Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:38, лекция
КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
o ЦЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
o РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКЕТИНГА
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
o КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
o ЦЕЛИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
o РАСПРОСТРАНЕНИЕ
МАРКЕТИНГА
Понятие «маркетинг»
многие ошибочно отождествляют с
рекламой и сбытом. Это объяснимо.
С переходом к рыночным отношениям
нам. постоянно досаждают
Многие удивляются, узнав, что важнейший элемент маркетинга вовсе не сбыт. Сбыт, по определению Ф. Котлера, «лишь верхушка маркетингового айсберга». Сбыт — одна из многих функций маркетинга, часто не самая существенная. Среди задач маркетинга — выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования. Если служба маркетинга предприятия, фирмы хорошо поработала, то на товары будет спрос. П. Друкер, известный теоретик маркетинга, говорит об этом так: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить клиенту и продавать себя сами». Ф. Котлер дает следующее определение маркетинга: «Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».
Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Нужды (первичные потребности). В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд.
Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Нужды людей многообразны и сложны. Это и физиологические нужды — в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды — в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды — в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются чьими-то усилиями, а являются природными особенностями человека.
Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя несчастным и обездоленным. Чем больше значит для него та или иная нужда, тем
Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. – С.9
глубже он переживает.
Неудовлетворенный человек
Потребности. Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом и личностью индивида.
Для некоторых
южноафриканцев жареная саранча
— деликатес. Голодный филиппинец будет
рад молоденькому поросенку, фасоли
и манго. Проголодавшийся русский
человек предпочтет говядину с жареным
картофелем, яблоко, вишню. Потребности
выражаются в объектах, способных
удовлетворить нужду тем
По мере развития общества растут потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или нескольких нужд. Производитель товара или услуги не создает нужду, она уже существует. К сожалению, руководители и предприниматели часто путают потребности с нуждами.
Запросы. Потребности людей практически безграничны, но ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Человек будет выбирать товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Нетрудно оценить
запросы конкретного общества в
определенный период. Общество могло
бы планировать объемы производства
на следующий год, исходя из совокупности
запросов предыдущего. Именно так и
планировалось производство в период
командно-административного
Товары. Человеческие нужды, потребности и запросы предполагают существование товаров для 'их удовлетворения.
Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. – С.10
Положим, женщина
хочет выглядеть красивой. Все
товары, способные удовлетворить
эту нужду, можно назвать товарным
ассортиментом выбора. Этот ассортимент
включает парфюмерию, новую одежду,
солярий, услуги косметолога и многое
другое. Все товары желательны в
разной степени. Вероятнее всего, в
первую очередь приобретаются товары
и услуги более доступные и
дешевые — делается новая стрижка,
покупается косметика и новое
платье. Чем полнее соответствует
товар желаниям потребителя, тем
большего успеха добьется производитель.
Производители должны отыскивать потребителей,
которым они хотят продавать,
должны выяснять их потребности, а затем
создавать товар, как можно полнее
удовлетворяющий эти
Научные открытия
и изобретения позволяют
Товаром можно назвать все, что способно принести пользу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Человек решает, какую именно развлекательную передачу смотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать, в какое учебное заведение отдать учиться ребенка.
Технологии удовлетворения
нужд и потребностей постоянно обновляются.
Современное экономическое
Обмен. Проблемы маркетинга возникают и решаются при удовлетворении нужд и запросов с помощью обмена. Обмен — это акт получения от, кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий.
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона
должна располагать чем-то, что
представляет ценность для
3. Каждая сторона
должна быть способна
Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. – С.11
4. Каждая сторона
должна быть совершенно
или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона
должна быть уверена в
Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях.
Сделка. Если обмен — основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основная единица измерения в сфере маркетинга — сделка. Сделка — это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она предполагает наличие по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов и согласование условий, времени и места ее совершения.
Как правило, условия
сделок поддерживаются и охраняются
обычаями, традициями, законодательством,
исполнение которого обеспечивают соответствующие
общественные институты и государственные
структуры. Если необходимых для
поддержания определенного типа
сделок обычаев и традиций нет, то
рыночный механизм работать в сфере
этих сделок не будет. Законодательство
и обеспечивающие его институты,
государственные структуры
Сделку следует отличать от передачи. Передача является одной из форм обмена и касается подарков, субсидий, благотворительных акций. Тот, кто передает подарок, рассчитывает на ту или иную выгоду (доброе расположение к себе, избавление от чувства вины и т.д.) либо желает поставить другую сторону в положение обязанной.
Люди и организации, принимающие помощь от спонсоров, должны понимать мотивы «взаимности», лежащие в основе поведения жертвователей, и стремиться обеспечить выгоды, которые те для себя ищут. Если об интересах жертвователей забывают или не выказывают им признательности, то помощь вскоре прекращается.
Маркетологи расширительно толкуют концепцию маркетинга, включая в ее сферу изучение поведения в процессе передачи.
Осуществляя передачу,
человек или организация
Рынок. Понятие «сделка» связано с понятием «рынок». Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Басовский Л. Е. Маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 1999. – С.12
Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе три разных способа удовлетворения людьми своих нужд. Первый способ — самообеспечение, когда каждый может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Эффективность такой деятельности очень низка. Второй способ — децентрализованный обмен, когда каждый человек рассматривает всех остальных в качестве потенциальных «покупателей». Это очень сложно и малоэффективно в части обмена.
Третий способ
— централизованный обмен. На сцене
появляется новое лицо — купец. Он
посредник между
По мере увеличения числа лиц и сделок растет число купцов и .рынков. В развитом обществе рынок — это не конкретное место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. Сделку можно совершить и не вступая в непосредственный контакт с покупателем. Например, фирма дает рекламу товара по телевидению, собирает заказы от клиентов по телефону и рассылает товары почтой.
В современной экономике формируются рынки на различные товары, услуги и иные объекты, имеющие ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные посреднические организации и консультационные фирмы по трудоустройству. Денежный рынок — еще один важный рынок, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранение. С его помощью происходит перераспределение ресурсов от менее эффективно действующих предприятий и предпринимателей к действующим более эффективно.
Информация о работе Социально-экономические основы маркетинга