Сравнительный анализ моделей коммуникационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:13, реферат

Описание работы

Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

     Учащимся,  которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

     Требования  техники безопасности должны соблюдаться  в кабинете химии неукоснительно.

     Ни  один прибор нельзя использовать без  предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

     Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

     Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или  приборах - замкнутых системах с  поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

     Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.

     ИНСТРУКЦИЯ

     по  охране труда при проведении учащимися  учебного химического

     эксперимента  по химии  

     1. Общие требования  безопасности

     1.1. К проведению лабораторных опытов  и практических занятий по химии допускаются учащиеся с___-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

     1.2. При проведении лабораторных  опытов и практических занятий  по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

     - химические ожоги при попадании  на кожу или в глаза едких  химических веществ;

     - термические ожоги при неаккуратном  пользовании спиртовками и нагревании  жидкостей;

     - порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

     - отравления парами и газами  высокотоксичных химических веществ;

     - возникновение пожара при неаккуратном  обращении с легковос-пламеняющимися  и горючими жидкостями.

     1.3. Кабинет химии должен быть  оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

     1.4. Учащиеся должны соблюдать правила  поведения, порядок проведения  лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

     1.5. Пребывание учащихся в помещении  кабинета разрешается только  в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

     1.6. Допуск посторонних лиц в кабинет  в момент проведения эксперимента  разрешается только с разрешения учителя химии.

     1.7. В кабинете химии запрещается:

     - принимать пищу и напитки;

     - загромождать проходы портфелями  и сумками;

     - выносить из кабинета и вносить  в него любые вещества и  посторонние предметы без разрешения  учителя;

     - бегать, устраивать игры, шуметь, включать сотовые телефоны, радиоприемники, магнитофоны и другую звуковоспроизводящую аппаратуру.

     1.8. Учащиеся обязаны соблюдать правила  пожарной безопасности, знать места  расположении первичных средств пожаротушения. ткани.

     1.9. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

     1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение  или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, а со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

     2. Требования безопасности  перед началом  работы

     2.1. Перед началом лабораторных опытов, практических занятий и других работ учащиеся должны:

     -изучить  содержание и порядок проведения  лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения;

     - внимательно выслушать и усвоить  все указания учителя по безопасному  обращению с реактивами; методам нагрева, наполнения сосудов и т.д.;

     -при  проведении работы, связанной с  нагреванием жидкостей до температуры  кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки;

     -подготовить  к работе рабочее место, убрать  все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки;

     -проверить  исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

     2.2. Приступать к практическому выполнению  той или иной работы без  разрешения учителя запрещается.

     3. Требования безопасности  во время работы

     3.1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть внимательными, дисциплинированными, поддерживать порядок на рабочем месте.

     3.2. Во время проведения эксперимента  учащиеся обязаны:

     -соблюдать  все указания учителя по безопасному  обращению с реактивами и растворами и порядку выполнения работы;

     -подготовленный  к работе прибор, установку показать  учителю или лаборанту;

     -перед  проведением работы с нагреванием  жидкости, использованием едких  растворов надеть защитные очки;

     -не  оставлять без присмотра работающие  нагревательные приборы;

     -обо  всех неполадках в работе оборудования  необходимо ставить в известность  учителя или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается;

     -для  нагревания жидкостей использовать  только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть;

     -в  процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

     3.3. Запрещается самостоятельно проводить  любые опыты, не предусмотренные  данной работой.

     3.4. Запрещается пробовать любые  растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

     4. Требования безопасности  в аварийных ситуациях

     4.1. При разливе водного раствора  кислоты или щелочи, а также  при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю  или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.

     4.2. При разливе легковоспламеняющихся  жидкостей или органических веществ  немедленно погасить открытый  огонь спиртовки и сообщить  об этом учителю или лаборанту.

     4.3. При разливе легковоспламеняющейся  жидкости и ее воспламенении  немедленно сообщить об этом учителю и по его указанию покинуть помещение.

     4.4. В случае, если разбилась лабораторная  посуда, не собирать ее осколки  незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

     4.5. При получении травмы сообщить  об этом учителю, которому немедленно  оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

     5. Требования безопасности  по окончании работы

     5.1. Погасить спиртовку специальным  колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

     5.2. Привести в порядок рабочее  место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю или  лаборанту, отработанные водные  растворы слить в стеклянный  сосуд вместимостью не менее 3 л.

     5.3. Проветрить помещение и тщательно  вымыть руки с мылом.   

     
 

     Требования  безопасности при  размещении и хранении реактивов.

     Реактивы  в кабинете химии и лаборантской хранятся по определенным правилам согласно группе. Установлено 8 групп хранения реактивов. 

     Группы  хранения реактивов

№№

групп

Общие свойства веществ данной группы Примеры веществ  из типового перечня для средней школы Условия хранения в школе Примечания
1 Взрывчатые  вещества В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
2 Выделяют при  взаимодействии с водой легковоспламеняю-щиеся газы Литий, натрий, магний, кальций, карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ Можно совмещать с 4 группой на отдельной полке
3 Самовозгорающиеся на воздухе при неправиль-ном хранении В Типовых перечнях не значатся Вносить в здание школы запрещено  
4 Легковоспламеняю-щиеся  жидкости (ЛВЖ) Ацетон, бензол, толуол, ксилол, диэтиловый эфир, этиловый спирт, циклогексан, изобутиловый спирт, ацетон и т.д. В лаборантской, в металлическом ящике или в специальной укладке Ящик должен быть переносной, с отверстиями в крышке и на дне с песком 0,05м
5 Легковоспламеняю-щиеся  твердые вещества (ЛВТ) Сера, парафин, фосфор красный, уголь, графит, сухое  горючее, органические кислоты В лаборантской, в отдельном шкафу под замком В лаборантской в шкафу под замком
6 Воспламеняющие, окисляющие вещества Перманганат калия, азотная кислота (пл.1,42 г/мл), оксид марганца (IV), нитраты аммония, калия, натрия, пероксид водорода В лаборантской, в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп В отдельном  шкафу,

отдельно  от 4-й и 5-й групп

7 Вещества повышенной физиологической активности Иод, бром, едкое кали, едкий натр, оксид свинца, оксид и гидроксид кальция, оксид бария, нитрат и хлорид бария, дихромат аммония, сульфат кобальта и т.д. В лаборантской, в сейфе, или надежно запирающемся металлическом ящике Изолированно  от других групп, в сейфе (надежно  запирающемся металлическом ящике)
8 Малоопасные и  практически безопасные вещества Хлорид натрия, сахароза, глюкоза, цинк, железо, хлорид аммония, оксид цинка, иодид калия, ацетат натрия и т.д. В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской В классе в запирающемся шкафу или в лаборантской  вместе с группами 2-6
 

 

     Каждый  реактив должен находиться в упаковке, на этикетке которой четко указывается название вещества, либо его химическая формула и группа хранения, запись карандашом по стеклу запрещается.

     Слабые  растворы кислот и щелочей разрешается  хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких подносах. Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ – в сосудах из полимерных материалов.

     Металлический ящик с ЛВЖ устанавливается в  лаборантской не ближе двух метров от нагревательных приборов. Он окрашивается светлой краской, на крышке снаружи ставится знак – горючее вещество (рис. 1).                                                               

     Реактивы 5-й группы хранения не следует изымать  из заводской тары (металлического контейнера). Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

     Выдача  учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5-10%.

     Реактивы 7-й группы, перечисленные ниже, хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверце сейфа приводится утвержденная приказом опись реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. В сейфе на полках запрещается менять расположение реактивов и перефасовывать из заводской тары.

     ПРИМЕР. Опись реактивов 7 группы хранения (вещества повышенной физиологической опасности)   

     Верхняя секция      Нижняя  секция
           Наименование  вещества            Наименования  вещества
     1

     2

     3

     4  

     
     Аммиак  водный 25%

     Аммония дихромат

     Аммония роданид

     Иод кристаллический

     И т.д.

     1

     2

     3

     4  

     
     Анилин

     Анилина сульфат

     Гексахлорбензол

     Дихлорэтан

     И т.д.

 

 

     Разлитый  водный раствор кислоты или щелочи следует засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной, перемещая совком адсорбент от краев разлива к середине, затем необходимо собрать в полиэтиленовый мешок, плотно завязать и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива надо обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть руки водой.

     Приборы кабинета химии, в частности все  электроприборы, следует размещать  в кабинете в шкафах под замком и защищать чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

     Запрещается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать растворы или ЛВЖ и  ГЖ, Их собирают для последующего обезвреживания. Обрезки щелочных металлов и кальция  необходимо ликвидировать в тот же день, когда проводился эксперимент.

     Рекомендации  по уничтожению отработанных реактивов,

     ЛВЖ и обезвреживанию водных растворов

     1. Отходы ЛВЖ и ГЖ объемом  не более 0,5 л сжигают на  воздухе 1 раз в месяц или  чаще в месте, согласованном  с органами пожарной охраны. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в яму глубиной не менее ¾ высоты сосуда или зафиксированный от падения иным образом. Учитель располагается относительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и металлическим прутом длиной не менее 1,5 м с факелом на конце поджигает содержимое сосуда. Работать необходимо в перчатках и защитных очках.

     2. Отработанные водные растворы  собирают, независимо от их происхождения,  в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН = 7-7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды. Упомянутые выше операции проводит лаборант или учитель.

     3. При разливе ЛВЖ или органических  реактивов объемом до 0,05 л погасить  открытый огонь (спиртовки, газовые горелки) во всем помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует предварительно вывести учащихся из помещения, погасить открытый огонь и отключить систему электроснабжения устройством вне комнаты. Жидкость засыпают сухим песком или опилками, влажный адсорбент перемещают деревянным совком или с помощью двух дощечек в закрывающуюся тару и обезвреживают в тот же день. До полного исчезновения запаха разлитой жидкости работу в помещении возобновлять запрещается.

     4. Обрезки лития, натрия, кальция  необходимо уничтожать в тот  же день, когда они получены. С этой целью обрезки металлов утилизируют растворением по одному, друг за другом, в холодной воде, налитой слоем не более 0,05 м в химический тонкостенный стакан вместимостью 0,6 л. Образующиеся по окончании растворы гидроксидов используют с целью нейтрализации содержимого сосуда для слива отработанных растворов. Раствор гидроксида кальция – известковая вода, применяется для обнаружения СО2.

     Аптечка

     В кабинете химии необходимо иметь  укомплектованную медицинскую аптечку  согласно перечню с описанием медикаментов. На упаковках препаратов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце аптечки или рядом вывешивается инструкция по оказанию первой медицинской помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения. Укомплектование аптечки осуществляется администрацией образовательного учреждения согласно заявке учителя или заведующего кабинетом. В течение года необходимо систематически проверять срок годности препаратов. Перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

     1. Бинт стерильный, одна упаковка.

     2. Бинт нестерильный, одна упаковка.

     3. Салфетки стерильные, одна упаковка.

     4. Вата гигроскопическая стерильная  в тампонах, 50 г.

     5. Пинцет для наложения ватных  тампонов на рану.

     6. Клей  БФ-6  для обработки  микротравм, один флакон, 25-50 мл.

     7. Иодная настойка для обработки  кожи  возле раны, в ампулах или тёмном флаконе, 25-50 мл.

     8. Пероксид водорода с массовой  долей вещества 3% как кровоостанавливающее  средство, 50 мл.

     9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках ("Карболен"). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4-6 таблеток (до и после промывания желудка).

     10. Водный раствор аммиака с массовой  долей 10%. Давать нюхать с ватки  при потере сознания и отравлении парами брома.

     11. Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой  долей 30%, 10-20 мл, капать в глаза  после промывания по 2-3 капли.  Хранится при комнатной температуре  не более 3 недель.

Информация о работе Сравнительный анализ моделей коммуникационного процесса