Стоимостная оценка бизнеса компаний сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – комплексное изучение теоретических и практических аспектов оценки стоимости бизнеса компании, работающей в сфере услуг.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

- охарактеризовать компании сферы услуг как объекты стоимостной оценки,

- определить цели и задачи оценки стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- выделить особенности компаний сферы услуг и их влияние на процедуру применения подходов к оценке,

- дать оценку методам доходного подхода к оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- обозначить подходы к обоснованию доходной базы в оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- обосновать коэффициент капитализации и определить величину стоимости компаний сферы услуг доходным подходом,

- изучить методы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- выделить проблемы обоснования величины мультипликаторов по компаниям сферы услуг в методе сделок,

- рассчитать величину стоимости компаний сферы услуг.

Работа содержит 1 файл

Стоимостная оценка бизнеса компаний сферы услуг-Васильев-кгфэи.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     - при определении ущерба, нанесенного деловой репутации предприятия незаконными действиями со стороны других предприятий;

     - при использовании их в качестве вклада в уставной капитал;

     - при определении стоимости нематериальных активов, «гудвилла» для общей оценки стоимости предприятия.

     Таким образом, обоснованность и достоверность оценки бизнеса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т. д.

     Кроме ситуаций, в которых оценка бизнеса является реализацией права государства, субъектов РФ, муниципальных образований или физических и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки, есть случаи, требующие обязательной оценки. Обязательность проведения оценки прописана в федеральном законе об оценочной деятельности в Российской Федерации. К таким случаям согласно Закону относятся сделки с объектами оценки, принадлежащими полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям:

     - в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

     - при использовании объектов оценки в качестве предмета залога;

     - при продаже или ином отчуждении объекта оценки;

     - при переуступке долговых обязательств, связанных с объекта ми оценки;

     - при передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в частности, при национализации имущества,

     - при ипотечном кредитовании физических или юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

     - при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

     - при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

     - при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об отчислении налогооблагаемой базы [7, с.70].  

     1.3. Особенности компаний сферы услуг и их влияние на процедуру применения подходов к оценке 

     По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

     Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:

     - в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);

     - в территориальной сегментации (Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

     - в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более коротко го производственного цикла);

     - в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (Свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

     - в специфике организации производства услуг (Обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцента ми услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

     -  в специфике процесса оказания услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

     Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, в связи с этим хорошо воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать тебя в высшей степени состоятельным.

     - в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

     - в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).

     Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов  оценки . Каждый метод  оценки  предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы  оценки  позволяют определить стоимость бизнеса  на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым  бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

     «оОцениваемая  стоимость » — понятие многократное, ее величина зависит от множества  различных факторов. Все факторы  невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Поэтому при построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие — за переменную. Величина  стоимости   бизнеса одним из методов рассчитывается с учетом влияния не только нескольких основных факторов. Методы оценки различаются также временными аспектами исследования. Одни методы ориентированы в основном на ретроспективную информацию, другие — на перспективную, третьи — на текущую информацию фондового рынка.

     В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной  стоимости  при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей  стоимости.

     Доходный  подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

     Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для  оценки   бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки  оценки   стоимости, полученной другими подходами.

     Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда  существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность  оценки  зависит от качества собранных  данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент  оценки  разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в неустойчивом состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым  бизнесом  объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

     Затратный подход наиболее применим для  оценки  объектов специального назначения, а  также нового строительства, для  определения варианта наилучшего и  наиболее эффективного использования  земли, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

     Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения. В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.

     Каждый  из трех подходов открывает перед  оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том  же рынке, каждый имеет дело с различным  аспектом рынка. На совершенном рынке  все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели  стоимости.

     Каждый  из трех рассмотренных подходов предопределяет использование при  оценке  внутренне  присущих ему методов.

     Доходный  подход считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние.

     С этой точки зрения все предприятия, к каким бы отраслям экономики  они ни принадлежали, производят всего  один вид товарной продукции —  деньги [5, с.56].

     Доходный  подход — это совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

     Целесообразность  применения доходного подхода определяется тем, что суммирование рыночных стоимостей активов предприятия не позволяет  отразить реальную стоимость предприятия, так как не учитывает взаимодействие этих активов и экономическое окружение бизнеса.

     Доходный  подход предусматривает установление стоимости бизнеса (предприятия), актива или доли (вклада) в собственном  капитале, в том числе уставном, или ценной бумаги путем расчета приведенных к дате оценки ожидаемых доходов. Данный подход используют, когда можно обоснованно определить будущие денежные доходы оцениваемого предприятия.

     Применение  методов доходного подхода является обязательным в случае оценки бизнеса, имеющего прибыль.

     Для оценки бизнеса по доходу западная практика использует два метода: метод капитализации дохода и метод дисконтированных денежных доходов.

Информация о работе Стоимостная оценка бизнеса компаний сферы услуг