Системы обслуживания и методы розничной продажи товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты розничной продажи товаров и системы обслуживания 5
1.1 Понятие розничной торговли и розничной продажи товаров 5
1.2 Организация торгового обслуживания на предприятиях розничной торговли 6
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности по организации розничной продажи на ОАО "ЦУМ Минск" 15
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО "ЦУМ Минск" 15
2.2 Коммерческая деятельность по выбору организационных форм розничной торговли и методов продажи товаров 20
2.3 Деятельность по стимулированию продаж товаров 22
3. Пути совершенствования организации розничной продажи товаров и ее стимулированию 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 1 33

Работа содержит 1 файл

системы обслуживания и методы розничной продажи товаров в современных.docx

— 89.25 Кб (Скачать)
ign:justify">Продажа товаров - завершающая  стадия торгово-технологического процесса в магазине [2, с.185].

Таким образом, организация  торгово-технологического процесса на торговом предприятии должна способствовать наиболее эффективному доведению товара в широком ассортименте надлежащего  качества до покупателя с наименьшими  затратами труда и времени  при высоком уровне торгового  обслуживания.

Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов.

 

Рис. 1  Организация торгового  и технологического процессов в  магазине

В настоящее время основными, по степени их влияния на общую  эффективность деятельности торгового  предприятия, считаются этапы торгово-технологического процесса, на которых осуществляется связь предприятия с элементами его внешней среды, т.е. этапы коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность в торговле - понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные  и хозяйственный операции, в том  числе изучение спроса населения  и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку  товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового  обслуживания и т.д.

Деятельность торгового  предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется.

Система управления коммерческой деятельностью предприятия - это  система, ориентированная на рынок, означающая не только организацию взаимосвязанной  структуры задействованных в  ней процессов предприятия, но и  их сочетание со всеми внешними факторами. Управление коммерческой деятельностью  ставит своей непосредственной задачей  внести определенную упорядоченность  в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь  согласованности и координации  действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников  в целях повышения эффективности  коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия.

В современных условиях деятельность торгового предприятия связана  с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется новый качественный уровень и  экономический рост рынка. Соответствующим  образом должна строиться и организационная  структура управления торговым предприятием.

Коммерческая деятельность различных торговых предприятий  имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные  и реализованные одними торговыми  предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено изменениями  факторов внешней среды. Кроме того, стремительно изменяются условия функционирования самого торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и  их переменными величинами в пределах торгового предприятия[6, с.131].

Управление коммерческой деятельностью базируется на общих  принципах и методах управления. Рассмотрим основополагающие принципы построения управления коммерческой деятельностью  торгового предприятия.

 

Рис. 2 Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью  торгового предприятия 

 

Рассмотрим более подробно содержание элементов данной схемы:

Обеспечение согласованности  между подразделениями (службами). Каждому  подразделению (службе) торгового предприятия  свойственны определенная предназначенность  и выполняемые функции, т. е. они  обладают в той или иной степени  автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием.

Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью  и целями торгового предприятия. Коммерческая деятельность формируется  и изменяется в соответствии с  интересами и потребностями предприятия. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия.

Обеспечение иерархичности  структуры управления. Характерным  признаком управления является иерархический  ранг. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована  на вертикальные и горизонтальные связи.

Обеспечение комплексного подхода  в управлении. С позиции комплексности  принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения  коммерческой деятельности. Предусматривается  также связь коммерческих процессов  торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности  в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура  управления. Но при этом должны достигаться  стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью [7, с.138].

Обеспечение адаптивности структуры  управления. Внутренняя и внешняя  среда подвержена постоянным изменениям. Особенно это проявляется в период зарождения потребительского рынка. Поэтому  гибкость и приспособляемость структуры  управления коммерческой деятельностью  к переменам и условиям окружающей среды имеют существенное значение.

Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она  включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов  управляющего воздействия. Эта задача выполняется с помощью современных технических средств, позволяющих автоматизировать процесс информационного обеспечения.

Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы  управления торговым предприятием, которое  выполняет еще и функции, связанные  с технологической, экономической  и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность  всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.

 

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности по организации  розничной продажи на ОАО "ЦУМ Минск"

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика ОАО "ЦУМ Минск"

 

ОАО "ЦУМ Минск" зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом 28 января 1999 года за № 3238/1. Оно  создано путем преобразования арендного  торгового предприятия "ЦУМ Минск".

Юридический адрес: 220005 г.Минск, проспект Независимости, 54.

Форма собственности –  частная.

Организационно-правовая форма  собственности торговой организации  – открытое акционерное общество.

Учредителями общества являются: государство и члены трудового  коллектива, доли которых распределены следующим образом 58,52% и 41,48%.

Предприятие ОАО "ЦУМ Минск" расположено в развитом торговом районе г.Минска. Потребителями товаров  предприятия являются все слои населения, т.к. предприятие имеет широкий  ассортимент товаров, которые доступны покупателям разного уровня доходов. Магазины торгового предприятия  оборудованы стоянками для транспорта. Магазины ОАО "ЦУМ Минск" находятся  на одних из главных улиц Минска.

Общая площадь предприятия  составляет 30307 м.кв., в т.ч. "ЦУМ  Минск" - 26769 м.кв.; филиалы: "Комаровский" - 1717 м.кв.; "Товары для женщин" - 1821 м.кв. Торговая площадь предприятия  составляет 10240 м.кв., в т.ч. "ЦУМ  Минск" - 8474 м.кв.; филиалы: "Комаровский" - 782 м.кв.; "Товары для женщин" - 984 м.кв. Складская площадь предприятия  составляет 6273 м.кв.

Торговый процесс в  основном здании предприятия осуществляется в 6 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на 4-х  торговых этажах в 34 секциях.

Кроме того, отдельно расположены 2 отдела-филиала – "Комаровский" по ул. В. Хоружей 10, и "Товары для  женщин" по ул. Куйбышева 75, имеющие 13 товарных секций.

На предприятии работают 4 кабинета для оказания терапевтических, стоматологических, физиотерапевтических, перевязочных услуг.

Для отдыха работников функционирует "Комната психоэмоциональной разгрузки" (площадь 172 кв.м.), ежедневно посещают около 100 работников.

На предприятии постоянно  работает парикмахерская (площадь 88 кв.м.), состоящая из 2-х залов (мужского и женского). Услугами парикмахерской могут воспользоваться как работники  предприятия, так и покупатели.

Для активного отдыха работников, поддержания здорового образа жизни  на предприятии функционируют спортивный и тренажерный залы. На обновление спортивного оборудования и инвентаря  ежегодно направляется более 12 млн.руб.

На предприятии имеется  актовый зал площадью 601 кв. м. на 400 посадочных мест, где постоянно  проводятся различные культурно-массовые мероприятия.

Итоги работы за 2011 год свидетельствуют о сохранении тенденции высоких темпов роста продаж и обеспечении выполнения прогнозных показателей по бизнес-плану предприятия.

Объем общего товарооборота  достиг 150,7 млрд.руб. и увеличился к  уровню прошлого года на 14,5% в сопоставимых ценах.

Почти в 2 раза возросла продажа  товаров по пластиковым карточкам, это более 17 млрд.руб. или 11,3% в общем  объеме реализации товаров (в 2010 году – 7,5%).

Удельный вес реализации товаров отечественного производства занимает 70,5%, среди них удерживают лидерство ткани льняные и  изделия из них, швейные изделия, меха, бельевые трикотажные и корсетные  изделия, верхний трикотаж, головные уборы, мебель, велосипеды, чулочно-носочные изделия.

Фактические доходы от реализации товаров и услуг в 2011 году превысили 27,9 млрд.руб., что на 13% больше прошлого года.

Достигнут рост производительности труда на 1-го работника на 13% в  сопоставимых ценах. Товарооборот на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом  возрос на 13,8% и составил 15,2 млн.руб.

Фактическая прибыль от реализации превысила 3,8 млрд.руб., рентабельность – 3,07% к товарообороту.

Чистая прибыль составила 711 млн.руб. и будет распределена по следующим направлениям: - выплату  дивидендов 356 млн.руб. (50%); - пополнение собственных оборотных средств 142 млн.руб. (20%); - резервный фонд 213 млн.руб. (30%).

Улучшилась платежеспособность ОАО "ЦУМ Минск" за счет роста  собственных средств до 7,1 млрд.руб. Обеспеченность собственными оборотными средствами составила 0,21 (при норме  не ниже 0,1), показатель текущей ликвидности  остался на уровне 1,27 (при норме  не ниже 1,0; коэффициент обеспеченности финансовых обязательств составил 0,50 (при норме не более 0,85).

Объемы инвестиций в развитие ОАО "ЦУМ Минск" на обновление и пополнение материально-технической  базы за счет собственных средств  организации составили 2 млрд. руб. при  плане 737 млн. руб.

В табл.2.1 приведен анализ финансово-экономических  показателей деятельности предприятия  ОАО "ЦУМ Минск" на основе Приложения 1.

 

 

Таблица 2.1 – Розничный товарооборот за 2011 г. ОАО "ЦУМ Минск"

Кварталы

Прошлый период (2010) год

Отчетный период (2011 год)

Динамика, %

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

1

31634,4

32455,3

32455,3

102,6

102,6

2

29544,8

37673,1

37635,5

127,5

127,4

3

33451,2

38556,2

39479,2

115,3

118,0

4

31907,1

42008,7

31811,6

131,7

99,7

Итого за год

126537,5

150693,3

141381,6

119,1

111,7


Источник: собственная разработка.

В отчетном 2011 г. товарооборот увеличился в действующих и сопоставимых ценах по сравнению с 2010 г. Товарооборот увеличился за счет повышения спроса со стороны населения на товары, реализуемые предприятием. Динамика 102,6% за 1 квартал по сравнению с 1 кварталом 2010 г. увеличилась. Этот незначительный темп роста связан с динамикой цен на товары. Во 2-4 кварталах 2011 г. динамика товарооборота в действующих ценах увеличилась на 127,5%, 115,3%, 131,7% по сравнению с 2010 г. в связи с расширением ассортимента, расширения зоны самообслуживания, что также привлекает покупателей и стимулирует к покупкам. В 48 световых коробах универмага размещена оперативная реклама универмага и основных производителей белорусских товаров для повышения информированности и привлеченности покупателей, что также повлекло к увеличению товарооборота в 2011 г. Различие в динамике товарооборота по кварталам связано с реализацией сезонных товаров. Динамика в сопоставимых ценах показывает изменение количества реализованных товаров. Во 2 квартале 2011 г. было больше всего реализовано товаров, а уже в 4 квартале 2011 г. было уже меньше продано, чем в 4 квартале 2010 г. (связано с падением уровня доходов покупателей). Для увеличения товарооборота предприятию необходимо проводить мероприятия по стимулированию сбыта: применение дисконтных карт, расширение ассортимента товаров, продающихся в кредит, реклама в газетах с указанием распродаж товаров.

Информация о работе Системы обслуживания и методы розничной продажи товаров