Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:53, курсовая работа
История возникновения стратегического планирования. Сущность и функции стратегического планирования. Структура стратегического планирования. Преимущество и недостатки стратегического планирования. Анализ стратегии развития КФ “Саратовская”. Общая характеристика предприятия и основные показатели его деятельности. Анализ финансового положения предприятия. Оценка стратегии развития предприятия. Разработка стратегии развития ОАО КФ “Саратовская”. Экономическое обоснование (бизнес-план) выпуска нового вида продукции.
1Понятие стратегическое планирование в маркетинге
Маркетинг— это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.
Стратегия предприятия
разрабатывается на основе исследований
и прогнозирования конъюнктуры товарного
рынка, изучения покупателей, изучения
товаров, конкурентов и других элементов
рыночного хозяйства. Наиболее распространенными
стратегиями маркетинга являются:
1. Проникновение на рынок.
2. Развитие рынка.
3. Разработка товара.
4 .
Диверсификация.
Планирование
маркетинга в условиях рынка состоит
из 2-х частей:
- стратегическое планирование;
- тактическое (текущее) планирование (
планирование маркетинга).
Стратегическое
планирование - управленческий процесс
создания и поддержания стратегического
соответствия между усилиями фирмы, ее
потенциальными возможностями и шансами
в сфере маркетинга.
1.1
История возникновения
стратегического планирования
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
По своему
существу стратегия есть набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей
Существует четыре различные группы:
1.
Правила, используемые при
2.
Правила, по которым
3.
Правила, по которым
4.
Правила, по которым фирма
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2.
Сформулированная стратегия
3.
Необходимость в стратегии
4.
В ходе формулирования
5.
Как только в процессе поиска
открываются конкретные
6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которой стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
7.
Наконец, стратегия и
Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.
Стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Можно
указать на несколько конструктивных
определений, которые были предложены
авторитетными разработчиками теории
стратегического управления. Шендел и
Хаттен рассматривали его как «процесс
определения и (установления) связи,
организации с ее окружением, состоящий
в реализации выбранных целей и в попытках
достичь желаемого состояния взаимоотношений
с окружением посредством распределения
ресурсов, позволяющего эффективно и результативно
действовать организации и ее подразделениям».
По Хиггенсу,
«стратегическое планирование — это процесс
управления с целью осуществления миссии
организации посредством управления взаимодействием
организации с ее окружением», Пирс и Робинсон
определяют стратегическое управление
«как набор решений и действий
по формулированию и выполнению стратегий,
разработанных для того, чтобы достичь
цели организации». Существует еще целый
ряд определений, которые делают упор
на те или иные аспекты и особенности стратегического
управления или же на его отличия от «обычного»
управления. [9,157]
1.2
Сущность и функции
стратегического
планирования
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.
Стратегическое
планирование представляет собой набор
процедур и решений, с помощью которых
разрабатывается стратегия предприятия,
обеспечивающая достижение целей функционирования
предприятия. Логика этого определения
такова: деятельность аппарата управления
и принимаемые на ее основе решения формируют
стратегию функционирования предприятия,
которая позволяет фирме достичь своих
целей (рис. 1.1).
Действия процедуры | Решение | Стратегия | Цели фирмы |
Рис 1.1 стратегическое планирование
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1.2). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. [8,221]
1.Распределение
ресурсов. Данный процесс включает планирование
распределение ресурсов, таких как материальные,
финансовые, трудовые, информационные
ресурсы и т.д.
Стратегия
функционирования предприятия строится
не только на расширении бизнеса, удовлетворении
рыночного спроса, но и на эффективном
потреблении ресурсов, постоянном снижении
издержек производства. Поэтому эффективное
распределение ресурсов между различными
сферами бизнеса, поиск комбинаций их
рационального потребления является важнейшей
функцией стратегического планирования.
Рис.
1.2. Функциональная структура стратегического
планирования
2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Информация о работе Стратегическое планирования в маркетинге