Стратегическое планирование и стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы представляется в исследовании необходимости анализа проблем стратегического управления на российских предприятиях малого торгового бизнеса, стабилизации экономического положения и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста на основе концепции управления конкурентоспособности.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………...3
II. Теоретическая часть……………………………………………………...5
1. Стратегическое планирование……………………………….…………….5
2. Вопросы, связанные с разработкой стратегии развития предприятия…10
2.1 Определение стратегии……………………………………………….10
2.2 Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий…………………11
2.2.1 Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий на примере малого торгового бизнеса…………………………………………….11
2.2.2 Стратегический менеджмент в торговле: сущность принципы и этапы…………………………………………………………………...16
3. Основные проблемы стратегического управления в России на примере малых торговых предприятий……………………………………………..28
III. Практическая часть……………………………………………………….34
Характеристика предприятия (ООО «Электронный город»)…………..34
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Электронный город»…...38
Анализ внешней среды предприятия………………………………...38
Проведение внутреннего (управленческого) анализа ООО «Электронный город»………………………………………………...40
Анализ конкурентов ООО «Электронный город»………………..…….45
Выявление проблем и разработка стратегии предприятия на основе матрицы SWOT и анализа конкурентов………………………………....47
5. Общая стратегия компании «Электронный город» до 2013 года
и оценка ее эффективности………………………………………………52
IV. Заключение…………………………………………………………...……..56
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

       В методическом плане  стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

       И. Ансофф приводит 4 группы правил:

       1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону оценки называют ориентиром, а количественную – заданием.

       2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Они определяют:

  • какие виды продукции и технологии фирма будет разрабатывать;
  • куда и кому сбывать свои изделия;
  • каким образом добиваться превосходства над конкурентами.

       Этот  набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

       3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы – организационная концепция фирмы.

       4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность. Они определяют оперативную деятельность фирмы. [1, с.132]

       Процесс разработки стратегии не завершается  каким-либо действием. Он заканчивается установкой общего направления, продвижение по которому обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

       Сформулированная  стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов. При этом роль стратегии состоит  в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях и отбросить все остальные возможности, как несовместимые со стратегией. [2, с.78]

       Необходимость стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию  на желательную позицию.

       В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной информацией о разрабатываемых альтернативах.

       Как только открываются конкретные альтернативы, появляется более точная информация, которая служит для корректировки поведения фирмы. 

       3.2. Стратегический менеджмент  как средство повышения  конкурентоспособности  российских предприятий 

       3.2.1. Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий на примере малого торгового бизнеса

       В хозяйственной практике России механизм стратегического менеджмента находится в стадии становления. [10,20,32,]. Отечественные и международные аналитики считают, что российский бизнес вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии необходимо предприятиям на каждом шагу. Сиюминутные стратегические решения, которые принесли некоторым компаниям успех сразу после 1991 г., теперь не работают, многие новые компании исчезли или, достигнув определенного уровня, перестали расти. Поэтому руководители новых компаний, а также директора многих государственных предприятий подходят к пониманию необходимости разработки стратегии развития. Этому способствует идентификация предприятия как целостной обособленной системы формирование новых целевых установок и интересов предприятия.

       Быстрые изменения внешней среды отечественных  предприятий стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению, если внешняя среда практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и непредсказуемом окружении, следовательно, нуждающемся в стратегическом менеджменте. [11, с.86]

       Финансово-экономический  кризис 1998 г. нанес особо ощутимый удар как раз по тем предприятиям, которые были вовлечены в операции финансовых пирамид. Он заставил в первую очередь предприятия среднего и малого бизнеса стремиться к максимизации своей выгоды за счет минимизации риска в долгосрочной перспективе. Такой путь открывается только тогда, когда предприятие начинает заниматься стратегическим планированием.

       Наметились  признаки некоторого экономического роста, достигнута политическая стабильность, вырисовываются контуры государственной  промышленной политики, уточняются основные параметры среднесрочной программы социально-экономического развития страны.

       Необходимость становления системы стратегического менеджмента в отечественной практике обусловливается также происходящими интеграционными процессами, которые должны перейти к устойчивому и эффективному состоянию. [27, с.25]

       Следующей важной предпосылкой развития стратегического  менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, а когда стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Продукции глобальных фирм - Mars, Siemens, Sony, L´Oreal и множества других продается во всех странах мира и является важным фактором конкуренции на национальных рынках. Противостоять натиску товаров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, т.е., разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде. [26]

       Таким образом, у директоров российских компаний растет понимание важности формирования долговременных целей и планирования развития долгосрочной перспективы. Дело осложняется тем, что многие российские предприятия оказались в своего рода информационном вакууме. С другой стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, отсутствие систематизированных ориентиров для выбора направления развития. Кроме того, инструменты разработки и реализации собственной стратегии существенно отличаются от принятой ранее системы планирования, и известно о них пока сравнительно мало. Большая часть отечественных производителей только подходит к пониманию того, что называют стратегическим менеджментом [10 с.126].

       Изначально  стратегическое планирование, а затем  весь арсенал из различных видов стратегического менеджмента был нацелен на конкурентоспособности предприятий, работающих в условиях жестокой конкурентной борьбы, характерной для рыночной экономики.

       Существует  множество путей конкуренции  и стратегий предпринимателей: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии должны быть конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предпринимательской структуры.

       Обобщенное  понятие конкурентоспособности  формулируют следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности [33, с.49]. Конкурентоспособность присуща элементам экономической системы, однако, особенно в торговом предпринимательстве, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка.

       Очевидно, что конкурентоспособными фирмами и организациями могут быть те, которые функционируют эффективно, предоставляя потребителям конкурентоспособные, необходимые им товары и услуги.

       Конкурентоспособность торгового предприятия - это характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от других конкурентных фирм, обслуживающих ту же населенную территорию по уровню обслуживания и степени удовлетворения потребности людей в своем спектре, своей «торговой ниши» и по эффективности торговой деятельности. Конкурентоспособность торгового предприятия характеризуется возможностью и динамикой его приспособления к условиям жесткой рыночной конкуренции. [22, с.26]

       Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов как:

  • качество обслуживании покупателей;
  • вид продаваемого товара;
  • торгово-закупочные цены на продаваемые товары;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • легкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции торговых предприятий, уже работающих на рынке;
  • возможность технических новшеств в отрасли и др.

       Поскольку конкуренция торговых предприятий  на рынке принимает вид конкуренции самой продукции (кроме «фирменных магазинов»), то свойства, сообщаемые продукции изготовленных предприятием, не имеют решающей роли. Они более важны для оптовых поставщиков, которые предоставляют товары в кредит, на реализацию или предоставляют существенные скидки постоянным клиентам.

       Конкуренция выступает как высшая побудительная  сила, которая заставляет тортовые предприятия повышать качество обслуживания, снижение цены на продаваемые товары и затраты на торгово-закупочную деятельность, повышать производительность труда. [18, с.6-7]

       Таким обратом, рассмотрев понятие о конкурентоспособности торговых предприятий, можно сделать следующие выводы:

       1) под конкурентоспособностью понимают:

  • свойство объекта, характеризующееся степенью реального потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;
  • способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;
  • характеристику, которая выражает отличия развития данной торговой фирмы от развития конкурентных фирм по уровню качества обслуживания и степени удовлетворения «своими» товарами потребности людей, а так же эффективности производственной деятельности;

       2) к коммерческим условиям конкурентоспособности относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на режим налоговой и таможенной систем;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий;

       3) к организационным условиям относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом, но и мелкими партиями через складские предприятия;
  • грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям: гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

       Система стратегического менеджмента может  помочь руководителю предвидеть тенденции  развития бизнеса и изменения  конкурентных ситуаций на обслуживаемом  рынке; отслеживать и понимать влияние  внешнего окружения особенно потребителей; делать стратегический выбор и реализовать стратегию.

       Специальные методы и приемы стратегического  менеджмента помогают руководителям  оценить и проанализировать различные  виды ситуаций, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях, в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия и конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. 

       3.2.2. Стратегический менеджмент в торговле: сущность принципы и этапы

       Формирование  стратегии предприятия (в том  числе и торгового) является сложным творческим процессом, требующим соединения достижений менеджмента, маркетинга в едином подходе к определению перспектив развития организации. Прежде всего, это происходит потому, что формирование стратегии базируется на прогнозировании условий внешней среды торгового предприятия в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка и избранного им сегмента, что является элементом маркетинга. Однако, в формировании стратегии торгового менеджмента необходима оценка альтернативных вариантов стратегических управленческих решений наиболее полно соответствующих миссии торгового предприятия и задач развитии, что, несомненно, является важнейшей составной частью менеджмента. Стратегия торгового предприятия требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития, что обусловливает взаимосвязь стратегии и ориентирующей деятельности высшего аппарата управления с работой маркетинговых служб. [21, с.43]

Информация о работе Стратегическое планирование и стратегический менеджмент