Сущность, функции и виды маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг — наиболее «больное» место большинства российских предприятий. Проблема производства продукта уже давно отошла на второй план, а способность предприятия продавать произведенную продукцию является наиболее важным индикатором для потенциальных инвесторов.
Многие предприятия предпринимают шаги к тому, чтобы реорганизовать или создать вновь систему маркетинга предприятия. Какие же меры могут быть предприняты руководителями предприятия для повышения ее эффективности?

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 78.66 Кб (Скачать)

         Следует при этом признать, что, в зависимости от того, под каким «углом зрения» проводится анализ, относительное значение факторов эффективности и финансового состояния может достаточно сильно варьироваться. Так, если сравнительную оценку проводит коммерческий банк на предмет выбора из перечня предприятий отрасли/региона подходящих объектов для краткосрочного кредитования, то приоритетными при проведении анализа будут являться факторы финансового состояния. По большому счету, при коротких сроках кредитования банку не важна рентабельность бизнеса компании, для него определяющим является наличие у предприятия свободных ликвидных ресурсов, являющихся финансовым обеспечением погашения взятия кредита. Если же речь идет об оценке предприятий как объекта долгосрочного кредитования или институционального инвестирования (участия в прибылях), то здесь значение факторов эффективности многократно возрастает.

          Таким образом, мы выяснили, что повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления: первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью повышения конкурентоспособности.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА

 

         Конечные результаты предпринимательства характеризуются в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель.

         Прибыль определяется как разность между денежной выручкой и всеми затратами предпринимателя, исчисленными в денежном выражении.

         Основными направлениями увеличения прибыли являются:

   - рост выпуска продукции, чем больше производится продукции, тем при прочих равных условиях больше масса прибыли;

   - повышение качества продукции, которая имеет более высокие потребительские свойства и более высокие цены;

   -   снижение издержек производства. Это наиболее эффективный путь увеличения прибыли. Снизить издержки производства можно путем экономии сырья, энергетических ресурсов, лучшего использования имеющихся основных фондов, внедрение новой техники и новой технологии, совершенствование организации труда, сокращение потерь рабочего времени, то есть, используя любые факторы, повышающие эффективность производства. Уровень эффективности работы предприятия определяется и нормой рентабельности, то есть отношением прибыли к себестоимости продукции или отношением прибыли к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Уровень рентабельности прямо пропорционален стоимости используемых фондов.

 Стратегия маркетинга - это составная часть всего стратегического управления предприятием, это план его деловой активности [8].

 Основная задача заключается в поддержании и развитии процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, в повышении ассортимента и качества производимых товаров, в освоении новых рынков, увеличении сбыта и в повышении эффективности деятельности.

Планирование маркетинговой  стратегии должно:

- основываться на оценке перспектив в области политики, экономики, технологии;

- опираться на современные метода прогнозирования и анализы, помогающие отслеживать новые тенденции;

- выступать исходной функцией управления и важной задачей руководства фирмой, чтобы представить в условиях конкуренции ее позицию на будущее и по возможности ее оптимизировать.

Первым и наиважнейшим принципом любой маркетинговой  стратегии является движение в направлении  от покупателя к фирме, а не наоборот. При этом последняя стоит перед  выбором между двумя базисными  стратегиями. Первая из них – стратегия  цены. Выбор этой стратегии зависит  от вида товаров и услуг, и от позиции  покупателя. Вторая базисная стратегия, именуемая льготной стратегией. Она  основана на использовании всего  спектра маркетингового инструментария для обеспечения стабильной долговременной льготной позиции потребителя.

При разработке новых стратегий  предприятие должно принять решение: сосредоточить ли ему усилия на сравнительно небольшом круге сегментов с  тем, чтобы завоевать ее сильные  позиции, или осваивать одновременно ряд рынков [1].

         Главными приемами маркетинга  являются общение с клиентом, обеспечение рентабельной деятельности  и дивидендов акционерам, обеспечение  преимуществ клиенту при пользовании  услугами данной фирмы по сравнению  с услугами других учреждений  и организаций, материальная заинтересованность  работников фирмы в продаже  услуг.

         По способу общения с потребителями маркетинг делится на активный и пассивный.

        

 

 

 

Активный маркетинг включает:

         - прямой маркетинг, т.е. активную  рекламу, использующую почту,  телефон и телевидение;

         - телемаркетинг, который по экономическому  эффекту более выгоден, чем  создание нового отделения, фирмы;

         - проведение дней развития и  конференций, на которых выясняется  оценка клиентами качества и  ассортимента продукции услуг;

         - опрос широких групп населения,  охватывая опросы на улице;

         - фокус-группы, которые представляют собой дискуссионные группы, организованные фирмой для обсуждения определенных проблем;

         - персональное общение с потенциальным  клиентом, изучение его потребностей (например, в процессе банковской  работы).

         Пассивный маркетинг – публикации  в прессе о положении фирмы,  выгодах определенных ее услуг  и т.д. желающий прочно закрепиться  на рынке, очевидно, должен использовать  оба этих способа маркетинга.

         Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.     

         Маркетинговая структура имеет  решающее значение для успешной  реализации концепции маркетинга. Для организации маркетинга не  существует универсальной схемы,  т.к. она охватывает широкий  спектр работ и функций, имеющих  место при внедрении и использовании  рыночной философии организации  предпринимательства, главным принципом  которой является ориентация  на потребителя  -  на изучение  и удовлетворение его потребностей  и желаний [1].

Маркетинг вписывается в  рыночный механизм, позволяя оптимизировать взаимный поиск продавца и покупателя, стимулировать спрос, использовать в качестве регулятора рыночных процессов цену и другие рыночные инструменты, ориентировать производство на интересы рынка. Тем самым маркетинг снижает степень стихийности развития рынка. Он формирует систему изучения и прогнозирования рынка, обеспечивая его «прозрачность» и предсказуемость развития.

Современная концепция маркетинга заключается в ориентации предпринимателя  на потребителя.

К основным принципам маркетинга относят:

1.Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса, рыночных условий и конъюнктуры.

2.Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы создания лояльных потребителей.

3.Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных коммуникационных средств с целью склонить их приобрести именно данный продукт.

4.Стремление не только удовлетворять, но и создавать потребности.

5.Оценка эффективности маркетинга с позиций конечной эффективности деятельности организации, прежде всего ее рыночной стоимости. Изложенное дает основание говорить о двойственной природе маркетинга. С одной стороны, это теоретическая и прикладная область научных знаний, использующая в практических целях достижения многих других наук, как точных (математика), так и гуманитарных (экономика, социология), а с другой – это искусство, во многом основанное на эмпиризме, опыте применения маркетинга на практике. В нем сочетаются объективные и субъективные аспекты, причем последние присущи как самому процессу обоснования решений, так и процессу принятия этих решений [4].

           В общем смысле организация маркетинга – это план управления, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Управляющие (менеджеры) разрабатывают стратегии, чтобы принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, открывавшихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в котором она и будет развиваться.

         В мировой практике организация  маркетинга существуют множество  различных подходов к разработке  организация маркетинга, которые  предлагают используют ведущие  разработчики методологии. В данной  работе предпринята попытка систематизировать  и унифицировать существующие  подходы для более легкой адаптации  под компании с различной спецификой  деятельности.

         Так, процесс организация маркетинга, а также стратегического маркетингового  планирования можно условно разделить  на ряд этапов, некоторые из  которых могут являться последовательно-  параллельными. 

         1. Наиболее часто при разработке организация маркетинга, а также маркетинговой стратегии одним из первых этапов ставят формирование миссии и целей. На основе дальнейшего проведенного анализа разрабатываются мероприятия по их реализации. Достижимость тех или иных целей затем свидетельствует ходе реализации разработанной стратегии, а также организация маркетинга.

          2. Для обоснования стратегических ориентиров и выбора наиболее эффективных способов и форм их достижения необходимо провести стратегический анализ и диагностику положения компании в организация маркетинга. Данные работы предполагают осуществление внешнего и внутреннего анализа, оценку потенциала, особенностей конкурентной среды и движущих сил в отрасли.

         3. На основе проведенного стратегического  анализа осуществляется разработка  вариантов стратегии. С точки  зрения имеющегося потенциала  и возможностей развития внешней  среды делается выбор в пользу  определенной стратегии. 

         4. Заключительным этапом организация  маркетинга перед переходом к  оперативному планированию является  планирование реализации стратегии.  Данный комплекс работ предполагает  разработку перечня конкретных  мероприятий для достижения определенных  ранее целей на долгосрочную  и среднесрочную перспективу  по степени их важности. Кроме  того, на данном этапе определяется  механизм контроля реализации  стратегии [2].

         Таким образом, во второй главе  курсового проекта мы выяснили, что  основными направлениями увеличения прибыли являются:

   - рост выпуска продукции, чем больше производится продукции, тем при прочих равных условиях больше масса прибыли;

   - повышение качества продукции, которая имеет более высокие потребительские свойства и более высокие цены;

   -   снижение издержек производства.

        Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами – это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.     

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАРКЕТИНГА

 

         В классическом понимании маркетинг рассматривался как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современное определение маркетинга (данное Американской ассоциацией маркетинга) таково: маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена. Сегодня требуется максимально широкое понимание маркетинга, не ограничивающиеся отдельными функциями и задачами.

Маркетинг развивается так  же, как и другие сферы хозяйственной  деятельности. В индустриальную эру  применялись два основных вида маркетинга:

- маркетинг, ориентированный на продукт, на изделие или услугу;

- маркетинг, ориентированный на потребителя, на особую клиентуру, на заранее определенные группы потребителей [2].

Информация о работе Сущность, функции и виды маркетинга