Совершенствование экономического механизма управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономического механизма управления предприятием.
Задачи данной работы: определение сущности экономических механизмов управления, анализ общей структуры и схемы управления типового ЗАО РТП «Сельхозтехника», определение экономической эффективности внедрения проектных мероприятий по совершенствованию менеджмента

Содержание

Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Экономический механизм управления 5
1.1. Сущность экономических механизмов управления 5
1.1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 9
1.1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 13
1.1.4. Обеспечение конкурентоспособности 19
Глава 2. Анализ общей структуры и схемы управления типового ЗАО РТП «Сельхозтехника» 22
Глава 3. Экономическая эффективность внедрения проектных мероприятий по совершенствованию менеджмента на типовом ЗАО РТП «Сельхозтехника» 31
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.66 Кб (Скачать)

           Экономические методы можно подразделить  по виду их воздействия на две группы:

  1. Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.
  2. Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.
 
 

     1.1.1. Коммерческий и внутрифирменный  расчет

     Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др.

     Принятие  централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в  зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия  в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы [3, c.92].

     Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

     Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономического механизма, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются [4, c.410]:

     1) глобальная политика и инструменты  ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

     2) организация условий устойчивого  финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.                            

     Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

     Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

     Необходимость разработки специфических методов  и инструментов взаимодействия и  расчета между подразделениями  предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности.

       Характер отношений между подразделениями  предприятия в рамках внутрифирменного  расчета во многом зависит  от их хозяйственно-экономического  и правового положения.

     Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка.

     Все расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

     В результате в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

     Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

     Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок.

     Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями  строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

     Отношения в рамках внутрифирменного расчета  отражают потребность в обеспечении  минимальных затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.

     В соответствии с принятыми отношениями  в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечив этим роль регулятора издержек производства.

     Коммерческий  и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что  вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный  расчет во многом содержит элементы коммерческого  расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

     Отличительной особенностью внутрифирменного расчета  является то, что он осуществляется в границах единой собственности  компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и  отношений между различными собственниками.

       Следовательно, при коммерческом  расчете цены отражают реальные  процессы и в полной мере  проявляются товарно-денежные отношения,  складывающиеся на рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1.2. Ценовая политика и эффективное управление предприятием

     Ценам и ценообразованию принадлежит  центральное место в экономическом механизме управления промышленным предприятием.

     В современных условиях концентрации производства и монополистического регулирования рынков существенно изменились условия формирования цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.

     Произошли качественные изменения механизма  ценообразования, представляющего  сложную систему взаимозависимых  действий и функций регулирования  и рыночной конкуренции.

     Возросла  роль факторов, определяющих уровень  цен на конечную продукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реализацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.

     Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производства в ориентации на них всей производственной деятельности предприятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требования относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении.

     Рыночные  цены на большинство товаров мирового рынка устанавливаются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.

     Промышленные  предприятия планируют свою политику цен в долгосрочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.

     Учитывая  эти изменения политика ценообразования  должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

     Цели  ценовой политики [4, c.417]:

     1. Обеспечение обоснованного планирования  и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции.

     2.  Создание условий для поддержания  единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке.

     Реализация  этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с маркетинговой деятельностью, проведением технической и инвестиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конкурентоспособность.

     Главная стратегическая задача предприятия  заключается в том, чтобы предложить покупателю товар, ценность которого позволяла  бы назначить цену, превышающую издержки.

     При определении ценовой политики следует  иметь в виду, что в качестве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены.

       Стратегические цели и ценовая  политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).

     Предприятия, как правило, при взаимных расчетах и расчетах с внешними контрагентами используют два вида цен: расчетные и публикуемые.

     Публикуемые цены являются твердыми фиксируемыми. К ним относят: прейскурантные и справочные цены, цены биржевых котировок, цены фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о которых публикуются в печати. Публикуемые цены отражают уровень мировых цен.

     Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые  на сложное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и на другую нестандартную продукцию. Такие цены принято называть договорными. Договорные цены отражают достигнутый уровень эффективности производства предприятием-производителем продукции.

     Наиболее  распространены прейскурантные цены на стандартную конечную продукцию. Чаще предприятие выпускает свои фирменные прейскуранты, именуемые марочными, так как они поступают в розничную торговлю под конкретной фирменной маркой (товарным знаком производителя). Прейскурантные цены фиксированы и не зависят от сбытовой сети. Сбытовые заграничные филиалы и дочерние компании предприятия реализуют товары, производимые материнской компанией, по установленным ею ценам. Прибыль таких компаний образуется за счет предоставляемых скидок с прейскурантной цены.

     Производственные  заграничные отделения и дочерние компании, сами осуществляющие производство и сбыт своих товаров, могут устанавливать на них цены с учетом своих издержек и выпускать свои прейскуранты, рассчитанные на рынок конкретной (своей) страны. Уровень этих цен подлежит одобрению руководством предприятия. Заграничные лицензиаты (покупатели права производства) марочных товаров также могут выпускать свои прейскуранты для закрепленного за ними рынка и продавать эти товары с учетом условий лицензии под маркой лицензиара или под своей торговой маркой.

Информация о работе Совершенствование экономического механизма управления