Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:13, реферат
Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил.
1.1.
Основные требования
к школьному кабинету
химии
Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил. С другой стороны, химический кабинет должен быть оснащен всем необходимым учебным оборудованием (дидактическая составляющая кабинета), позволяющим обеспечить возможность проведения всего комплекса учебно-воспитательных работ, обусловленных спецификой школьного предмета – химии.
Как правило, химкабинет состоит из двух комнат: собственно классной комнаты для проведения уроков и иных занятий по химии и лаборантской комнаты – рабочего места лаборанта, где хранятся химическая посуда, реактивы, другие средства обучения и дидактические материалы, и где лаборант или учитель готовит все необходимое для занятий.
Классная комната химического кабинета площадью около 70 м2 должна быть оснащена двухместными ученическими столами, позволяющими проводить лабораторные опыты и практические работы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. В классе устанавливаются демонстрационный стол, обычно совмещаемый с рабочим столом учителя, вытяжной шкаф, классная доска. Обязательными материальными атрибутами школьного кабинета химии являются водопровод и канализация, электроснабжение и отопление, шкафы для хранения учебно-методической литературы и таблиц, средства пожаротушения и оказания первой медицинской помощи. При наличии газоводоэлектроснабжения для демонстрационного и каждого ученического стола, коммуникации должны проходить под полом и иметь специальные распределительные щиты и краны для их общего включения и отключения. В настоящее время разработаны и реализуются комплекты специальной мебели, вытяжных устройств, лабораторных и препараторских столов, классных досок и т.п. для школьных кабинетов химии.
Лаборантская комната площадью около 18 м2 должна быть оснащена шкафами и сейфами для хранения реактивов, посуды и другого лабораторного оборудования, вытяжным шкафом, раковиной для мытья посуды, средствами пожаротушения, необходимой мебелью для работы лаборанта и учителя. Лаборантская комната должна примыкать к классной комнате и иметь два выхода: один – в коридор, второй в классную комнату.
Химический кабинет нельзя использовать для занятий групп продленного дня или в качестве классной комнаты для проведения уроков и внеклассной работы по другим предметам.
Дидактическая составляющая химического кабинета (непосредственно средства обучения химии) определяется постоянно обновляющимися "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утверждаемых приказами Министерства образования Российской Федерации.
Администрация школы и учитель химии несут ответственность за:
-укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения химии;
-соответствие
оборудования и учебно-
-наличие
в кабинете комплекта
-обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по химии;
-наличие
в кабинете дидактического
-соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете;
1.2. Система средств обучения химического кабинета
Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и учащимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.
Средства обучения химии можно разделить условно на несколько групп:
- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;
-
учебники, задачники, книги для
чтения и другая учебная и
популярная литература для
-
специальные дидактические
Специальными средствам обучения химии являются:
- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);
- приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;
-
учебные модели атомов, молекул,
кристаллических решеток,
- средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);
-
аудио- и видеосредства
-
современные коммуникационные
Приводим краткий перечень видов средств обучения, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении химии в школе и реализации требований Государственного образовательного стандарта по химии.
I. Книгопечатная продукция
1.
Школьные авторские учебные
2. Учебники по химии для средней школы.
3. Рабочие тетради для учащихся.
4.
Сборники тестовых заданий для
тематического и итогового
5. Сборники задач по химии для средней школы.
6. Научно-методические работы и периодические издания ("Химия в школе"; "Химия" и др.) и т.д.
II. Наглядные пособия
1.
Комплект портретов ученых-
2. Серия справочных таблиц по химии ("Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость солей, кислот и оснований в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов", и др.).
3.
Серия различных учебных
III. Информационно-коммуникативные средства
1.Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).
2.
Электронные библиотеки по
3. Электронные базы данных по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).
4. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии, Химическая лаборатория, Химикус и др.
IV. Экранно-звуковые пособия
1. Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса).
2. Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса).
V. Технические средства обучения
1. Видеокамера на штативе.
2. Видеомагнитофон (видеоплеер).
3. Графопроектор (кодоскоп или аналогичный прибор).
4.
Компьютер мультимедийный с
5.
Телевизор (с диагональю
6. Экран проекционный. Размер не менее 1200 см.
VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей
для химического эксперимента
В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.
VII. Специализированная мебель
1.3. Техника безопасности при работах в кабинете химии
Перечень специфических работ по учебному эксперименту
Специфика обучения химии в школе предполагает проведение учителем и учениками следующих видов основных экспериментальных работ с натуральными объектами в качестве средств обучения.
1.
Демонстрационный химический
2. Лабораторные опыты, выполняемые учениками под руководством учителя во время объяснения новой темы.
3.
Практические работы, выполняемые
учениками по учебной
4.
Опыты, выполняемые отдельными
учениками в ходе
5.
Химический учебный и
6.
Химический эксперимент,
7.
Химический эксперимент,
При выполнении в химическом кабинете указанных работ, сопровождающихся определенной опасностью для здоровья учителя и учащихся, так как многие химические вещества в той или иной степени токсичны, огнеопасны, взрывоопасны, необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Только в этом случае можно гарантированно исключить несчастные случаи в школе в виде химических и термических ожогов, порезов рук лабораторной посудой, отравления химическим соединениями, поражения электрическим током и т.д.
Общие положения техники безопасности.
Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.
Практические и лабораторные работы проводятся только в присутствии учителя. Вход посторонним во время практической или лаборантской работы в кабинет строго запрещен. На уроке разрешается проводить эксперимент, только предусмотренный учебной программой.
Информация о работе Сравнительный анализ моделей коммуникационного процесса