Стоимостная оценка бизнеса компаний сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – комплексное изучение теоретических и практических аспектов оценки стоимости бизнеса компании, работающей в сфере услуг.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

- охарактеризовать компании сферы услуг как объекты стоимостной оценки,

- определить цели и задачи оценки стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- выделить особенности компаний сферы услуг и их влияние на процедуру применения подходов к оценке,

- дать оценку методам доходного подхода к оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- обозначить подходы к обоснованию доходной базы в оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- обосновать коэффициент капитализации и определить величину стоимости компаний сферы услуг доходным подходом,

- изучить методы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

- выделить проблемы обоснования величины мультипликаторов по компаниям сферы услуг в методе сделок,

- рассчитать величину стоимости компаний сферы услуг.

Работа содержит 1 файл

Стоимостная оценка бизнеса компаний сферы услуг-Васильев-кгфэи.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 

 

     Введение 

     Сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры (контрольно-ревизионные и другие органы), кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры.

     Повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов  его собственников. Поэтому периодическое  проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности управления предприятием. Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

     Результаты  оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже – они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия: в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы предприятия, степень его устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка данных финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса нужно иметь сведения о стоимости всего предприятия или части его активов.

     Знание  основ оценки стоимости предприятия (бизнеса) и управления ею, умение применять  на практике результаты такой оценки – залог принятия эффективных управленческих решений, достижения требуемой доходности предприятия.

     С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, т.е. бизнес стал товаром и объектом оценки. Оценка стоимости необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Как уже было сказано, независимая оценка является важным инструментом управления, повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием.

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время оценка стоимости бизнеса становится все  более важным компонентом современных  рыночных отношений. Основной стратегией компаний всё чаще является задача повышения стоимости собственного капитала, при этом оценка стоимости бизнеса становится инструментом самого корпоративного управления. Менеджмент, действующий в соответствии с условиями повышения стоимости компании, должен четко представлять, сколько стоит вверенный ему бизнес. Отсюда вопросы, связанные с оценкой стоимости бизнеса имеют, безусловно, практическую значимость. Именно поэтому всё большее распространение в последнее время получает теория финансовой оценки, которая уже стала важнейшей частью концепции корпоративных финансов.

     Цель  дипломной работы – комплексное изучение теоретических и практических аспектов оценки стоимости бизнеса компании, работающей в сфере услуг.

     Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

      - охарактеризовать компании сферы  услуг как объекты стоимостной  оценки,

     - определить цели и задачи оценки  стоимости бизнеса компаний сферы  услуг,

     - выделить особенности компаний сферы услуг и их влияние на процедуру применения подходов к оценке,

     - дать оценку методам доходного подхода к оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

     - обозначить подходы к обоснованию доходной базы в оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

     - обосновать коэффициент капитализации и определить величину стоимости компаний сферы услуг доходным подходом,

     - изучить методы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса компаний сферы услуг,

     - выделить проблемы обоснования величины мультипликаторов по компаниям сферы услуг в методе сделок,

     -  рассчитать величину стоимости компаний сферы услуг.

     Объектом  исследования является деятельность компании в сфере услуг.

     Предметом исследования явились особенности  оценки стоимости бизнеса компании, действующей в сфере услуг.

     Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения. 
 
 

 

     1. Общая характеристика и особенности компаний сферы услуг как объектов стоимости оценки 

     1.1. Характеристика и виды компаний сферы услуг как объектов стоимостной оценки 

     С развитием рыночной экономики в России появилась  возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, т.е. бизнес стал товаром и объектом оценки. Оценка стоимости необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Независимая оценка является важным инструментом управления, повышение стоимости предприятия — один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием.

     В оценочной деятельности часто используются как синонимы термины «бизнес» и  «предприятие», однако каждое из этих понятий имеет особенности.

     Бизнес  — это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг, или другая разрешенная законом деятельность с целью получения прибыли. Этой деятельностью занимается хозяйствующий субъект (физическое или юридическое лицо), которому принадлежит предприятие.

     Предприятие — производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса РФ).

     При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как  единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права  на него. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, в том числе гудвилл (в отечественной практике — деловая репутация), права на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права.

     Владелец  бизнеса имеет право продать  его, заложить, застраховать и завещать, т.е. бизнес (предприятие) может быть предметом сделки и является товаром, имеющим следующие особенности:

     1) вложения в этот товар осуществляются  с целью отдачи в будущем,  обеспечения определенным доходом  собственника предприятия, т.е.  являются инвестиционными;

     2) бизнес является системой, но  его подсистемы и элементы  могут продаваться отдельно, становясь основой формирования новой системы;

     3) потребность в этом товаре  зависит от процессов, которые  происходят как внутри самого  товара, так и во внешней среде  (финансовое состояние предприятия,  экономическая и политическая  стабильность в стране, социальные факторы и др.);

     4) состояние бизнеса тесно связано  с состоянием экономики и общества, что влечет участие государства  в регистрации, совершении сделок  купли-продажи и оценке этого  товара;

     5) финансово убыточное предприятие  может положительно оцениваться рынком из-за имиджа конкретного наименования на рынке.

     При определении стоимости бизнеса  оценщик анализирует влияющие на нее различные микро- и макроэкономические факторы.

     Макроэкономические  показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации. Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском. Обычно более высокий доход характеризуется большей степенью риска.

     Основные  факторы, влияющие на стоимость бизнеса:

     — ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит  от спроса);

     — полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время  получения дохода) и риски, связанные  с его получением;

     — нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;

     — ограничения для рассматриваемого бизнеса;

     — размер оцениваемой доли бизнеса;

     — степень контроля, получаемая новым  собственником;

     — перспективы развития оцениваемого бизнеса;

     — финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость  капитала и др.);

     — затраты на создание аналогичных  предприятий;

     — степень конкурентной борьбы в данной отрасли;

     — диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);

     — качество выпускаемой предприятием продукции;

     — технология и затраты производства;

     — степень изношенности оборудования;

     — ценовая политика;

     — взаимоотношения с потребителями  и поставщиками;

     — уровень управления;

     — кадровый состав предприятия.

     Рассмотрим  эти факторы подробнее.

     Ликвидность доли и (или) бизнеса зависит от спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, зависящими от того, какие  доходы приносит данный бизнес собственнику, какова получаемая при сделке степень контроля, какие риски связаны с получением доходов, какова социально-политическая и экономическая среда функционирования бизнеса.

     Бизнес  имеет стоимость, если может быть полезен реальному или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна. Полезность жилья — комфортное проживание, полезность бизнеса — это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

     Инвестирование  и возврат капитала могут быть отделены значительным промежутком  времени, поэтому существенно влияет на стоимость информация о том, как  быстро и как много дохода от предприятия  собственник будет получать с  учетом рисков.

     Если  инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель. Получение дохода собственником возможно от операционной деятельности и от продажи объекта, поэтому на рынке выше будет стоимость тех активов, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда можно сделать вывод: стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых.

Информация о работе Стоимостная оценка бизнеса компаний сферы услуг