Современные маркетинговые концепции управления предприятием

Автор: A**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкуренции непременным условием жизнеспособности субъекта экономики становится маркетинг (от английского market - рынок). Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере и даже в некоммерческой сфере осознают, как именно маркетинговая стратегия способствует их более успешному развитию. Молодой российский бизнес также обратился к маркетингу.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современные маркетинговые концепции управления предприятием. 7
1.1. Производственная концепция, или концепция совершенствования производства. 8
1.2. Товарная (продуктовая) концепция, или концепция качественного продукта, или концепция совершенствования товара. 9
1.3. Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий. 9
1.4. Рыночная, традиционная маркетинговая концепция, или концепция маркетинга. 11
1.5. Социально-этическая концепция маркетинга. 13
Глава 2. Ориентация компаний на рынке в ХХI веке 15
2.1. Экологически направленный маркетинг 15
2.2. Защита прав потребителей и кодексы МТП 16
2.3. Глобализация маркетинга 18
Глава 3. Реализация концепций маркетинга 22
3.1. Использование концепции маркетинга карпорацией «McDonald’s» 22
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности карпорации «McDonald’s» 24
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсяк.docx

— 119.72 Кб (Скачать)

       а) многие покупатели считают,  что они в состоянии защитить  свои интересы;

     б) покупатели, неудовлетворенные покупкой, вскоре забывают о своем чувстве  неудовлетворенности;

     в) покупатели, недовольные покупкой, не очень часто делятся своими впечатлениями с другими покупателями;

     г) покупатели, неудовлетворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы;

     д) всегда имеется достаточно большое  число потенциальных покупателей. 

    1. Рыночная, традиционная маркетинговая концепция, или концепция маркетинга.

     Эта концепция отличается от других концепций  тем, что: а) фирма видит свою задачу в удовлетворении потребностей определенной группы потребителей; б) фирма отдает себе отчет в том, что удовлетворение этих потребностей требует проведения целого комплекса маркетинговых  исследований для их выявления; в) маркетинговая  деятельность фирмы постоянно контролируется и анализируется; г) фирма уверена, что результаты ее деятельности по удовлетворению спроса приведут к повторным  покупкам продукции и обеспечат  благоприятное общественное мнение. Концепция маркетинга приходит на смену сбытовой концепции и изменяет ее содержание. В чем же состоит разница между сбытовой концепцией и концепцией маркетинга?

     Деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы  товара. При этом главной задачей  является достижение объема продаж, необходимого для получения прибыли, за счет проведения различных мероприятий по стимулированию сбыта. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с  выявления реальных и потенциальных  покупателей и их потребностей. Фирма  планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей. Она получает прибыль посредством  удовлетворения потребностей покупателей.

     Таким образом, концепция маркетинга — это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка.

     Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как "суверенитет  потребителя", когда решение о  том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не правительством, а потребителями. Эту истину можно выразить в очередном определении маркетинга: "Маркетинг - это любовь к ближнему, за которую получаешь гонорар в виде прибыли"5. Следовательно, фирма производит то, что необходимо потребителю, и, максимизируя, таким образом благополучие потребителя, обеспечивает себе получение необходимой прибыли.

     Рис.2 Сопоставление концепции интенсификации коммерческих усилий и концепции  маркетинга5.1

       

    1. Социально-этическая  концепция маркетинга.

     Социально-этическая  концепция маркетинга, характерная  для современного этапа развития человеческой цивилизации, базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей  платежеспособного спроса. Ее цель состоит в обеспечении долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом.

     Нормы социально-этического маркетинга лимитируют, в известном смысле, предпринимательскую  инициативу и производственную деятельность, ставят ее в зависимость от ориентиров общественного развития и от безусловного требования сохранения среды обитания.

     Котлер  и Келлер в последнем своем  труде "Маркетинг Менеджмент" развивают 5-ю концепцию применительно к современному этапу развития человеческой цивилизации. Маркетинг XXI века базируется на новой философии. Вводят новый термин холистического (целостного) маркетинга, который включает четыре компонента:

  1. маркетинг взаимоотношений;
  2. интегрированный маркетинг;
  3. внутренний маркетинг;
  4. социально-ответственный маркетинг. (Рис. 3)6.

     Кроме классификации концепций маркетинга Ф. Котлера следует привести пример классификации по Г. Асселю, которую дает Гайдаенко (Рис.4)7. Она интересна тем, что показывает хронологию развития концепций маркетинга. 

     Рис.3 Компоненты холистической концепции маркетинга.

     Рис.4 Эволюция концепций маркетинга по Г. Асселю.

 
 
1900-е 1930-е 1950-е 1970-е 1980-е по наст.  
 
Стратегическая  концепция

Концепция конкуренции

Потребительская концепция

Сбытовая концепция

Производственная  и товарная концепции

 

Глава 2. Ориентация компаний на рынке в ХХI веке 

    1. Экологически  направленный маркетинг

     Производственная  и предпринимательская деятельности в ХХI веке ориентированы на цивилизованное общественное развитие и подчиняются требованиям среды обитания. В маркетинг постепенно включались серьезные социальные задачи - обеспечение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подготовка и переподготовка менеджеров, технического персонала и производственных рабочих, расширение участия членов коллектива в управлении предприятием.

     В середине 80-х годов концепция  маркетинга обогатилась за счет введения в хозяйственную деятельность системы  экологических оценок. Начало было положено рядом предпринимателей, обративших в своей практической деятельности внимание на то, что потребители  как носители платежеспособного  спроса во все возрастающей мере стремятся  в процессе удовлетворения потребностей к росту качества жизни.

     Понятие качества жизни включает в себя не только изобилие и доступность высококачественных товаров и услуг, но и сохранение и даже улучшение качества среды  обитания. Предприниматели-новаторы в  своих компаниях начали разрабатывать  и реализовывать программы переработки  вторичного сырья и других отходов  производства, утилизацию городского мусора, внедрения новых безотходных  и энергосберегающих технологий, других экологически и социально-этически ориентированных нововведений.

     Вначале меры по охране окружающей среды рассматривались  в рамках предпринимательской деятельности как нежелательные, ибо их реализация требовала больших затрат и могла, с этой точки зрения, ухудшить конкурентные позиции предприятия. Однако вскоре деловые круги и общественность перестали оценивать природоохранные  мероприятия только с точки зрения непроизводительных затрат. Более того, эти затраты стали рассматриваться как инвестиции в будущее и даже как средство достижения превосходства над конкурентами. Экологически осознанный маркетинг сегодня характерен для наиболее дальновидных предпринимателей.

     Мощным  толчком для предпринимателей в  деле увеличения числа природоохранных  мероприятий послужило появление  и организационное оформление массового  движения "за охрану окружающей среды", которое выступает не против маркетинга и разумного здорового потребления, а за то, чтобы вся хозяйственная деятельность осуществлялась на основе экологической безопасности и безвредности и ради повышения качества жизни. 

    1. Защита  прав потребителей и кодексы МТП

     Важным  фактором ограничения хозяйственной  деятельности и переориентации ее на удовлетворение потребностей граждан  явилось формирование в начале XX в, движения в защиту прав потребителей. Это организованное движение граждан и некоторых государственных органов и институтов направлено на расширение прав и возможностей воздействия покупателей (потребителей) на продавцов (товаропроизводителей).

     К традиционным правам покупателей (потребителей) относятся: право отказа от покупки  предлагаемого продавцом товара; право рассчитывать на то, что товар  безвреден и безопасен в обращении, что товар при пользовании  будет точно соответствовать  утверждениям продавца (например, инструкции по эксплуатации); право на получение  полной информации о наиболее важных качествах товара; право на защиту от сомнительных товаров и недобросовестных маркетинговых приемов (например, недобросовестной рекламы); право влиять на совершенствование  товаров и маркетинговой деятельности ради повышения качества жизни.

     У потребителей имеются все законные основания для охраны своих интересов  от различных видов недобросовестной деятельности товаропроизводителей и  продавцов. Это обращение с письмами к руководству предприятий или в средства массовой информации обращения с жалобами в государственные и местные органы управления и даже в общие или специальные суды.

     Если  рассматривать деятельность предприятия  в международном плане в рамках организации и проведения сделок купли-продажи с иностранными контрагентами, международной научно-технической  и производственной кооперации, каждому  предпринимателю следует знать, что любой из перечисленных видов  деятельности на международном рынке  регулируется помимо национальных законов  и подзаконных актов рядом  международных кодексов. Эти кодексы, вносящие единые правила в международные  экономические отношения, а также  определенные стандарты и нормы  делового общения разработаны Международной  торговой палатой (МТП) при поддержке  и участии ряда международных  специализированных организаций. Содержание международных кодексов, определяющее добросовестную коммерческую практику, носит диспозитивный характер. Тем  не менее, если соответствующие специализированные общественные национальные организации  согласны с положениями международных  кодексов и устанавливают для  национальных участников международных  экономических отношений аналогичные  нормы и правила, то считается, что  члены таких национальных специализированных организаций добровольно принимают  на себя обязательство соблюдать в своей коммерческой практике все основные положения международных кодексов.

     Использование в коммерческой практике международных  кодексов в значительной мере повышает ответственность предпринимателей и их профессиональных специализированных организаций, союзов и объединений  перед потребителями и обществом  в целом, помогает преодолевать и  устранять из коммерческой практики недобросовестные методы конкуренции, регулирует и вводит в определенные законные рамки все виды предпринимательской  деятельности.

     Более того, МТП считает международные  кодексы важнейшим цементом саморегулирования  деловой активности, поскольку устанавливаемые  этими документами правила поведения  вырабатываются самими предпринимателями, в том числе и в интересах  их предпринимательской деятельности. В деловых кругах существует убеждение, что подобное саморегулирование  предпринимательской деятельности более предпочтительно, чем меры государственного регулирования, в  частности, потому, что их проще приспосабливать  к динамично меняющимся условиям внешней и внутренней среды предприятий, к современному научно-техническому прогрессу и социально-экономическим  изменениям в обществе. Активное использование  в повседневной коммерческой деятельности положений международных кодексов способствует широкому распространению  в предпринимательских структурах положительного опыта деловой практики.

     Международные кодексы, разработанные МТП, регулируют предпринимательскую деятельность в области добросовестной конкуренции, рекламы, стимулирования сбыта, маркетинговых  социальных исследований и т.д. 

    1. Глобализация  маркетинга

     Переход к развитым товарно-денежным отношениям, социально ориентированному рыночному  хозяйству неизбежно приводит к  формированию в недрах управленческих структур государственных, частных  и других предприятий маркетингового подхода к решению проблем  производства и реализации товаров  и услуг. Естественно, что такой подход предусматривает прежде всего переориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности на потребителя, учет его интересов, вкусов и предпочтений, отказ от диктата со стороны производителей и поставщиков товаров и услуг, переход от маркетинга в отделе маркетинга к маркетингу во всей организации.

     Как правило, за создание и предоставление ценности для покупателей в компании отвечает отдел маркетинга. Однако, "маркетинг слишком важен, чтобы оставлять его на усмотрение отдела маркетинга"8. В компаниях обычно производственный, финансовый, исследовательский отделы ревниво наблюдают за маркетинговой переориентацией, т.к. считают, что усиление маркетинговой функции приводит к снижению их влияния в организации. Теперь в компаниях понимают, что маркетингом надо заниматься не только маркетологам, каждый работник может повлиять на покупателей и должен рассматривать их как источник благосостояния фирмы. Компании перестраивают внутренний маркетинг.

Информация о работе Современные маркетинговые концепции управления предприятием