Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:49, дипломная работа
Цель дипломной работы рассмотреть пути повышения прибыли за счет совершенствования ассортиментной политики конкретного предприятия.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования и анализа прибыли;
- раскрыть понятие ассортиментной политики и ее влияние на показатели прибыльности, в том числе возможности управления ассортиментом при использовании системы учета частичных затрат на предприятии;
- провести анализ ассортиментной политики ООО «Хлебозавод «Болдинский» и её влияние на финансовый результат организации;
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия 6
1.1.Понятие и задачи ассортиментной политики 6
1.2. Ассортиментная политика как способ управления финансовым результатом предприятия 18
Глава II. Анализ ассортиментной политики ООО «Хлебозавод «Болдинский» 32
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия 32
2.2. Анализ доходности отдельных ассортиментных групп 35
2.3. Анализ влияния динамики ассортимента на величину прибыли 37
2.4. Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47
В 2001 году организован транспортный участок, который в настоящее время насчитывает 26 автомобилей для перевозки хлебобулочных и кондитерских изделий, сырья и материалов необходимых для производственных нужд. Работая в рыночных условия появилась острая потребность в организации собственной торговой сети. В настоящее время в структуре предприятия имеется 2 фирменных магазина и 32 киоска по продаже хлебобулочных и кондитерских изделий.
В 1993 году на хлебозаводе сменилась форма собственности и предприятие было переименовано в ТОО «хл/з Болдинский», а с 2003 года является ООО «Хлебозавод Болдинский».
Далее проведем анализ технико-экономических показателей работы ООО «Хлебозавод Болдинский» за 2008-2009г.г.
Таблица 2.1.
Технико-экономические показатели работы ООО «Хлебозавод Болдинский» за 2008-2009г.г.
№ п/п | Наименование показателей | Ед.изм. | 2008 год | 2009 год | Отклонение | |
Абсолютное (+;-) | Относит. (%) | |||||
1. | Товарная продукция всего | Тыс.руб. | 106825 | 112541,7 | 5716,7 | 105,35 |
в том числе: | ||||||
- хлебобулочные изделия | Тыс.руб. | 104220 | 108224,82 | 4004,82 | 103,84 | |
- кондитерские изделия | Тыс.руб. | 2178 | 3769,78 | 1591,78 | 173,08 | |
- прочие | Тыс.руб. | 425 | 547,09 | 122,09 | 128,73 | |
2 | Выручка от продаж, всего | Тыс. руб. | 109455 | 115160 | 5705 | 105,21 |
3 | Среднесуточная выработка по хлебобулочным изделиям | тн | 22,26 | 19,68 | -2,58 | 88,41 |
4 | Численность всего | Чел. | 336 | 350 | 14 | 104,17 |
в том числе: | ||||||
- промышленно-производственный персонал | Чел. | 334 | 348 | 14 | 104,19 | |
- непромышленная группа | Чел. | 2 | 2 | 0 | 0 | |
5 | Фонд оплаты труда всего | Тыс.руб. | 22974,35 | 28070,1 | 5095,75 | 122,18 |
6 | Средняя заработная плата | Руб. | 5702,0 | 6680,0 | 978 | 117,15 |
7 | Производительность труда | Тыс.руб. | 319,84 | 323,4 | 3,56 | 101,11 |
8 | Себестоимость производства | Тыс.руб. | 108158 | 116413,12 | 8255,12 | 107,63 |
9 | Затраты на 1 руб. товарной продукции | 1,01 | 1,03 | 0,02 | 101,98 | |
10 | Прибыль от продаж | Тыс.руб. | 1297 | -1253,12 | -2550,12 | -96,61 |
11 | Чистая прибыль | Тыс.руб. | 985,72 | - | -985,72 | - |
12 | Рентабельность продаж | % | 1,19 | - | -1,19 | - |
Проведя анализ основных технико-экономических показателей ООО Хлебозавод «Болдинский» можно сказать, что выпуск продукции в 2009 году в сравнении с 2008 годом вырос на 5716,7 тыс.руб. или на 5,35%. При этом основную долю в росте выпуска продукции занимают хлебобулочные изделия их рост составил 4004,82 тыс.руб. или 3,84%. Среднесуточная выработка по хлебобулочным изделиям снизилась на 2,58 тн. или на 11,59% (100-88,41). Численность работников предприятия в 2009 году увеличилась на 14 человек или на 4,17%, при этом увеличение численности произошло из-за приёма на работу промышленно-производственного персонала. В связи с ростом численности работников увеличился и фонд оплаты труда на 5095,75 тыс.руб. или на 22,18%. Средняя заработная увеличилась на 978 тыс.руб. или на 17,15%. Производительность труда имеет тенденцию к росту на 1,11%. Себестоимость производства увеличилась на 8255,12 тыс.руб. или на 7,63%, что связано с ростом цен на ГСМ и увеличением фонда оплаты труда. При этом затраты на 1 руб. товарной продукции увеличились на 0,02 или на 1,98%.
Положительными моментами деятельности ООО Хлебозавод «Болдинский», кроме роста объема реализации продукции, является соответственно и рост выручки от реализации продукции. Отрицательными моментами работы данной организации являются: увеличение затрат на реализацию продукции, а вместе с тем и возросли затраты на 1 рубль товарной продукции в связи с увеличением расходов на транспортировку, объема реализации и цены единицы продукции.
В целом работа ООО Хлебозавод «Болдинский» стала более эффективной.
Ценовая политика предприятия строилась на основе цен конкурентов, тем не менее цена на основной ассортимент выпускаемой продукции – хлеб подовой «Болдинский» остается выше, чем у конкурентов хлебозавода «Болдинский».
На ООО «Хлебозавод «Болдинский» в 2009 году применялись скидки в размере от 5 до 18%. Всего в 2009 году предоставлено скидок на сумму 6624 тыс.руб., в том числе фирменной торговле на сумме 1892 тыс.руб.
Себестоимость продукции по ассортименту и сложившиеся в 2009 году средние цены представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Себестоимость продукции по ассортименту и сложившиеся в 2009 году средние цены
Наименование ассортимента | Итого фабрично-заводская себестоимость, тыс.руб. | Коммерческие расходы, тыс.руб. | Полная себестоимость, тыс.руб. | Товарная продукция, тыс.руб. | Выработка ГП, тн | Средняя за 1тн, тыс.руб. | Рентабельность, % | Маржинальная прибыль, тыс.руб. |
Хлеб подовой 1 сорт Болдинский | 57414,69 | 9447,81 | 66862,49 | 71690,09 | 5661,78 | 12,66 | 7,22 | 4,47 |
Хлеб пшеничный формовой | 1510,08 | 248,8 | 1758,88 | 2011,89 | 147,79 | 13,61 | 14,38 | 5,33 |
Хлеба смешанные сорта | 5303,01 | 879,41 | 6182,42 | 6576,01 | 523,58 | 12,56 | 6,37 | 4,71 |
Батоны | 6000,66 | 993,89 | 6994,55 | 5158,13 | 275,99 | 18,69 | -26,26 | 5,3 |
Булочная продукция 100-200гр. | 2644,36 | 440,51 | 3084,86 | 2219,57 | 98,24 | 22,59 | -28,05 | 7,19 |
Сдобная продукция на линии №5 | 2157,03 | 354,03 | 2511,06 | 2190,94 | 55,96 | 39,15 | -12,75 | 15,42 |
Сдобная продукция участок слойки | 11141,0 | 1831,57 | 12972,57 | 12898,95 | 223,37 | 57,75 | -0,57 | 25,04 |
Хлебобулочные изделия прочие | 7370,03 | 1226,78 | 8596,81 | 5469,4 | 194,8 | 28,08 | -36,38 | 4,09 |
Кондитерские изделия | 3392,88 | 566,26 | 3959,14 | 3769,68 | 76,13 | 49,51 | -4,7 | 16,4 |
Итого: | 96933,73 | 15989,06 | 112922,79 | 111984,66 | 7257,64 | -0,83 |
Динамика по группам ассортимента 2008 и 2009г.г. представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Наименование ассортимента | Выработка ГП, тн. 2009г. | Выработка ГП, тн. 2008г. | Отклонение, % | Средняя цена за 1тн. в 2009 году | Средняя цена за 1 тн. в 2008 году | Отклонение, % | Рентабельность, % 2009 год |
Хлеб подовой 1 сорт Болдинский | 5661,78 | 6814,55 | -16,92 | 12662,12 | 11471,08 | 10,38 | 7,22 |
Хлеб пшеничный формовой | 147,79 | 151,38 | -2,37 | 13613,54 | 10826,05 | 25,75 | 14,38 |
Хлеба смешанные сорта | 523,58 | 512,61 | 2,14 | 12559,73 | 8833,19 | 42,19 | 6,37 |
Батоны | 275,99 | 276,33 | -0,12 | 18689,73 | 17646,39 | 5,91 | -26,26 |
Булочная продукция 100-200гр. | 98,24 | 72,96 | 34,65 | 22592,51 | 23539,86 | -4,02 | -28,05 |
Сдобная продукция на линии №5 | 55,96 | 66,91 | -16,36 | 39149,79 | 37392,89 | 4,70 | -12,75 |
Сдобная продукция участок слойки | 223,37 | 145,64 | 53,37 | 57746,45 | 56641,53 | 1,95 | -0,57 |
Хлебобулочные изделия прочие | 194,80 | 81,56 | 138,85 | 28076,5 | 30890,14 | -9,11 | -36,38 |
Кондитерские изделия | 76,13 | 44,91 | 69,52 | 49514,93 | 50874,91 | -2,67 | -4,79 |
Итого: | 7257,64 | 8166,85 | -11,13 | -0,83 |
Из таблицы видно, что только три ассортиментные группы являются рентабельными. Падение объемов по хлебу подовому, который является основным ассортиментом ООО «Хлебозавод «Болдинский», является причиной получения убытков в 2009 году, так как именно по этому ассортименту предприятие получает основную прибыль, которая покрывала в прошлом году убытки по другим группам продукции. Снять с производства убыточную продукцию нельзя, так как из таблицы видно, что маржинальная прибыль по булочной, сдобной, кондитерской продукции выше, чем на подовом хлебе, поэтому эта продукция также предпочтительна для производства.
Повышать
цены на убыточную продукцию
Предприятие работает с сетевыми клиентами (Лента, Магниты и т.д.), по которым повышение цен возможно только по истечении 30-90 дней, поэтому при удорожании цены на сырье предприятие продолжает отгружать продукцию в эти торговые точки по старым ценам и терпит убытки. Так кондитерская продукция в объеме 70-80% отгружается в Ленту, повышение цен на кондитерскую продукцию произошло с 21 ноября 2009 года, но в Ленту до сих пор отгружается продукция по старым ценам и согласие от ООО «Лента» на ее повышение не получено.
Прием черствой продукции от фирменной торговли и магазинов «Магнит» приносит дополнительный убыток предприятию.
Анализ влияния динамики ассортимента на величину прибыли приведен в табл.2.4.
Таблица 2.4.
Анализ влияния динамики ассортимента на величину прибыли
Наименование ассортимента | Прибыль/убыток, тыс.руб. | Отклонение | ||
2008 год | 2009 год | Абсолютное (+;-) | Относит. (%) | |
Хлеб подовой 1 сорт Болдинский | 4465,2 | 4827,6 | 362,4 | 108,12 |
Хлеб пшеничный формовой | 241,28 | 253,01 | 11,73 | 104,86 |
Хлеба смешанные сорта | 379,16 | 393,58 | 114,42 | 103,80 |
Батоны | -1758,34 | -1836,42 | -78,08 | 104,44 |
Булочная продукция 100-200гр. | -862,45 | -865,29 | -2,84 | 100,33 |
Сдобная продукция на линии №5 | -318,12 | -320,12 | 2,0 | 100,63 |
Сдобная продукция участок слойки | -72,54 | -73,62 | 1,08 | 101,49 |
Хлебобулочные изделия прочие | -3087,69 | -3127,41 | 39,72 | 101,29 |
Кондитерские изделия | -179,25 | -189,45 | 10,2 | 105,69 |
Итого: | -1192,75 | -938,12 | -254,63 | 78,65 |
На
основании вышеприведенной
В качестве практического примера рассмотрим деятельность предприятия ООО "Хлебозавод «Болдинский», которое производит и реализует хлебобулочные и кондитерские изделия, однако, несет убытки и собирается принять меры по их ликвидации.
Итак, для начала на общем совещании выявлены следующие направления преодоления кризисного состояния: увеличение выручки от реализации; увеличение выручки и снижение издержек производства; изменение ассортиментной политики.
Чтобы провести оценку направлений совершенствования деятельности, финансовому менеджеру необходимо собрать данные о работе предприятия, которые приведены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Основные показатели деятельности предприятия
|
Информация о работе Совершенствования ассортиментной политики