Сегментирование, выбор целевого сегмента и позиционирование в стратегическом комплексе маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать обширное определение сегментированию рынка, изучить различные подходы, методы и принципы рыночного сегментирования, а также рассмотреть примеры удачных маркетинговых ходов по сегментированию рынка реальных фирм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…… 3
1. Сегментирование в комплексе маркетинга…………...…………..…… 5
1.1. Основные этапы целевого маркетинга ……………………...…..…… 5
1.2. Социальная структура – основа рыночных сегментов. ………….… 8
2. Основные принципы сегментирования потребительских рынков…. 11
2.1. Критерии сегментации ………………………………………...….…… 12
2.2. Отбор целевых сегментов и выбор стратегий охвата рынка…...… 14
3. Позиционирование товара на рынке …………………………..…….… 21
3.1. Разработка и представление стратегии позиционирования…….… 26
Заключение…………………..…………………………………………..…… 29
Список литературы ………..…………………………………………..….… 31

Работа содержит 1 файл

курсовая_СМ.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
 

Результаты  данных исследований используются при  планировании маркетинга.

Таким образом, в пользу проведения сегментации  говорит следующее:

  1. Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, особенности поведения на рынке и т.п.). В результате этого продукты лучше соответствуют требованиям рынка.
  2. Достигается лучшее понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств, легче выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими характеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.
  3. Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы и организационные возможности на наиболее выгодных направлениях их использования.
  4. Энергия сотрудников маркетинговых и сбытовых служб направляется на наиболее перспективных потребителей.
  5. При разработке планов маркетинговой деятельности учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности, в частности рекламы, на требования конкретных рыночных сегментов.

3.1. Разработка и представление стратегии позиционирования. 

    Любая маркетинговая стратегия базируется на «трех китах»: сегментировании, целевом  подходе и позиционировании. Компания выявляет различные потребности  и группы потребителей, выбирает из них целевые – те группы и потребности, что она может удовлетворить лучше других, а затем позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж компании были понятны целевой аудитории. Если позиционирование про водиться неудачно, потребители не понимают, чего им ждать от предложения. Эффективное позиционирование задает тон всему остальному маркетинговому планированию и дифференцированию.

Немалый вклад в популяризацию термина  позиционирование внесли известные  специалисты в области рекламы Эл Райс и Джек Траут. Они рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств уже существующего продукта!

Компания  и продукт Целевые потребители Выгоды Цена Ценностное  предложение
Perdue (мясо цыплят) Любители  куриного мяса Нежность Премия к  цене – 10% Нежное мясо при сравнительно небольшой наценке
Volvo (легковые автомобили) Зажиточные  семьи, придающие особое значение безопасности Долговечность и безопасность Премия к  цене – 20% Самый безопасный и надежный легковой автомобиль
Domino’s (пицца) Любители  традиционной пиццы Быстрая доставка и высокое качество Премия к  цене – 15% Вкусная горячая  пицца, доставляемая в течение получаса, за умеренную цену
 

Позиционирование  по Э. Райсу и Дж. Трауту 

    Оценивая  позиции на рынке различных продуктов, потребители делают это с точки зрения своей пользы, выгоды. Поэтому любая организация должна выискивать резервы предоставления дополнительных пользы и благ своим потребителям, касается ли это более высокого качества товаров и услуг или предоставления их по более низким ценам.

Анализ потенциальных  источников предоставления большей  ценности потребителям может осуществляться с помощью так называемой ценностной цепи.

Ценностная цепь

    Ценностная  цепь включает в свой состав все  виды деятельности организации (звенья цепи), направленные на создание ценности для потребителя. В классической модели организации эти виды деятельности включают разработку, производство, маркетинг, сбыт и поддержку своих продуктов. Эти виды деятельности группируются на пять основных видов (входная логистика - обеспечение производственных операций всем необходимым, производственные операции - выпуск готовых продуктов; выходная логистика - обращение с готовыми продуктами; маркетинг, включая сбыт; и услуги) и четыре поддерживающих вида деятельности (инфраструктура организации - обеспечение эффективного управления, финансы, планирование; управление людскими ресурсами; технологические разработки; закупки, предполагающие приобретение всего необходимого для ведения основной деятельности). Поддерживающие виды деятельности касаются ведения всех основных видов деятельности. В более детальной модели каждый из девяти видов деятельности организации в свою очередь может быть конкретизирован; например, маркетинг - по его отдельным функциям: проведение маркетинговых исследований, продвижение продукта, маркетинговая разработка нового продукта и т.д.

    Задача  организации заключается в проверке издержек и выходных параметров каждого из девяти видов деятельности и поиске путей их совершенствования. Сравнение этих данных с данными конкурентов выявляются пути завоевания конкурентных преимуществ. Для каждого звена цепи задается вопрос: "Создаем ли мы ценность для потребителя самым эффективным с точки зрения затрат методом"? И так каждый вид деятельности должен быть проанализирован под углом зрения предоставления благ потребителю и определения, в какие затраты это выливается.

    Обычно  анализ ценностной цепи конкретной организации  проводится с учетом ее связей с ценностными цепями поставщиков, дистрибьюторов и потребителей. Таким образом организация, например, может помочь главным поставщикам найти пути снижения своих издержек, приводящие к снижению цены поставляемых ими комплектующих деталей. Таким же путем может быть оказана помощь потребителям в направлении ведения ими деятельности более эффективным или дешевым способом, делая потребителей более лояльными к данной организации.

    Позиционирование — это искусство доминирования на рыночном сегменте. В оптимальном случае ваша марка соответствует идеалу потребителя и одновременно намного превосходит марки конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, сегментирование является одним  из основных направлений маркетинговой  деятельности, позволяющее аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. Целью сегментирования является выделение одной или нескольких целевых групп потребителей с последующим «подстраиванием» товара под них. У фирмы может не хватать ресурсов для того, чтобы работать на всем рынке. Поэтому фирма ищет доходный сегмент, который соответствует ее ресурсам и возможностям. Сегментация рынка заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий. Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять пять принципов: принцип различия между сегментами, принцип сходства потребителей, принцип большой величины сегмента, принцип измеримости характеристик потребителей и принцип достижимости потребителей. Всех этих принципов желательно придерживаться, однако бывает так, что фирма сознательно упускает один из принципов.

    В моей работе были рассмотрены основные методы сегментирования. В реальности существует гораздо больше методов определения рыночного сегмента. Выбор соответствующего метода - сложная задача, которую каждое предприятие должно решать самостоятельно, опираясь на свои цели, задачи и возможности. Методы сегментирования позволяют уже непосредственно разделять потребителей на группы. Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются: метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.

Критерии  сегментирования рынка подразделяются на критерии сегментирования потребительского рынка и критерии сегментирования  промышленного рынка. К первым относятся: демографические, региональные и критерии жизненного стиля потребителей. Ко вторым - среда, рабочие характеристики, метод совершения закупки, ситуационные факторы и личные качества покупателя.

При выборе целевого сегмента рынка, фирме необходимо решить, сколько сегментов следует  охватить и как определить самые  выгодные сегменты. В связи с этим выделяют: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

Существуют  также определенные подходы к  сегментированию рынков, среди которых: сегментация на основе ключевых особенностей рынка, сегментация на основе самоотбора потребителей и сегментация на основе скоринговой модели. Все эти подходы успешно применяются различными фирмами и приносят свои плоды. Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без неё невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определённым сегментам рынка, но не всему рынку.

    Позиционирование  предполагает проведение глубоких маркетинговых  исследований, направленных на понимание  того, как потребители воспринимают продукт, какие параметры по их мнению являются наиболее важными. По результатам таких исследований строятся карты восприятия, на которых изображаются исследуемые продукты с помощью наиболее значимых в глазах потребителей параметров.

Несмотря на то, что сегментация обычно является ориентированным на потребителя, эффективным и прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять.

    Фирмы могут разбивать рынки на слишком  маленькие сегменты, неправильно  интерпретировать сходства и различия потребителей, быть неэффективными по издержкам, выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследованиях и т.д. Некоторые ошибки в сегментации могут быть предусмотрены при моделировании и прогнозировании сбыта на конкретном целевом рынке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Котлер Ф.  Основы маркетинга. -М., 1996.
2. Голубков Е.П.  Маркетинговые исследования.- СПб., 1999.
3. Басовский  Л.Е. Маркетинг. -М.: Инфра-М, 1999.
4. Дайн А.  и др. Маркетинг. -М.: Экономика, 1995.
5. Маркетинг.  Под ред. Романова А.Н. -М., 1996.

6. Алексунин  В.А. Маркетинг и основы предпринимательства. -М.:Утро,1994. 
 

Информация о работе Сегментирование, выбор целевого сегмента и позиционирование в стратегическом комплексе маркетинга