Совершенствование ценовой политики предприятия

Автор: Kolya Vlasov, 08 Декабря 2010 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Проблема ценообразования занимает особое место в системе рыночных отношений. Проведенная в Казахстане либерализация цен на товары и услуги привела к сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен и колоссальному росту цен. С помощью искусственно поднятых высоких цен производители возмещают любые производственные затраты, и при этом они не заинтересованы в повышении качества товара. С 1992 года система ценообразования сведена к применению свободных, рыночных цен, величина которых определяется спросом и предложением на рынке товаров.

Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых монопольными государственными предприятиями.

Цель- данной работы, понять какие факторы предприятие учитывает при установлении цены на продукт, и в какой степени они оказывают воздействие на формирование цены и какие ценовые стратегии используются при формировании цены.

Объект рассмотрения в этой курсовой работе является ТОО «Шымкент-пиво»

Предметом- исследования стала ценовая политика предприятия так же даются предложения по совершенствованию ценовой политики компинии

Содержание

Введение
1 Теоретические основы ценообразования 10
1.1 Понятие, цели и задачи ценовой политики 10
1.2 Основные стратегии ценообразования 14
1.3 Этапы разработки ценовой стратегии 17
1.4 Методология расчета цены 20
2. Совершенствование ценовой политики предприятия

на примере ТОО «Шымкент пиво» 24

2.1. Экономическая деятельность предприятия. 24

2.2 Конкурентный анализ ценовой политики предприятия . 30

2.3 Предложения по совершенствованию политики ценообразования 35

Заключение 37

Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Совершенствование ценовой политики предприятия.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

   «Снятие сливок» с рынка посредством установления высоких цен. Это имеет место, когда фирма устанавливает на свои товары-новинки максимально высокую цену, значительно выше цены производства, это так называемое «премиальное ценообразование». Отдельные сегменты рынка от применения новой продукции даже при высокой цене получают экономию на издержках, лучше удовлетворяют свои потребности. Как только сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь к себе следующий слой клиентов, достигая тем самым в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

   Лидерство в качестве. Фирма, которой удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену на свой товар, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением качества, и затраты на проводимые для этих целей НИР и ОКР.

   Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разное время, при различной  цене, между ними может быть различное  соотношение, однако все они в  совокупности служат общей цели – долгосрочной максимизации прибыли.

   Формирование  ценовой политики и ее реализация всегда связаны с общей политикой  предприятия, конечной целью которой  является прибыльная реализация продукции  как можно большему числу покупателей.

   Для разработки и успешной реализации ценовой политики на предприятиях имеются постоянно действующие структурные подразделения, отвечающие за вопросы ценообразования на продукцию предприятия, – отделы цен. Деятельность ценовых подразделений осуществляется в тесной взаимосвязи с маркетинговой и сбытовой службами предприятия и может входить в состав либо этих подразделений, либо планово-экономического отдела.

   При различных вариантах ценовой  политики работа по ценообразованию  проводится совместно с подразделениями  предприятия, отвечающими за оценку и прогнозирование себестоимости продукции, учитывается производственно-сбытовая политика, необходимость обоснования финансовых показателей, на достижение которых она и направлена. При разработке ценовой политики налаживается тесная связь со структурными подразделениями, отвечающими за сбор информации о текущей рыночной конъюнктуре, определяется реальная структура (сегментация) рынка продукции предприятия, прогнозируются объемы сбыта, возможные при различных уровнях цен, дается оценка возможных действий конкурентов при тех или иных вариантах ценовой политики, обосновываются возможности увеличения сбыта и улучшение его финансовых показателей без изменения цен. Необходима в таких случаях и связь с подразделениями, ответственными за проведение рекламной кампании, формирование имиджа товарной марки и распространение информации, позволяющей воздействовать на коммерческие решения конкурентов.

   1.2 Основные стратегии ценообразования

 

 

   Политика  цен предприятия является основой для разработки его стратегии ценообразования. Ценовые стратегии являются частью общей стратегии развития предприятия.

   Стратегия ценообразования – это набор  практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

   Основными видами ценовых стратегий являются:

   Стратегия высоких цен

   Цель  данной стратегии – получение  сверхприбыли путем «снятия сливок»  с тех покупателей, для которых  новый товар имеет большую  ценность и которые готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены. Стратегия высоких цен применяется тогда, когда фирма убеждена, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар. Это применимо, во-первых, к новым, впервые появляющимся на рынке товарам, защищенным патентом, и не имеющим аналогов, то есть к товарам, которые находятся на начальной стадии «жизненного цикла».

   Во-вторых, к товарам, ориентированным на богатых  покупателей, которых интересует качество, уникальность товара, то есть на такой сегмент рынка, где спрос не зависит от динамики цен.

   В-третьих, к новым товарам, по которым у  фирмы нет перспективы долгосрочного  массового сбыта, в том числе  и по причине отсутствия необходимых  мощностей.

   Стратегия высоких цен оправдана в случаях, когда существует гарантия отсутствия в ближайшее время заметной конкуренции на рынке, когда для конкурентов слишком высокими являются издержки освоения нового рынка (реклама и другие средства для выхода на рынок), когда для производства нового изделия исходное сырье, материалы, комплектующие имеются в ограниченном количестве, когда трудным оказывается сбыт новых товаров (склады заполнены, посредники неохотно заключают сделки на приобретение новых товаров и т. д.). Устанавливая высокие цены на такого рода изделия, предприятие-изготовитель, в сущности, пользуется своей монополией (как правило, временной) на них.

   Ценовая политика в период применения высоких  цен – максимизировать прибыль  до тех пор, пока рынок новых товаров  не стал объектом конкуренции.

   Стратегия высоких цен используется фирмой также с целью апробации своего товара, его цены, постепенного приближения к приемлемому уровню цены.

   Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование)

   Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме  упадка, и наиболее типична для большинства фирм, рассматривающих получение прибыли как долгосрочную политику. Многие фирмы считают такую стратегию наиболее справедливой, поскольку она исключает «войны цен», не приводит к появлению новых конкурентов, не позволяет фирмам наживаться за счет покупателей, дает возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал. Зарубежные крупные и сверхкрупные корпорации в большинстве случаев довольствуются 8-10% к акционерному капиталу.

   Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва)

   Стратегия может быть применена на любой  фазе жизненного цикла. Особенно эффективна при высокой эластичности спроса по цене. Применяется в следующих случаях:

  • с целью проникновения на рынок, увеличения доли рынка своего товара (политика вытеснения, политика недопущения). Такой вариант целесообразен, если затраты в расчете на единицу продукции быстро сокращаются с ростом объема продаж. Низкие цены не стимулируют конкурентов создавать подобный товар, так как в такой ситуации они дают низкую прибыль;
  • с целью дозагрузки производственных мощностей;
  • для избежания банкротства.

   Стратегия низких цен преследует цель получения долговременных, а не «быстрых» прибылей.

   Стратегия целевых цен

   При данной стратегии как бы ни менялись цены, объемы продаж, масса прибыли  должна быть постоянной, то есть прибыль  является целевой величиной. Применяется  в основном крупными корпорациями.

   Стратегия льготных цен

   Ее  цель – увеличение объема продаж. Используется в конце жизненного цикла изделия  и проявляется в применении различных  скидок.

   Стратегия «связанного» ценообразования

   При использовании данной стратегии  при установлении цены ориентируются на так называемую цену потребления, равную сумме цены товара и расходов по его эксплуатации.

   Стратегия «следования за лидером»

   Суть  этой стратегии не предполагает установление цены на новые изделия в строгом  соответствии с уровнем цен ведущей компании на рынке. Речь идет только о том, чтобы учитывать политику цен лидера в отрасли или на рынке. Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера, но в определенных пределах, которые диктуются качественным и техническим превосходством.

   Чем меньше отличий в новых изделиях фирмы по сравнению с большинством предлагаемых на рынке продуктов, тем  ближе уровень цен на новые  товары к ценам, устанавливаемым  лидером отрасли,

   Есть  и другие условия, определяющие необходимость  использования цен лидера. Так, если предприятие выступает как сравнительно небольшой (по доле рынка или объему продаж данного вида продукции) производитель на рынке, то ему лучше всего устанавливать цены по аналогии с ценами на изделия ведущих компаний отрасли. В противном случае крупные производители вынуждены будут объявить «войну цен» и вытеснят предприятие-аутсайдера с рынка.

   Реже  применяются следующие стратегии:

   а) неизменных цен. Фирма стремится  к установлению и сохранению неизменных цен на протяжении длительного периода, а так как издержки производства увеличиваются или могут увеличиться, то фирмы вместо пересмотра цен уменьшают размер упаковки, изменяют состав товара. Например, можно уменьшить вес буханки хлеба стоимостью 35 тг., цену при этом оставить неизменной. Потребитель предпочитает подобные изменения росту цен;

   б) неокругленных, или психологических, цен. Это, как правило, сниженные  цены против какой-нибудь круглой суммы. Например, не 10 тыс. тг., а 9995; 9998. У потребителей возникает впечатление, что фирма тщательно анализирует свои цены, устанавливает их на минимальном уровне. Им нравится получать сдачу;

   в) ценовые линии. Эта стратегия  отражает диапазон цен, где каждая цена показывает определенный уровень качества одноименного товара. При этом принимаются два решения:

  • определяется диапазон цен предложения – верхний и нижний пределы;
  • устанавливаются конкретные цены в рамках этого диапазона. Диапазон может быть определен как низкий, средний и высокий.
  • Еще реже применяются ценовые стратегии:
  • содействия продажам;
  • дифференцированных цен;
  • ограничительных (дискриминационных) цен;
  • «падающего лидера»;
  • цен массовых закупок;
  • нестабильных, меняющихся цен.

   Время от времени фирмы испытывают необходимость  в изменении цен на свою продукцию. Снижение цен может произойти по следующим причинам: недогрузка производственных мощностей, сокращение доли рынка под воздействием сильной конкуренции, стремление фирмы добиться доминирующего положения на рынке.

   Следует отметить, что потребители могут  рассматривать это как предстоящую замену товара новым; плохое качество товара; финансовое неблагополучие фирмы; знак того, что цена снова будет снижаться и надо не спешить с покупкой.

   Повышение цен обычно происходит вследствие устойчивой инфляции или наличия чрезмерного спроса. Повышение цен может быть истолковано покупателями и в положительном, и в отрицательном смысле. В первом случае покупатель предполагает, что товар стал особенно ходовым или обладает особой значимостью, следовательно, его надо покупать, пока он не стал недоступным. Во втором – продавец стремится установить цену, с которой товар может выйти на рынок.

   Естественно, что реакция потребителей на изменение  цены должна приниматься фирмами  во внимание.

   Действия  конкурента при изменении цены фирмой зависят от количества продавцов данного товара, его финансового положения, чувствительности рынка к изменению цены, динамики издержек производства и обращения и т. д. Активнее всего конкуренты будут реагировать в тех случаях, когда число продавцов невелико, их товары схожи между собой, а покупатели хорошо информированы. В то же время фирме необходимо определиться и в таком вопросе: какова будет ее обратная реакция при изменении цен конкурентами. В этом случае следует иметь ответ на такие вопросы:

  • почему конкурент изменил цену: для завоевания рынка, компенсирования изменившихся издержек, использования свободных мощностей или чтобы положить начало изменению цен в отрасли;
  • планирует ли конкурент временное изменение цен или это долгосрочная политика;
  • что произойдет с долей рынка и ее доходами, если она не примет ответных мер;
  • собираются ли принимать ответные меры другие фирмы;
  • каковы будут эффекты обратной связи – какими могут быть ответы конкурента и других фирм на ответную реакцию данной фирмы.
 

 

   1.3 Этапы  разработки ценовой стратегии

 

 

   Разработка ценовой политики и стратегии предприятия предусматривает проведение ряда работ и расчетов. Прежде всего определяется оптимальная величина затрат на производство и сбыт продукции предприятия, чтобы получить прибыль при том уровне цен на рынке, который предприятие может достичь для своей продукции. Во-вторых, устанавливается полезность продукции предприятия для потенциальных покупателей (определяются потребительские свойства) и меры по обоснованию соответствия уровня запрашиваемых цен их потребительским свойствам. В-третьих, находится величина объема продаж продукции или доля рынка для предприятия, при котором производство будет наиболее прибыльным.

Информация о работе Совершенствование ценовой политики предприятия