Совершенствование организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – сформировать способы организации эффективной работы предприятий розничной торговли, выявить проблемные участки в этой области, внести предложения по оптимизации организации розничной торговли.
В соответствии с целями в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности розничной торговли;
- исследование методов эффективной организации розничной торговли;
- выявление недостатков и разработка методов по усовершенствованию организации розничной торговли.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВРЛИ
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
1.2 Виды розничных торговых предприятий. Особенности их деятельности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «СЛАДКОЕЖКА»
2.1 История и экономическая характеристика исследуемого объекта.
2.2 Оценка организации розничной торговли в магазине «Сладкоежка»
2.3 Роль и значение интерьера и рекламного оформления магазина
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1 Предложения по оптимизации деятельности магазина
3.2 Экономическая эффективность внесенных предложений

Работа содержит 1 файл

курсовая по КОМ. ДЕЯТЕЛЬН.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

      Виды розничных торговых предприятий можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от форм собственности; по структуре стратегии розничной торговли, а также существует немагазинная розничная торговля. Вид предприятия розничной торговли зависит от ассортимента реализуемых товаров.

      Предприятия розничной торговли определенного  вида подразделяют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания. Так, универсальные магазины представлены гипермаркетами, универмагами, магазинами «Детский мир», магазинами-складами, универсамами (супермаркетами), гастрономами, магазинами «Товары повседневного спроса» и т. п., специализированные продовольственные магазины — магазинами «Рыба», «Мясо», «Колбасы» и т. д.

      Основные  признаки, характеризующие тип предприятия  розничной торговли определенного  вида, содержатся в Государственном стандарте Российской Федерации «Розничная торговля. Классификация предприятий» 

 

1.3 Требования к устройству магазинов и их планировке 

      Здания  и сооружения, в которых размещают  магазины, Должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

      Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

      Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина.

      Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

      Экономические требования предусматривают оптимизацию  материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

      Санитарно-гигиенические  требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.

      Особые  требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.               

      Функциональная  сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.              

      Зона  для посетителей предусматривает  наличие нескольких  подзон:                                                                                                

      подхода и ознакомления с витринами;                                       

      отдыха;                                                                                         

      паркинга  индивидуального транспорта.                                   

      Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.                                                                                    

      Состав  и размеры помещений зависят  от типа магазина и его общей площади.

      Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.

      По  функциональному назначению помещения  подразделяют; на следующие группы:  

      - торговые;

      - для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

      - подсобные;

      - административно-бытовые;

      - технические.

      Торговые  помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине.

      К помещениям для приемки, хранения и  подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

      Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.

      К административно-бытовым помещениям относят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

      Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

      Все помещения магазина должны быть расположены  с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных  административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

    - торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

    - оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

    - торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что  особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

    - помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для  приемки и подготовки товаров к продаже;

    - помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;                                                                           

    - пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;

    - административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

      Размещение  помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.

      Устройство  и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

      Основным  торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина.

      Торговый  зал можно разделить на следующие  зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны контрольно-кассового  узла. 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «СЛАДКОЕЖКА» 

      2.1 История и экономическая характеристика исследуемого объекта 

      ООО «Каскад» основано в 1995 году. Фирма  начала свою деятельность с открытия магазина «Меридиан» - небольшого продовольственного магазина в спальном районе города. Затем был открыт оптовый склад продовольственных товаров на территории городской торгово-закупочной базы. И уже в 2004 году был открыт магазин «Сладкоежка» - крупный магазин продовольственных товаров и бытовой химии.

      В настоящее время «ООО Каскад»  объединяет три организации:

      - склад оптовой торговли продуктов  питания;

    - торговый  дом «Меридиан» - магазин розничной  торговли продуктами питания;

    - магазин  «Сладкоежка» - магазин розничной  торговли продуктами питания и бытовой химии.

      В рамках данной работы будет рассмотрена  организация розничной торговли на примере магазина «Сладкоежка», так как это бале крупный магазин с большим товарооборотом.

      Магазин «Сладкоежка» располагается на Центральном рынке города Орска, Оренбургской области. Площадь торговых залов составляет 70 и 145 к. м. Кроме двух торговых залов магазин вмещает кабинет администрации, площадку для приёмки товара, два продовольственных склада площадью около 15 кв. м. и 14 кв. метров, подсобное помещение и раздевалку для работников магазина.

      Как было сказано ранее, основная деятельность магазина розничная торговля продуктами питания и бытовой химии населению города. Ассортимент магазина составляет около 15 000 товарных номенклатур. По товарным группам магазин разбит на десять отделов:

    - «Хлеб-Чай»: продажа хлебобулочных изделий,  а так же кофе и чая, включая  элитные сорта этих напитков  отпускаемых на развес;

    - «Молочный»: продажа молока и молочных  продуктов, творогов, сыров, майонезов  и т.д.

    - «Гастроном»: продажа колбасных изделий, мясных деликатесов, а так же сыров;

    - «Торты»:  продажа тортов, пирожных, рулетов,  шоколада и прочих фасованных  кондитерских изделий;

    - «Бакалея»:  продажа круп, макаронных изделий,  фруктовых, овощных и молочных  консерв, фрутов и т.д.;

    - «Рыба  х/к»: продажа копченой рыбы, салатов, икры;

    - «Заморозка»:  продажа замороженного мяса птицы,  рыбы, полуфабрикатов, мясных и рыбных  консерв;

    - «Бытовая  химия» - продажа бытовой химии,  средств по уходу за телом;

    - «Вино-водка»: продажа алкогольных и безалкогольных напитков, соков, снеков и т.д.;

    - «Кондитерский»: продажа весовых кондитерских изделий:

    - так  же на территории магазина  работают два электронных терминала  по приёму платежей принадлежащие  ООО «Каскад».

      Магазин имеет выгодное местоположение: на Центральном рынке города, на основной транспортной магистрали, в непосредственной близости к остановке общественного транспорта и жилого микрорайона. Благодаря этому в магазине всегда большая проходимость покупателей, но такое местоположение имеет свои особенности: резкий подъём продаж в выходные дни, когда население посещает рынок, и заметный спад в будние дни, так большей частью покупателей являются посетители и работники рынка. Ко второй группе покупателей можно отнести жителей данного микрорайона.

      На  территории рынка нет других продовольственных  магазинов, имеются лишь торговые точки в окрестностях рынка. В этом районе в последние два месяца были открыты два сетевых супермаркета «Магнит», что в перспективе значительно усилит конкуренцию.

Информация о работе Совершенствование организации розничной торговли