Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:51, лекция
Все признаки объекта наблюдения по степени регистрации делятся на:
- существенные (подлежащие регистрации);
- несущественные (не подлежащие регистрации).
Признаки, существующие в одних условиях м. оказаться несущими в др. условиях.
Существенность или несущественность признака зависит от целей наблюдения.
Статистические методы управления качеством продукции (к/р, экзамен).
ТЕМА 1. Обзор общей теории статистики.
Этапы проведения статистического наблюдения:
1. Наблюдение
Все признаки объекта наблюдения по степени регистрации делятся на:
- существенные (подлежащие регистрации);
- несущественные (не подлежащие регистрации).
Признаки, существующие в одних условиях м. оказаться несущими в др. условиях.
Существенность или несущественность признака зависит от целей наблюдения.
Признаки м.б. подразделены на 2-е группы:
1. Количественные – оцениваются численно (возраст, Vз/п);
2. Качественные (национальность, пол, отрасль деятельности).
2. Сводка и группировка данных
Виды:
1) Типологическая (на
отрасли, специализацию,
2) Структурные;
3) Аналитические (изучают взаимосвязь м/у предметами, используются для коэффициента корреляции)
3. Определение стат. показателей
Относительная величина (ОВ) = сравнительная величина / величина взятая в качестве базы для сравнения.
ОВ:
1. ОВ структуры = часть / целое;
2. ОВ выполнения плана; = фактический показатель / запланированный показатель
3. ОВ планового задания; =
4. ОВ сравнения;
5. ОВ координации (-характеризует соотношения м/у частями целого);
6. ОВ динамики: – базисная;
– цепная;
Средние величины (СВ)
Средняя арифметическая простая:
Средняя взвешенная арифметическая:
Показатели вариации – характеризуют степень изменчивости признака.
1. Размах вариации не рассматривается степень изменяемости признаки.
2. Коэффициент вариации:
Применяется для сравнения колеблимости различных признаков, связанных м/у собой и одного и того же признака, но действующего в различных условиях.
3. Дисперсия:
4.
Среднее квадратичное
4.
Анализ полученных
данных
ТЕМА 2: Введение
в стат. методы УК
1. Роль стат. методов в управлении производственным процессом
Причины выпуска дефектных изделий:
На качество изготовления влияет:
1) материал;
2) оборудование;
3) персонал: рабочие и менеджеры (квалификация, мотивация, здоровье);
4) окружающая среда;
5) метод (технология).
Множество возможных причин делятся на 2-ве группы:
1. Небольшое число причин оказывающих существенное воздействие (немногочисленные существенно важные НСВ)
2. Большое число причин оказывающих тем не менее незначительное воздействие (многочисленные несущественные МНС)
Этот принцип – Парето применим во многих случаях.
Используя принцип изменчивости вместе с принципом Парето м. значительно проще решить проблему сокращения числа изделий дефективные.
2. Методы получения информации
Методы сбора данных:
Руководством к действиям служат данные, из которых мы узнаем о фактах и по поводу которых принимаем соответствующие меры.
Прежде чем собирать данные нужно решить, что с ними делать (сформулировать цель)
Цели сбора данных в УК состоят в следующем:
- контроль (измерение процесса производства);
- анализ отклонений от установленных требований;
- контроль продукции.
Когда цель сбора данных установлена, она становится основой для определения характера сравнений, кот. нужно произвести, и типа данных, кот. нужно собрать.
Подобное разделение данных на несколько подгрупп по определенным признакам – группировка (стратификация).
В ряде случаев, если мы хотим выявить зависимость м/у кол.-вом определенного элемента в материале и его твердостью данные следует собирать парами. (корреляционный анализ)
Если данные выборки взяты правильно, м. прийти к неверному суждению при ошибках регистрации.
После сбора данных для их анализа используются различные стат. методы, предназначенные для превращения данных в источник информации.
1. Четкое размещение данных.
(прим. № смены, день недели, № станка, ФИО рабочего)
2.
Данные необходимо
В
зависимости от целей исследования
м.б. различные макеты таблиц регистрации
данных.
Пример.
Дата | Время регистрации | |||
9:00 | 11:00 | 14:00 | 16:00 | |
1 фев. | ||||
2 фев. |
3. Контрольные листки
В реальной ситуации важно, чтобы данные регистрировались в простой и доступной для использования форме (напр. контрольный листок).
Контрольный листок – бум. бланк, на кот. заранее напечатаны контролируемые параметры с тем, чтобы м.б. легко и точно записать данные измерений.
Его
гл. назначение – облегчение процесса
сбора данных и автоматическое упорядочение
данных для облегчения их дальнейшего
использования.
Контрольный листок служит средством сбора и упорядочения первичных данных. Он используется для получения ответа на вопрос: как часто встречается изучаемое событие?
Форма листка разрабатывается в соответствии с конкретной ситуацией. В контрольный листок заносят необходимые и достаточные данные, определяющие процесс или операцию. В любом случае в нем указываются:
- объект изучения (например: линейный размер изделия или детали);
- таблица
регистрации данных о
- место контроля (например: цех, участок);
- должность
и фамилия работника,
- дата;
- продолжительность
наблюдения и наименования
Число контролируемых параметров на данном контрольном листке по возможности должно быть наименьшим. Допускается заносить данные на контрольный листок при помощи пометок или простых символов (цифры, условные значки: черточка, галочка и т.д.), что позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания от руки.
Форма листка должна быть простой для заполнения и анализа. Бланки контрольных листков должны быть напечатаны на бумаге, исключающей расплывание чернил, и иметь удобный для хранения и использования формат.
Заполнение
контрольных листков является вспомогательным
методом для использования
Виды контрольных листков (КЛ):
ТЕМА 3: Диаграмма Парето.
Производство продукции связано с потерями (это могут быть как дефекты, так и затраты связанные с производством)
При этом чрезвычайно важно прояснить картину распределения потерь.
Выяснив
причины появления
Такого рода проблема решается с помощью диаграммы Парето.
В 1897г. итальянский экономист Парето изобрел формулу показывающую, что блага распределяются неравномерно. Эта же теория была проиллюстрирована на диаграмме американским. экономистом Лоренсом в 1907г. Оба ученых показали, что в большинстве случаев наибольшая доля доходов принадлежит небольшому числу людей.
Доктор
Д.М. Джуран применил диаграмму и формулу
Лоренса в управлении качеством для классификации
проблем качества на немногочисленные
существенно важные дефекты и назвал этот
метод – анализом Парето.
Этап 1.
Определение проблем, которые необходимо исследовать и метода сбора данных.
При выполнении данного этапа целесообразно задать следующие вопросы:
1). Какого типа проблемы вы хотите исследовать?
(дефектные изделия, несчастные случаи, распределение продаж по регионам, по отраслям и др.)
2). Какие данные надо собирать и как их классифицировать?
(по видам дефектов, по месту появления и др.)
(прим. продукция, операция, вид брака, смена, бригада)
Суммируйте
остальные нечасто
3). Установление метода и периода сбора данных.
(сплошное/выборочное наблюдение, период)
Возможно использовать спец. бланки.
Этап 2.
Разработка контрольного листка для регистрации данных с перечнем видов собираемой информации. Необходимо предусмотреть в нем место для графической регистрации данных проверок.
Информация о работе Статистические методы управления качеством продукции