано заранее и подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров. 80-90% покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала и лишь 40-50% покупателей обходят внутренние ряды. Наиболее " горячими" местами при этом являются начало потока покупателя и зона касс.
На рисунке 4 показана зависимость продаж от движения покупателей, т.е. процент покупателей, который, приходится на каждый квадрат.
Рис.4. Зависимость продаж от движения покупателей
Очень важно определить первое направление, которое выбирает покупатель, войдя в магазин, так как лучшим местом для расположения товара является то, которое первым попадается на глаза только что вошедшему в магазин покупателю. Существует 4 причины того, почему товар должен располагаться как можно раньше на пути движения покупателя:
Около касс покупатель проводит время в очереди и ничем не занят. Поэтому зона касс является привлекательной для тех товаров, которые чаще других покупаются под воздействие импульса (жевательные резинки, сладости, напитки и т.д.) Также хорошо располагать в этой зоне газеты и журналы – покупатель может взять их для просмотра и затем купить.
Итак, приоритетные места в торговом зале:
Рис.5. Приоритетные места в торговом зале
Таким
образом, при расположении основных
и дополнительных точек продажи
какого-либо товара, необходимо задумываться
о поведении покупателей в
торговой точке, существующем расположении
оборудования и конкурентов в зале, а также
идти на нестандартные решения. Правильно
размещенный товар всегда будет давать
производителю и магазину максимальную
выгоду.
Разделение товарных групп
В большинстве случаев при планировании покупки потребитель четко определяет, какие товарные группы он хочет приобрести (хлеб, молоко, макароны, одежда, обувь, посуда и т.д.) Поэтому весь ассортимент магазина можно разделить на три группы:
На примере продуктового магазина продемонстрируем эффективное расположение товарных групп в торговом зале.
Рис.6. Эффективное расположение товарных групп в торговом зале.
Поскольку товары повседневного спроса востребованы наибольшим числом посетителей, около данных точек продажи скапливается достаточно большое количество покупателей. Поэтому данные товарные группы должны располагаться по внешнему периметру торгового зала, чтобы сделать покупку наиболее удобной. Если покупатели будут испытывать неудобства, то они будут стремиться поскорее покинуть торговый зал. Это не только уменьшает время пребывания покупателя в магазине (а значит, снижает количество импульсных покупок), но также может натолкнуть покупателя на мысль посетить другой магазин в следующий раз.
В связи с тем, что данные группы товаров пользуются наибольшим спросом, существует соблазн расположить их внутри торгового зала, чтобы внимание покупателя не обошла ни одна товарная группа. Но это может привести к следующим негативным последствиям:
4.3. Расположение основных и дополнительных точек продажи
Известно, что все места продажи в торговом зале можно разделить на основные и дополнительные.
Основное место продажи – это место, где представлены все производители данной товарной группы.
Дополнительные места продажи увеличивают вероятность покупки товаров.
Дополнительные места продажи являются эффективным инструментом повышения продаж, т.к. позволяют увеличить количество импульсных покупок. Они организуются для:
Рекомендуется соблюдать определенные правила построения дополнительных мест продажи:
Рис.7. Выгодное
расположение дополнительных мест продажи
в торговом зале
Расположение по отношению к основным местам продажи
Дополнительные места продажи необходимо располагать отдельно от основных и друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции. Следовательно, у покупателя остается только один шанс выбрать и купить продукцию данной группы.
Ассортимент
На дополнительных
местах продажи необходимо располагать
самые продаваемые позиции
Всегда существует соблазн расположить на дополнительных местах продажи менее продаваемые позиции, чтобы избавиться от затаренности. К сожалению, это не позволит продать много дополнительных единиц, что, в свою очередь, является неэффективным использованием места в торговом зале.
Простой пример. Одна марка продается в количестве 100 единиц в день, а другая в количестве 30. Устанавливается дополнительное место продажи, которое может привести к 10% повышению продаж. Это приведет к продаже 10 дополнительных единиц первой марки, и лишь к продаже 3-х дополнительных единиц второй. При одинаковой наценке на обе марки всегда более выгодно прилагать усилия к повышению внимания покупателей к первой марке.
Нельзя выносить продукцию с основного места продажи на дополнительное.
На дополнительном
месте продажи продукцию
Внимание! Не выносите весь свой корпоративный блок на фирменное место продажи! Постоянные покупатели могут потерять вашу продукцию.
Иногда
можно отойти от данного правила.
Например, вы продаете пиво и у вас
есть только один холодильник с прозрачной
дверцей для данного магазина.
В летнее время его лучше расположить
около основной точки продажи
и вынести в него все ваше пиво.
Холодное пиво в жаркую погоду всегда
будет иметь преимущество перед теплым.
4.4. Замедление движения покупателя
Слишком широкие проходы и тенденция к расположению стоек и прилавков в строгом геометрическом порядке ведет к "обесчеловечиванию" магазина. Покупатель не успевает заметить и захотеть купить какой-либо товар, когда переходит от секции к секции, поэтому необходимо замедлить скорость движения покупателя в магазине. При этом нужно не уменьшать проход, а сузить его в середине или на пересечениях с другими проходами. Часто для сужения прохода используются:
Менее очевидный, но не менее эффективный способ замедления движения покупателя в магазине - это использование музыки. Медленная спокойная музыка создает более расслабляющую атмосферу в магазине, побуждая покупателей не спешить и оставаться в магазине. Быстрая музыка обладает противоположным эффектом - прогулочный шаг превращается в более быстрый, что в основном используется в часы - пик для ускорения движения покупателей.