Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа
Цель работы – сформировать способы организации эффективной работы предприятий розничной торговли, выявить проблемные участки в этой области, внести предложения по оптимизации организации розничной торговли.
В соответствии с целями в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности розничной торговли;
- исследование методов эффективной организации розничной торговли;
- выявление недостатков и разработка методов по усовершенствованию организации розничной торговли.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВРЛИ
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Виды розничных торговых предприятий. Особенности их деятельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «СЛАДКОЕЖКА»
2.1 История и экономическая характеристика исследуемого объекта.
2.2 Оценка организации розничной торговли в магазине «Сладкоежка»
2.3 Роль и значение интерьера и рекламного оформления магазина
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Предложения по оптимизации деятельности магазина
3.2 Экономическая эффективность внесенных предложений
Виды розничных торговых предприятий можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от форм собственности; по структуре стратегии розничной торговли, а также существует немагазинная розничная торговля. Вид предприятия розничной торговли зависит от ассортимента реализуемых товаров.
Предприятия розничной торговли определенного вида подразделяют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания. Так, универсальные магазины представлены гипермаркетами, универмагами, магазинами «Детский мир», магазинами-складами, универсамами (супермаркетами), гастрономами, магазинами «Товары повседневного спроса» и т. п., специализированные продовольственные магазины — магазинами «Рыба», «Мясо», «Колбасы» и т. д.
Основные
признаки, характеризующие тип
1.3 Требования
к устройству магазинов и их планировке
Здания и сооружения, в которых размещают магазины, Должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.
Архитектурно-
Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.
Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.
Особые
требования предъявляются к генеральному
плану и благоустройству
Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.
Зона
для посетителей
подхода
и ознакомления с витринами;
отдыха;
паркинга
индивидуального транспорта.
Для
подъезда автомашин с товарами, их
маневрирования, а также для построек
хозяйственного назначения создается
хозяйственная зона.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.
По функциональному назначению помещения подразделяют; на следующие группы:
- торговые;
- для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
- подсобные;
- административно-бытовые;
- технические.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.
К административно-бытовым помещениям относят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.
Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:
- торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
- оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
- торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;
- помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;
- помещения
для хранения тары, обменного фонда контейнеров,
упаковочных материалов и инвентаря желательно
располагать непосредственно у приемочной
или разгрузочной рампы;
- пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;
- административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина.
Торговый
зал можно разделить на следующие
зоны или площади: установочную, проходов
для покупателей, рабочих мест продавцов
и площадь зоны контрольно-кассового
узла.
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «СЛАДКОЕЖКА»
2.1
История и экономическая характеристика
исследуемого объекта
ООО «Каскад» основано в 1995 году. Фирма начала свою деятельность с открытия магазина «Меридиан» - небольшого продовольственного магазина в спальном районе города. Затем был открыт оптовый склад продовольственных товаров на территории городской торгово-закупочной базы. И уже в 2004 году был открыт магазин «Сладкоежка» - крупный магазин продовольственных товаров и бытовой химии.
В настоящее время «ООО Каскад» объединяет три организации:
-
склад оптовой торговли
- торговый дом «Меридиан» - магазин розничной торговли продуктами питания;
- магазин «Сладкоежка» - магазин розничной торговли продуктами питания и бытовой химии.
В рамках данной работы будет рассмотрена организация розничной торговли на примере магазина «Сладкоежка», так как это бале крупный магазин с большим товарооборотом.
Магазин «Сладкоежка» располагается на Центральном рынке города Орска, Оренбургской области. Площадь торговых залов составляет 70 и 145 к. м. Кроме двух торговых залов магазин вмещает кабинет администрации, площадку для приёмки товара, два продовольственных склада площадью около 15 кв. м. и 14 кв. метров, подсобное помещение и раздевалку для работников магазина.
Как было сказано ранее, основная деятельность магазина розничная торговля продуктами питания и бытовой химии населению города. Ассортимент магазина составляет около 15 000 товарных номенклатур. По товарным группам магазин разбит на десять отделов:
- «Хлеб-Чай»:
продажа хлебобулочных изделий,
- «Молочный»: продажа молока и молочных продуктов, творогов, сыров, майонезов и т.д.
- «Гастроном»: продажа колбасных изделий, мясных деликатесов, а так же сыров;
- «Торты»: продажа тортов, пирожных, рулетов, шоколада и прочих фасованных кондитерских изделий;
- «Бакалея»: продажа круп, макаронных изделий, фруктовых, овощных и молочных консерв, фрутов и т.д.;
- «Рыба х/к»: продажа копченой рыбы, салатов, икры;
- «Заморозка»:
продажа замороженного мяса
- «Бытовая химия» - продажа бытовой химии, средств по уходу за телом;
- «Вино-водка»: продажа алкогольных и безалкогольных напитков, соков, снеков и т.д.;
- «Кондитерский»: продажа весовых кондитерских изделий:
- так
же на территории магазина
работают два электронных
Магазин имеет выгодное местоположение: на Центральном рынке города, на основной транспортной магистрали, в непосредственной близости к остановке общественного транспорта и жилого микрорайона. Благодаря этому в магазине всегда большая проходимость покупателей, но такое местоположение имеет свои особенности: резкий подъём продаж в выходные дни, когда население посещает рынок, и заметный спад в будние дни, так большей частью покупателей являются посетители и работники рынка. Ко второй группе покупателей можно отнести жителей данного микрорайона.
На территории рынка нет других продовольственных магазинов, имеются лишь торговые точки в окрестностях рынка. В этом районе в последние два месяца были открыты два сетевых супермаркета «Магнит», что в перспективе значительно усилит конкуренцию.
Информация о работе Совершенствование организации розничной торговли