Совершенствования управления маркетинговой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:31, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
разработать направления повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

  Таблица 5 - Движение кредиторской задолженности в 2004-2006гг. в разрезе кредиторов на предприятии ООО «Фирма «Омега-97»

Наименование  кредитора 2004г. 2005г. 2006г. 2006г. к 2004г., %
  Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %  
Аркадьева Н. В. ИПБОЮЛ 51,2 1 1 242,9 9 1 416,9 7 2 767
Беляков А. П. ИПБОЮЛ 0 0 2 771,8 18 3 159,8 20 0
Былинин С. Ю. ИПБОЮЛ 0 0 932,9 6 1 063,5 6 0
Дионис (33/т-ВИНО-ВОДОЧНЫЕ 2 199,5 72 5 682,8 35 6 478,3 34 294
Зимин К.О. ИПБОЮЛ 735,2 23 1 550,8 9 1 767,9 9 240
Маркин  С. А. ИПБОЮЛ 0 0 1 723,5 12 1 964,7 13 0
Молочный  комбинат «Ставропольский» 104,0 3,2 389,7 2 444,2 2 427
Петелино  ТД ООО 0 0 889,5 5 1 014 6 0
Черкизовский  ТК АПК 24,5 0,8 767 4 874,3 3 3 568
Итого 3 114,6 100 15 951,2 100 18 184,3 100 583
 

     Из  таблицы 5 видно, что в конце 2004 года кредиторская задолженность была небольшой. Это связанно с тем, что предприятие только открылось, и в этот период не было еще налажено связей с поставщиками. Мало кто давал вновь открывшемуся предприятию продукцию в долг. Предприятие в начале приобретало наиболее ходовую продукцию в целях привлечения внимания потенциальных потребителей и проверки рынка. Этим объясняется полное погашение задолженностей перед некоторыми кредиторами на конец 2004 года. Продукция, полученная этих поставщиков была приобретена малыми партиями и была вся продана. К концу 2006 года кредиторская задолженность возросла более чем в 5 раз. Данных факт говорит о том, что предприятию поставщики стали больше доверять и поставлять в кредит больше продукции. В результате этого выручка увеличилась на 232%. Необходимо заметить, что среди рассматриваемых поставщиков лидирующее место занимает Дионис, занимающийся поставками алкогольной продукции предприятию. В 2004 году его удельный вес составлял 72%, а в 2005 – 34%. Дебиторской задолженности у предприятия не имеется, так как предприятие отпускает продукцию либо за наличные деньги или банковским переводом, то есть не работает в кредит.

     Из  данных Приложения И видно, что выручка в среднем в период с конца 2004 по конец 2006 года выросла на 232%, то есть более чем в два раза или на 39516000 рублей в абсолютном значении. Необходимо отметить рост выручки от изделий салатного цеха, который составил 261%, то есть в более чем 2 раза увеличилась выручка. Данный факт имеет место быть в связи с тем, что в 2006 году значительно увеличивается ассортимент предлагаемых салатов, а также становится более серьезной работа по изучению покупательского спроса на эти продукты. Так же за этот период наблюдается увеличение выручки от реализации кондитерских изделий на 83%. Это связанно прежде всего с тем, что предприятие начинает сотрудничать напрямую с кондитерскими предприятиями, отказываясь от услуг посредников, что позволило снизить цены продукции. Изучаемое предприятие подписывает договора поставок с таким производителями как, Молочный Комбинат «Ставропольский», ООО «Малыш», ООО «Шоколадница» и рядом представителей крупных кондитерских предприятий. На ряду с этим, наблюдается снижение выручки по группе чай, кофе, какао. Это связанно с неправильной закупочной политикой менеджера, отвечающего за эту продукцию. Он хотел начать реализовывать элитные сорта чая, то есть по более дорогой цене, чем обычный пакетированный чай. Но, так как место для выкладки строго ограничено, то перед ним стоял выбор – или продолжать реализовывать имеющийся чай и кофе или начать реализовывать более дорогой. Менеджер выбрал второй вариант. Но, так как не продумал до конца свою политику, то есть не дал задание маркетологу провести какое-либо исследование или разработать рекламную программу, то его решение было не обоснованно, что в итоге и привело к резкому снижению выручки от реализации этой продукции. В последствии его решение было отменено, и к этому вопросу подошли более разумно.

     Себестоимость в среднем выросла на 221%, что вполне нормально. Необходимо отметить, что наибольшее увеличение себестоимости наблюдалось на следующие виды продукции: алкогольные напитки, гастрономия из птицы и кондитерские изделия. Себестоимость на алкогольные напитки и на кондитерские изделия возросла в связи с увеличением объема закупки этих товаров.

     Валовая прибыль на предприятии за 2004 составила  5685000 рублей, а в 2005 уже 15632000 рублей, рост при этом составил 274%, то есть увеличился более чем в 2 раза. Но в 2004 и в 2005 годах, ее не хватило для покрытия коммерческих и управленческих расходов, и, в итоге, прибыль от продаж оказалась отрицательной, так в 2004 году она составила – 8232000 рублей, а в 2005 году – 2290800 рублей. Ситуация изменилась к лучшему только в 2006 году, когда рост валовой прибыли составил всего 6%, и она остановилась на отметке 15970000 рублей, но в результате резкого сокращения всех видов расходов, предприятие получило чистую прибыль в размере 1294100 рублей. При этом прибыль на одного сотрудника составила 24400 рублей.

     В производство на данном предприятии  входит изделия салатного цеха и  собственное производство. Так, рентабельность производства в 2004 году составляла 40%, но к 2006 году этот показатель снизился на 3%.

     Из  наиболее рентабельных видов продукции  в 2004 году можно выделить следующие: консервы (41,2); салаты от поставщиков (44,1); изделия салатного цеха (117,6). В 2006 году можно выделить следующие: кондитерские изделия (42); сухие завтраки, мысли, чипсы (43); изделия салатного цеха (231); салаты от поставщиков (55); товары для дома (49). Наибольший рост рентабельности наблюдался по гастрономии рыбной (180% соответственно), диетические и диабетические продукты (164%), корм и сопутствующие товары для животных (164%), бакалея (140%), средства гигиены (146%), изделия салатного цеха (282%), но также наметился и спад рентабельности по таким видам продукции, как: детское питание (36%), консервы (12%), хлеб и хлебобулочные изделия (13%), собственное производство (16%), чай, кофе, какао (3%).

     Валовой объем производства увеличился всего на 39%. Это объясняется тем, что главный профиль предприятие не производство продукции, а реализация, поэтому столь малый рост производства не играет существенной роли в хозяйственной жизни предприятия.

     Коэффициент рентабельности продаж отражает доход  компании на каждый заработанный рубль. В 2004 году рентабельность продаж составляла -28%, но к концу 2005 положение немного улучшилось и этот показатель составил -4.3%. Это говорит о том, что в 2004 году компания с каждого вложенного в себестоимость реализуемой продукции рубля теряла 28% или 28 копеек, а в 2005 году этот показатель снизился до 4,3%, но уже в 2006 году предприятие становится рентабельным и с каждого вложенного рубля в себестоимость, оно получало 2% или 0,02 рубля в натуральном выражении. Пока этот показатель совсем мал, но учитывая то, что предприятие предыдущие два года вообще не приносило прибыли, он является существенным достижением руководства компании. 

    2.2 Анализ  маркетинговой деятельности торгового  предприятия 

     На  изучаемом предприятии как такового отдела маркетинга не существует, а  все его обязанности выполняет  специалист по маркетингу. Необходимо также заметить, что он занимается в основном реализацией маркетинговой программы, которую ему предоставляет отдел маркетинга, находящегося в штабе сети гастрономов «Патерсон» в городе Москве. Главной задачей маркетолога является своевременная реализация намеченный мероприятий и промакций и создание благоприятных для их осуществления условий. Само предприятие не проводит каких-либо маркетинговых исследований, которые носят эпизодический характер и заказываются у сторонних организаций. Подавляющим большинством исследований на изучаемом предприятии являются кабинетными, а в частности - классический анализ документов. То есть маркетолог совместно с категорийными менеджерами изучают документы отчетности с целью выявления товаров пользующихся наибольшей популярностью, а также проблемных товаров. Также маркетологу из Москвы приходят образцы рекламной продукции, которая должна к определенному сроку быть выставлена в торговом зале. Он обязан размножить ее и проконтролировать правильность и своевременность ее размещения. В конце отчетного периода маркетолог обязан отправлять в центральный офис отчетную документацию о проделанной им работе.

     По  данным, полученным в ходе непосредственного  наблюдения и опроса покупателей  в торговом зале и информации полученной от работников исследуемого предприятия  мы можем составить заключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены в Приложении К. Основной категорией  покупателей являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51%, то есть можно утверждать что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.

     Главными  конкурентами являются другие крупные  гастрономы и супермаркеты города, в частности, гастроном «Пушкинский», гастроном «Флагман», гастроном «Океан», гастроном «Пеликан», гипермаркет «Гармония», сеть магазинов «Магнит», сеть супермаркетов "Привоз". Главный конкурент гастроном «Флагман», находящийся в непосредственной близости к изучаемому предприятию. Более наглядное представление занимаемых долей рынка конкурентов в Ставрополе представлено в Приложении Л, получены из документов исследуемого предприятия, которые показывают что доли всех наиболее значимых супермаркетов города примерно одинаковы. Это объясняется тем, что они расположены друг от друга на таком расстоянии, которое равномерно распределяет количество покупателей между ними. Однако, каждый из конкурентов не останавливается на достигнутом, а стремится расширить сферу своего влияния и увеличить количество покупателей, поэтому конкуренция на данном сегменте рынка сильная. 

Таблица 6 - Информационный массив для расчета  ИК ООО "Фирма"Омега-97"

Показатель 
 
 

  Предприятие

Удобство расположения в торговом зале

0,6

Удобство расположения ассортимента продукции

0,3

Получение полной и точной информации о продукте у продавцов-консультантов

0,2

Удобство извлечения продукции с прилавка

0,1

Супермаркет «Патерсон» 6 9 6 9
Супермаркет «Флагман» 6 9 6 9
Гастроном «Пушкинский» 6 9 5 8
Гастроном «Океан» 6 8 5 7
Гипермаркет «Гармония» 7 9 8 9
 

      По  данным таблицы 6 рассчитаем ИК для  исследуемого предприятия и всех его конкурентов:

1. Супермаркет  «Патерсон»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7

2. Супермаркет  «Флагман»: 0,6*7+0,3*8+0,2*6+0,1*9=8,7

3. Гастроном  «Пушкинский»: 0,6*6+0,3*9+0,2*5+0,1*8=8,1

4. Гастроном  «Океан»: 0,6*6+0,3*8+0,2*5+0,1*7=7,7

5. Гипермаркет  «Гармония»:0,6*7+0,3*9+0,2*8+0,1*9=9,4

Рассчитаем  конкурентоспособность товара данного  предприятия по сравнению с сильнейшим конкурентом: = 0,92

      В таблице 6 приведены данные для расчета интегрального показателя конкурентоспособности исследуемого предприятия и его главных конкурентов. Из таблицы видно что супермаркет «Патерсон» занимает второе место по уровню конкурентоспособности, но супермаркет «Флагман» имеет точно такие же показатели, что говорит об острой конкурентной борьбе, эти данные также подтверждаются тем, что эти конкуренты имеют одинаковую рыночную долю.

Информация о работе Совершенствования управления маркетинговой деятельностью