Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:31, дипломная работа
Цель дипломного проекта – изучение положения предприятия на рынке супермаркетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления маркетинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в конкурентных условиях
проанализировать основные показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия;
разработать направления повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Для наиболее полного раскрытия возможностей маркетинга необходимо выполнение следующих требований:
Сущность
маркетинга, его концептуальные положения
обусловливают основные принципы маркетинга
(рисунок 1).
Рисунок
1 - Совокупность основных принципов
маркетинга
Именно эти принципы раскрывают главные, наиболее характерные сущностные признаки маркетинга. Совокупность приводимых принципов может расширяться или сужаться, но основополагающий (исходный) принцип — твердая ориентация на потребителя — в любом их сочетании обязательно присутствует. Именно этот принцип в конечном счете определяет появление других принципов маркетинга, подчиненных ему, т.е. принципов «второго порядка». Причем ориентация на потребителя ни в коей мере не означает пассивное следование маркетинга за потребителем, за его нуждами, которые нередко носят неявный характер. С достаточным основанием можно утверждать, что маркетинг «создает», а точнее, формирует потребителя [11].
На
рисунке 2 показаны основные сферы применения
маркетинга. В каждой из сфер могут
быть выделены ее составляющие — к
примеру, маркетинг потребительских
товаров включает как отдельные однородные
группы товаров (одежда, обувь, телевизоры,
легковые автомобили), которые являются
объектом воздействия маркетинга, направленного
на постоянное взаимодействие «товар—покупатель»,
так и «побочные», и смежные области, где
создается, производится, продвигается,
обеспечивается товар, формируется его
имидж.
Рисунок
2 - Виды основных моделей (областей применения)
маркетинга
Типы
маркетинга как фактора воздействия
на рыночный спрос и стоящего за
ним покупателя (потребителя) приведены
на рисунке 3.
Рисунок
3 - Типы маркетинга, используемые при
различных состояниях спроса
Восемь типов маркетинга практически раскрывают все главные направления его воздействия на спрос — от создания (формирования) спроса до активного противодействия иррациональному спросу, объекты которого в ходе их потребления оказывают разрушающее воздействие на человеческий организм. Разумеется, на практике эти типы маркетинга проявляются не столь последовательно и прямолинейно. Так, в рамках маркетинговой политики, проводимой крупной промышленной фирмой с диверсифицированным производством, могут одновременно проявляться (явно или скрытно) почти все типы маркетинга.
Принципы маркетинга обусловливают общую направленность целей фирмы в области маркетинга. Задача состоит в четком формулировании этих целей, без чего рыночный успех фирмы сомнителен. Именно четкая постановка целей предопределяет успех хозяйственной деятельности. Однако этой проблеме не придается должного значения. Известно например, что только 12% немецких фирм сформулировали конкретные цели своей деятельности, поддающиеся оценке и измерению, — прибыли этих фирм почти в 1,5 раза выше среднеотраслевой [12].
Цели маркетинга — формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, — основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы.
Иными словами, прежде чем производить, фирма должна провести тщательное изучение потребностей конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар и только затем выходить с этим товаром на рынок. А не наоборот – произвести товар, а потом испытывать серьезные трудности в отношении его продажи. Маркетологи считают: «Червяк должен быть по вкусу рыбе, а не удильщику» [13].
Один
из ведущих теоретиков по проблемам
управления, Петер Друккер, говорит
об этом так: «Цель маркетинга - сделать
усилия по сбыту ненужными. Его цель
- так хорошо познать и понять
клиента, что товар или услуга
будут точно подходить
Таким образом, определим более конкретно цели маркетинга:
По мнению профессора П. С. Завьялова цели маркетинга можно объединить в следующие группы:
Эти цели должны быть:
Кроме того, цели маркетинга должны:
Основные субъекты маркетинга, которые прямо или косвенно участвуют в формировании маркетинговых целей и задач фирмы:
Являясь
генеральной хозяйственной
Комплекс
из пяти приведенных функций в
логической последовательности и причинно
обусловленной взаимосвязи
Аналитическая функция маркетинга — это изучение и оценка внешней среды (в первую очередь рыночной) и внутренней среды фирмы.
Продуктово-
Сбытовая
функция распространяется на три
завершающих звена в цепи «производство—потребление»
— «распределение—обмен—
Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) тесно связана с собственно сбытовой деятельностью, но имеет свою специфику. Целевая направленность этой функции — формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности в повышении результатов работы у посредников.
Функция управления и контроля — это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного из высших должностных лиц фирмы.
Подфункция планирования — одна из важнейших в маркетинге. Главная задача управленческого аппарата при планировании — это уменьшение степени неопределенности и риска в деятельности фирмы и концентрация ресурсов на намеченных приоритетных направлениях ее развития.
Контроль
— это форма целенаправленного
воздействия на деятельность фирмы, конечным
результатом которого является выработка
корректирующих воздействий на управляемые
факторы и рекомендации по приспособлению
деятельности фирмы к неконтролируемым
факторам [16].
1.2
Организация маркетинговой
Очевидно,
что маркетинговая деятельность
организации должна осуществляться
в рамках какой-то единой концепции
маркетинга. Ф. Котлер выделяет пять основных
концепций управления маркетингом:
концепция совершенствования
Один
из самых старых подходов, которым
руководствуются продавцы, - это
концепция совершенствования
Информация о работе Совершенствования управления маркетинговой деятельностью