Совершенствование экономического механизма управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического механизма управления предприятием.
Задачи данной работы: определение сущности экономических механизмов управления, анализ общей структуры и схемы управления типового ЗАО РТП «Сельхозтехника», определение экономической эффективности внедрения проектных мероприятий по совершенствованию менеджмента

Содержание

Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Экономический механизм управления 5
1.1. Сущность экономических механизмов управления 5
1.1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 9
1.1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 13
1.1.4. Обеспечение конкурентоспособности 19
Глава 2. Анализ общей структуры и схемы управления типового ЗАО РТП «Сельхозтехника» 22
Глава 3. Экономическая эффективность внедрения проектных мероприятий по совершенствованию менеджмента на типовом ЗАО РТП «Сельхозтехника» 31
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.66 Кб (Скачать)

     Справочные  цены на однородную продукцию также  отличает относительная стабильность и единый уровень на мировом рынке в соответствии с проводимой согласованной политикой цен ведущих фирм отрасли. Справочные цены на сырьевые товары, как правило, представляют так называемые базисные цены (для определенного качества, спецификации, размеров, химического состава и т.п.). Однако методы установления справочных цен на различные товары существенно разнятся.

     При определении цены продукции используется один из известных подходов (принципов) к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости  и ценообразование на основе ценности (потребительской) продукции (услуг), а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования приводятся ниже.

     1. Самый простой метод ценообразования  состоит в установлении цены  на уровне себестоимости выполненных  работ плюс надбавка. В этом  случае формирование цены предусматривает  установление себестоимости на основании переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая составляет прибыль. Этот метод распространен в сфере услуг, когда цена составляет полную стоимость выполненной работы с включением в нее стандартной наценки

     2. Наиболее распространен в современных  условиях метод, называемый в экономической литературе «целевым» ценообразованием, ориентированным на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. При начислении расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование устанавливается цена общей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Целевое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

     3. Скользящая цена в момент заключения  договора может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношение в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.

     4. В условиях жесткой конкуренции  все большее число предприятий  (компаний) устанавливают цены на  основе воспринимаемой ценности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него.

     5. Ценообразование на основе учета  конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих и закрытых цен.

     6. Ценообразование в рамках внутрифирменного  расчета строится на иных принципах.  Цены в этом случае выполняют  свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.

     Установление  этих показателей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:

     1)    различие в уровне накладных  расходов в отделениях, филиалах  и дочерних компаниях, связанных  между собой единством технологического цикла производства и сбыта продукции (услуг);

     2)    различие в подходах к внутрифирменному  ценообразованию.

     При этом механизм внутрифирменного ценообразования  оказывает непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративными интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от того, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результативность предприятия в целом.

     В практике отработки и внедрения  механизма внутрифирменного ценообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:

     1. Внутрифирменные цены, основанные  на издержках производства.

     2. Внутрифирменные цены, основанные  на рыночных ценах.

     3. Внутрифирменные цены, основанные  на фактической цене конечной  продукции.

     4. Внутрифирменные цены, формируемые  на договорной основе.

     5. Смешанные методы внутрифирменного  ценообразования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1.3. Обеспечение конкурентоспособности

     Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка [4, c.427].

     Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя  на рынке.

     Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

     Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью  показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.

     Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные. Наиболее значимые качественные показатели представлены на рисунке 1.

     

     Рис. 1. Наиболее значимые качественные показатели конкурентоспособности продукции

     Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара

     Оценочные показатели количественно характеризуют  свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).

     Регламентируемые  показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.

     Организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.

     Одним из основных методов оценки конкурентоспособности  продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции. 
 

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЩЕЙ СТРУКТУРЫ И СХЕМЫ

      УПРАВЛЕНИЯ  ТИПОВОГО ЗАО РТП  «СЕЛЬХОЗТЕХНИКА»

      Общая структура и схема управления типового ЗАО РТП «Сельхозтехника» (Приложение 1) представляет собой иерархическую линейно- функциональную структуру управления. Ее основу составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации.

      В целом, структура управления предприятия  (Схема № 1) включает в себя шесть основных уровней:

  1. Высшее руководство ЗАО РТП «Сельхозтехника».
  2. Генеральный директор.
  3. Аппарат Генерального директора.
  4. Заместители Генерального директора (9 заместителей).
  5. Отделы.
  6. Подразделения.

      В данной структуре наряду с линейными  руководителями (Генеральным директором и заместителями) существуют руководители функциональных подразделений (экономической, производственной, бухгалтерской, сбытовой, кадровой и других служб), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

        Далее представим подробное описание  каждого из уровней структуры  управления ЗАО РТП «Сельхозтехника».

      Во  главе организации (Схема № 2) стоит Общее собрание акционеров ЗАО, в подчинении у которого находятся Правление ЗАО с Председателем правления ЗАО и ревизионная комиссия, выступающая в роли вспомогательного подразделения и осуществляющая контроль над работой Правления ЗАО и генерального директора. Генеральный директор ЗАО подчиняется Правлению ЗАО и непосредственно Председателю правления, а также руководит аппаратом генерального директора и заместителями. Общее собрание акционеров, Правление ЗАО, генеральный директор, аппарат генерального директора и заместители связаны вертикальной связью. Аппарат генерального директора состоит из:

  1. исполнительного директора;
  2. заведующего канцелярией;
  3. секретаря-референта;
  4. юриста-консультанта;
  5. водителя л/а;
  6. курьера.

Информация о работе Совершенствование экономического механизма управления