Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:37, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена недостаточной изученностью данного вопроса. В основном в России речь идет в лучшем случае только о маркетинге на территории, а в мире давно не новость маркетинг территорий, причем самых разных уровней управления - сообщества государств, отдельной страны, региона. Если объектом внимания маркетинга на (внутри) территории являются отношения по поводу конкретных товаров, услуг и др., осуществляемые в пределах территории, то для маркетинга территории это - сама территория в целом, и он осуществляется как внутри, так и (часто - преимущественно) за ее пределами.
Введение
1. Территориальный маркетинг: кому и зачем это нужно
1.1 Что такое маркетинг региона
1.2 Цели и функции территориального маркетинга
1.3 Инструменты маркетинга территории
1.4 Целевые рынки покупателей услуг территории
2. Стратегии и тактики маркетинга региона
2.1 Маркетинг имиджа и имиджевые ситуации
2.1.1 Слишком привлекательный имидж
2.1.2 Позитивный имидж
2.1.3 Слабый имидж:
2.1.4 Противоречивый имидж
2.1.5 Негативный имидж
2.2 Маркетинг достопримечательностей
2.4 Маркетинг инфраструктуры
2.5 Маркетинг людей и его формы
2.5.1 Знаменитые люди
2.5.2 Энергичные местные лидеры
2.5.3 Квалифицированные специалисты
2.5.4 Люди с предпринимательской жилкой
2.5.5 Люди, переехавшие из других мест
2.6Стратегический план действий, предложенный А. П. Панкрухиным (научный руководитель Гильдии маркетологов)
3. Организация регионального маркетинга
4. Результаты исследования узнаваемости регионов………………….
Заключение
Список использованных источников
Та же водная тема - «Северная Венеция» - возникает и в норвежском Олесунне. Город Кольмар во французском Эльзасе называет себя «маленькой Венецией», робко рекламируя свой небольшой район каналов и мостов.
Два бельгийских города — Гент и Брюгге - окружены живописными речными видами, которые намеренно используются для привлечения посетителей. В Генте, например, при населении всего в 250 тыс. человек находятся 350
ресторанов. Как процветающий центр деловой жизни и порт в бельгийской провинции Восточная Фландрия, Гент смог зафиксировать себя на карте Европы.
Другие места выгодно используют свое потрясающее историко-архитектурное наследие, как, например, Афины и Парфенон, Мавританский дворец в Альгамбре, окна которого выходят на сонный испанский городок Гранада, или Эрмитаж, с его 1057 комнатами в Санкт-Петербурге. Краков - еще один уникальный европейский город, в центре которого находятся сразу 8000 исторических зданий. Город представляет себя как «один из прекраснейших городов Европы».
Другие везунчики являются местом расположения всемирно известных сооружений, как, например, Эйфелева башня и Триумфальная арка в Париже. В Лондоне находится Биг-Бен, самые знаменитые часы в мире, высотой 98 метров, с тринадцатью колоколами, которые отбивают каждый час.
Маркетологи называют это «гиннессовскими достопримечательностями». Они должны быть самыми большими, самыми высокими, самыми длинными или самыми лучшими в своем классе по какому-то параметру.
Некоторые места извлекают выгоду из своих прекрасных садов и парков. По оценке Тима Уилсона, главы британской компании, занимающейся
популяризацией национального наследия, наличие ценного с исторической точки зрения сада может поднять цену на недвижимость на 30% и более. Для любителей садов часто организуются специальные туры для осмотра исторических европейских садов, таких как розовый сад Вестбрукпарк в Гааге, Парк дель Оесте в Мадриде или Вестфаленпарк в Дортмунде.
Очень распространенная стратегия повышения привлекательности места - это строительство гигантского комплекса для проведения выставок и конференций. Громадный выставочный центр Fiera Milano («Сердце Милана» - итал.) сегодня дает 40-50% всей гостиничной брони в городе. Генеральный секретарь Fiera Milano, профессор Марчелло Марин, утверждает, что Fiera Milano полезен городу, а город полезен Fiera Milano. В 1995 году центр принял 2,9 млн посетителей и более 27 тыс. экспонентов. Там также были проведены 866 конференций, в которых приняли участие 105 тыс. делегатов. В 1997 году центр расширили с 380 тыс. до 486 тыс. кв. м. Марин подчеркивает, что Милан главным образом ассоциируется с модой, мебелью и станками, а это и есть те отрасли, которым посвящены самые важные выставки Fiera Milano.
Еще один способ повышения привлекательности места - превращение центра города в пешеходную торговую зону. Города любых размеров могут применить эту концепцию к главной улице. Пешеходная улица Строгет в Копенгагене своим великолепием привлекает множество посетителей. Графтон стрит и район Темпл Бар в Дублине - весьма популярные пешеходные улицы. Бизнесмены испытывают умственный подъем, когда суета автомобильного движения сменяется фланированием пешеходов.
Многие города смогли превратить главные деловые улицы в ценный капитал. Например, Курфюрстендам и Унтерденлинден в Берлине сегодня составляют сердце объединенного города. В Санкт-Петербурге главная деловая улица - это Невский проспект, который выполняет функцию 4-километрового торгового окна на Запад. В Москве есть свой вариант Невского проспекта - «перестроечная улица» Арбат. Большинство космополитичных людей прекрасно понимают, что означают Елисейские поля в Париже с точки зрения силы притяжения.
Для маркетинга главное, что обеспечивает успех территории - степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно прежде всего развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру.
Аргументы, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей, подразделяются на две большие группы: аргументы функционирования и аргументы развития. К основным аргументам функционирования территории относятся: обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка; состояние и эксплуатация жилищного (в том числе гостиничного) фонда; состояние дорог, транспортное обслуживание; водо-, газо-, тепло-, электроснабжение; уборка мусора; наличие парков, благоустройство; наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений (особенно - для резидентов). Для бизнеса это - налоговые стимулы, возможности приобретения или аренды земли и компонентов инфраструктуры и т.п.
Среди аргументов перспективности, развития территории в первую очередь могут быть названы: возникновение новых и развитие старых производств; динамика производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций; уровень занятости и ее структура; уровень благосостояния; динамика инвестиций; развитие высшего и послевузовского образования.
По всей Европе инвестициям в инфраструктуру сейчас уделяют все больше внимания. Вложение средств в инфраструктуру хорошо не только само по себе, но еще и потому, что это помогает смягчить проблему занятости. Такие инвестиции пользуются сильной поддержкой со стороны ЕС в Брюсселе и Европейского инвестиционного банка, чей специальный инфраструктурный отдел расположен в Люксембурге.
Улицы и шоссе, железные дороги, аэропорты и телекоммуникационные сети являются наиболее распространенными объектами модернизации
инфраструктуры. Только на это различные организации и коммерческие компании Западной Европы истратили в 1996 году 315 млрд экю. Специалисты по маркетингу территорий пытаются дифференцировать свои позиции в информационных технологиях. Во-первых, некоторые места стараются разъяснить, что они предлагают превосходные знания и ресурсы в сфере информационных технологий (например, Telecom Valley в южной Франции). Во-вторых, некоторые места претендуют на обладание исключительным прикладным опытом (например, Ирландия - «Центр связи Европы», Люксембург - «Медиапорт Европы» или TelecomCity в шведском городе Карлскрона). В-третьих, некоторые места заявляют, что занимают особую прикладную нишу (например, Landesinitiative Media for Online Services (региональная онлайновая информационно-контактная служба) в Дортмунде и земле Северный Рейн-Вестфалия). И, в-четвертых, некоторые места основывают свою маркетинговую политику на низких тарифах связи (например, Швеция и Финляндия).
Европейский железнодорожный транспорт тоже переживает период возрождения. Согласно существующим планам ЕС, Европа будет покрыта сетью высокоскоростных железных дорог, на которых поезда будут развивать скорость до 300-350 км/час. К 2010 году протяженность таких дорог составит 29 000 км, 12 500 км из которых будут построены заново с использованием специальных рельсов для высокоскоростного движения. Подсчитано, что этот грандиозный проект инфраструктурной модернизации, включая затраты на строительство новых поездов, потребует инвестиций в объеме 250 млрд экю.
Эти инвестиционные планы заставят различные места в Европе соревноваться за размещение именно на их территории станций столь соблазнительного высокоскоростного вида транспорта. Например, местечко Сен-Сир-сюр-Луар, расположенное к юго-западу от Парижа, недалеко от Тура. Железная дорога открыла для него новые рыночные возможности. Экватоп, новый объект, построенный в прямой связи со строительством дороги, заявляет: «Каждый день 15 высокоскоростных поездов из Парижа останавливаются в Экватопе. Время в пути - меньше часа». В результате у Сен-Сир-сюр-Луар появилась возможность заявить о себе на рынке как о месте для пригородной жизни и совершения покупок. Другими словами, первичные инвестиции в инфраструктуру взращивают вторичные инвестиции, которые, в свою очередь, продвигаются на рынок.
Научные парки появились во многих частях Европы. Большинство из них занимают некую специализированную нишу: например, биомедицинский научный парк Сан-Рафаэль в Италии, парк бизнеса и науки Энсхеде в Голландии, научный парк Ульм в Германии, научный парк Оденсе в Дании, научный парк АРЕА в Италии и Кембриджский научный парк в Великобритании.
Научные парки, безусловно, останутся важным инфраструктурным фактором, поскольку они осуществляют естественную связь между бизнесом и научными организациями. В ряде случаев такие научные парки разрослись в огромные конгломераты, которые демонстрируют многие признаки городов. Например, Киста, изначально научный парк рядом со Стокгольмом, обзавелся розничными магазинами, жилыми районами, условиями для отдыха и другими характерными чертами городской жизни.
Другие выгодные области инвестирования в инфраструктуру включают строительство и модернизацию портов, производство и распределение
электроэнергии и тепла, водопроводные станции и сети, наличие свободных земель, а также жилья и офисных помещений. [4]
Маркетинг персонала, работа с людьми - жителями территории, объединениями и союзами граждан, политиками, работа с общественностью - ставит целью обеспечение поддержки маркетинговой активности региона изнутри его. Задача заключается, с одной стороны, в формировании местного патриотизма, с другой - в формировании и поддержании доброжелательной мотивации внутри региона по отношению к инорегиональным жителям и структурам, к их привлечению в регион. Недружелюбие к приезжим или отрицательное представление о жителях, предпринимателях какой-либо другой территории может свести к нулю все усилия и достигнутые результаты по другим направлениям маркетинга региона. Иными словами, настроение жителей - это тоже важная часть региона как товарного продукта.
Еще в XVI веке Николо Макиавелли сделал вывод, что успех или неудача независимой республики зависит от того, каковы ее граждане, какими гражданскими добродетелями они обладают. Тема национального характера не потеряла своей актуальности и сейчас, и именно на это делают акцент множество кампаний по продвижению мест на более хорошие позиции на рынке. Типичным примером на рынке мест является Ирландия, громко заявляющая: «Люди для Ирландии, что шампанское для Франции».
Территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии. Так, территории с низким уровнем занятости и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации.
Маркетинг людей может осуществляться, по крайней мере, в пяти формах, которые описываются ниже:
Связь известного лица с определенным местом - это мощное средство построения позитивной ассоциации. Антверпен называет себя «город Рубенса». Рованиеми на севере Финляндии позиционирует себя как «родина Санта Клауса». В рождественский сезон в Рованиемк организуются интернациональные туры, в том числе в их Арктический центр, который получил три звезды (наивысшая оценка) в рейтинге путеводителей Michelin. Прага рекламирует себя как «родной город Франца Кафки». Ливерпуль напоминает посетителям, что это «родина «Битлз». Генуя торгует именем, памятью и славой Христофора Колумба.
Спортивные команды и отдельные спортсмены тоже формируют лицо многих европейских городов. У Неаполя есть «Наполи», у Мадрида - «Реал», у Милана - «Милан» и «Интер», а у Манчестера - «Манчестер Юнайтед». Вот что сказал об этом Ричард Лиз, возглавляющий городской совет Манчестера: «Футбол является залогом самобытности нашего города. Он многим дает смысл жизни. Он придает городу чувство уверенности в себе, которое нам так нужно».
Некоторые места рекламируют свой научный, а не спортивный багаж. Например, венский фонд содействия бизнесу рекламирует своих знаменитых на весь мир ученых, чтобы помочь позиционировать свой город как современный полигон самой передовой научной мысли.
Слава о тех местах, где есть блестящие деловые и политические лидеры, может распространиться очень быстро. В обстановке безработицы и низких инвестиций лидерам полезно проявить профессиональный энтузиазм и оптимизм. Этот подход чаще используют в США, чем в Европе. Когда Джим Хант стал губернатором Северной Каролины, лозунг его предвыборной кампании гласил: «Наш новый губернатор - человек дела!». На фотографиях Хант представал на строительных площадках, уверенно улыбающимся и с желтой строительной каской на голове.
В Европе заметно меньше примеров того, как различные регионы набирают очки за счет известности местных лидеров. Но их число растет. Молодой губернатор Нижнего Новгорода, российского города с населением в миллион человек, стал известен благодаря «нижегородской модели». Врач по образованию, губернатор Борис Ефимович Немцов открыл свой город внешнему миру и стал инициатором рыночных реформ и инновационных проектов. Он установил новый порядок в администрации региона и заслужил уважение даже у потенциальных западных инвесторов. К сожалению для Нижнего Новгорода, профессиональные успехи привели Немцова в Москву, где он занимал пост вице-премьера в правительстве Бориса Ельцина, пока не был внезапно смещен летом 1998 года.