Статистические методы управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:51, лекция

Описание работы

Все признаки объекта наблюдения по степени регистрации делятся на:
- существенные (подлежащие регистрации);
- несущественные (не подлежащие регистрации).
Признаки, существующие в одних условиях м. оказаться несущими в др. условиях.
Существенность или несущественность признака зависит от целей наблюдения.

Работа содержит 1 файл

Статистические методы управления качеством продукции.doc

— 568.50 Кб (Скачать)
 

 

     Статистические методы управления качеством продукции (к/р, экзамен).

    ТЕМА 1. Обзор общей теории статистики.

    Этапы проведения статистического  наблюдения:

    1. Наблюдение

    Все признаки объекта наблюдения по степени регистрации делятся на:

          - существенные (подлежащие регистрации);

          - несущественные (не  подлежащие регистрации).

    Признаки, существующие в одних условиях м. оказаться несущими в др. условиях.

    Существенность  или несущественность признака зависит от целей наблюдения.

    Признаки  м.б. подразделены на 2-е группы:

          1. Количественные  – оцениваются численно (возраст,  Vз/п);

          2. Качественные (национальность, пол, отрасль деятельности).

    2. Сводка и группировка  данных

    Виды:

          1) Типологическая (на  отрасли, специализацию, географич.  принадлежности и др.);

          2) Структурные;

          3) Аналитические  (изучают взаимосвязь м/у предметами, используются для коэффициента корреляции)

    3. Определение стат. показателей

    Относительная величина (ОВ) = сравнительная величина / величина взятая в качестве базы для сравнения.

    ОВ:

          1. ОВ структуры  = часть / целое;

          2. ОВ выполнения плана; = фактический показатель / запланированный показатель

          3. ОВ  планового задания; =

          4. ОВ сравнения;

          5. ОВ координации (-характеризует соотношения м/у частями целого);

          6. ОВ динамики:    – базисная;

                         – цепная;

    Средние величины (СВ)

    Средняя арифметическая простая:

      Средняя взвешенная арифметическая:  

    Показатели  вариации – характеризуют степень изменчивости признака.

    1. Размах вариации    не рассматривается степень изменяемости признаки.

    2. Коэффициент вариации:

    Применяется для сравнения колеблимости различных признаков, связанных м/у собой и одного и того же признака, но действующего в различных условиях.

    3. Дисперсия: 

    4. Среднее квадратичное отклонение:

    4. Анализ полученных  данных 

 

     ТЕМА 2: Введение в стат. методы УК 

    1. Роль стат. методов  в управлении производственным  процессом

    Причины выпуска дефектных изделий:

    

    На  качество изготовления влияет:

          1) материал;

          2) оборудование;

          3) персонал: рабочие  и менеджеры (квалификация, мотивация, здоровье);

          4) окружающая среда;

          5) метод (технология).

    Множество возможных причин делятся на 2-ве группы:

    1. Небольшое число причин оказывающих существенное воздействие (немногочисленные существенно важные НСВ)

    2. Большое число причин оказывающих тем не менее незначительное воздействие (многочисленные несущественные МНС)

    Этот  принцип – Парето применим во многих случаях.

    Используя принцип изменчивости вместе с принципом  Парето м. значительно проще решить проблему сокращения числа изделий дефективные.

    2. Методы получения  информации

    Методы  сбора данных:

    Руководством  к действиям  служат данные, из которых мы узнаем о фактах и по поводу которых принимаем соответствующие меры.

    Прежде  чем собирать данные нужно решить, что с ними делать (сформулировать цель)

    Цели  сбора данных в УК состоят в  следующем:

          - контроль (измерение  процесса производства);

          - анализ отклонений  от установленных требований;

          - контроль продукции.

    Когда цель сбора данных установлена, она  становится основой для определения характера сравнений, кот. нужно произвести, и типа данных, кот. нужно собрать.

    Подобное  разделение данных на несколько подгрупп по определенным признакам – группировка (стратификация).

    В ряде случаев, если мы хотим выявить  зависимость м/у кол.-вом определенного элемента в материале и его твердостью данные следует собирать парами. (корреляционный анализ)

    Если  данные выборки взяты правильно, м. прийти к неверному суждению при ошибках регистрации.

    

    После сбора данных для их анализа используются различные стат. методы, предназначенные для превращения данных в источник информации.

    1. Четкое размещение данных.

    (прим. № смены, день недели, № станка, ФИО рабочего)

    2. Данные необходимо регистрировать  таким образом, чтобы их было легко использовать.

    В зависимости от целей исследования м.б. различные макеты таблиц регистрации данных. 

    Пример.

    Дата     Время регистрации
    9:00     11:00     14:00     16:00
    1 фев.                        
    2 фев.                        
 

    3. Контрольные листки

    В реальной ситуации важно, чтобы данные регистрировались в простой и доступной для использования форме (напр. контрольный листок).

    Контрольный листок – бум. бланк, на кот. заранее напечатаны контролируемые параметры с тем, чтобы м.б. легко и точно записать данные измерений.

    Его гл. назначение – облегчение процесса сбора данных и автоматическое упорядочение данных для облегчения их дальнейшего использования. 

    Контрольный листок служит средством сбора и  упорядочения первичных данных. Он используется для получения ответа на вопрос: как часто встречается изучаемое событие?

    Форма листка разрабатывается в соответствии с конкретной ситуацией. В контрольный  листок заносят необходимые и  достаточные данные, определяющие процесс  или операцию. В любом случае в  нем указываются:

    - объект  изучения (например: линейный размер изделия или детали);

    - таблица  регистрации данных о контролируемом  параметре (например: значения линейного  размера изделия или детали);

    - место  контроля (например: цех, участок);

    - должность  и фамилия работника, регистрирующего  данные;

    - дата;

    - продолжительность  наблюдения и наименования контрольного  прибора (если он применяется  в ходе наблюдения).

    Число контролируемых параметров на данном контрольном листке по возможности  должно быть наименьшим. Допускается  заносить данные на контрольный листок при помощи пометок или простых символов (цифры, условные значки: черточка, галочка и т.д.), что позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания от руки.

    Форма листка должна быть простой для заполнения и анализа. Бланки контрольных листков должны быть напечатаны на бумаге, исключающей расплывание чернил, и иметь удобный для хранения и использования формат.

    Заполнение  контрольных листков является вспомогательным  методом для использования контрольных  карт, гистограмм, диаграмм Парето.

Виды  контрольных листков (КЛ):

  • КЛ регистрации видов дефектов
  • КЛ причин дефектов
  • КЛ локализации дефектов (входного контроля)
  • КЛ для регистрации параметров процессов
  • КЛ для оценки воспроизводимости и работоспособности техпроцесса
 
 
 
 

 

    ТЕМА 3: Диаграмма Парето. 

  1. Понятие о диаграмме
 

    Производство  продукции связано с потерями (это могут быть как дефекты, так и затраты связанные с производством)

    При этом чрезвычайно важно прояснить картину распределения потерь.

    Выяснив причины появления немногочисленных существенно важных дефектов, можно устранить большую часть потерь, сосредоточив усилия на ликвидации именно этих потерь. На некоторое время откладывается рассмотрение причин, приводящих к остальным многочисленным несущественным дефектам.

    Такого  рода проблема решается с помощью диаграммы Парето.

    В 1897г. итальянский экономист Парето изобрел формулу показывающую, что блага распределяются неравномерно. Эта же теория была проиллюстрирована на диаграмме американским. экономистом Лоренсом в 1907г. Оба ученых показали, что в большинстве случаев наибольшая доля доходов принадлежит небольшому числу людей.

    Доктор  Д.М. Джуран применил диаграмму и формулу Лоренса в управлении качеством для классификации проблем качества на немногочисленные существенно важные дефекты и назвал этот метод – анализом Парето. 

  1. Этапы построения диаграммы  Парето
 

    Этап 1.

    Определение проблем, которые  необходимо исследовать и метода сбора данных.

    При выполнении данного этапа целесообразно  задать следующие вопросы:

    1). Какого типа проблемы вы хотите исследовать?

    (дефектные изделия, несчастные случаи, распределение продаж по регионам, по отраслям и др.)

    2). Какие данные надо собирать и как их классифицировать?

    (по  видам дефектов, по месту появления и др.)

    (прим. продукция, операция, вид брака,  смена, бригада)

    Суммируйте  остальные нечасто встречающиеся  признаки под общим заголовком: Прочие.

    3). Установление метода и периода  сбора данных.

    (сплошное/выборочное  наблюдение, период)

    Возможно  использовать спец. бланки.

    Этап 2.

    Разработка  контрольного листка для регистрации данных с перечнем видов собираемой информации. Необходимо предусмотреть в нем место для графической регистрации данных проверок.

Информация о работе Статистические методы управления качеством продукции