Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа
Цель данной работы - дать обширное определение сегментированию рынка, изучить различные подходы, методы и принципы рыночного сегментирования, а также рассмотреть примеры удачных маркетинговых ходов по сегментированию рынка реальных фирм.
Введение…………………………………………………………………..…… 3
1. Сегментирование в комплексе маркетинга…………...…………..…… 5
1.1. Основные этапы целевого маркетинга ……………………...…..…… 5
1.2. Социальная структура – основа рыночных сегментов. ………….… 8
2. Основные принципы сегментирования потребительских рынков…. 11
2.1. Критерии сегментации ………………………………………...….…… 12
2.2. Отбор целевых сегментов и выбор стратегий охвата рынка…...… 14
3. Позиционирование товара на рынке …………………………..…….… 21
3.1. Разработка и представление стратегии позиционирования…….… 26
Заключение…………………..…………………………………………..…… 29
Список литературы ………..…………………………………………..….… 31
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена множеством различных факторов – территориальных, экономических, культурных, социально-психологических и иных.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся сходными условиями, образом жизни и общими интересами. Общества различных типов – формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
Виды социальных общностей | Критерии выделения социальных общностей | Признаки общностей |
Классы (страты) | Место в системе общественного производства | Характер трудовой деятельности |
Проф. общности | Положение в системе разделения труда | Направление производственной деятельности |
Отраслевые общности | Сфера приложения труда | Направление производственной деятельности |
Этнонациональные | Этническая и национальная принадлежность | Общность происхождения языка, территории... |
Региональные | Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи | Интернациональные связи во всех областях общественной жизни |
Демографические | Половозрастные характеристики индивидов | Молодёжь, женщины, мужчины, и другие социальные группы |
Территориальные | Место проживания | Государственно- |
Расовые группы | Морфофизиологические и физические особенности | Цвет кожи, рост, ... |
Производственные коллективы | Решение производственных проблем | Организационные формы трудовой деятельности |
Семья | Родственные отношения | Совместное проживание, общее хозяйство, взаимная ответственность... |
Социальная стратификация (расслоение общества) – 1) иерархически ранжированное социальное неравенство; 2) процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.
Стратификационная
система подразумевает
Для современного российского общества характерно постепенное становление классовой системы, в основе которой лежит неравенство по имущественному признаку. Вместе с тем сохраняется большое влияние и этакратической системы (этакратия – власть государства), в которой неравенство в обществе основано на рангах во властной иерархии.
Зачем специалистам по маркетингу необходимо знание социальных групп? Для каждой социальной группы характерны свои особые потребности, которые обуславливаются положением данной группы в обществе и носят сравнительно устойчивый характер. Изучая эти потребности, компании могут предложить каждой группе свой индивидуальный набор товаров и услуг, которые наиболее полно и эффективно удовлетворяют эти потребности. В большинстве случаев именно социальные общности являются основой для выделения отдельных рыночных сегментов, на которые будут направлены основные маркетинговые усилия конкретной фирмы.
По мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой своего места в социальной структуре общества. Выделяют следующие виды социальной мобильности:
Для успешного
маркетинга важно не только выявить
социальную структура общества на конкретный
момент времени, но и уловить изменения
этой структуры, выражающиеся в конкретных
общественных тенденциях. Те компании,
которые первыми верно уловят
эти тенденции и смогут предложить обществу
новые товары и услуги, удовлетворяющие
новые возникающие потребности, получат
существенные конкурентные преимущества.
2. Основные принципы сегментирования потребительских рынков.
Для проведения
успешной сегментации рынка целесообразно
применять апробированные практической
деятельностью пять принципов:
· принцип различия между сегментами;
· принцип сходства потребителей;
· принцип большой величины сегмента;
· принцип
измеримости характеристик
· принцип
достижимости потребителей.
Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация неявно будет подменена массовым маркетингом.
Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.
Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия. При оценке величины сегмента следует учитывать характер продаваемого товара и емкость потенциального рынка. Так, на потребительском рынке количество покупателей в одном сегменте может измеряться десятками тысяч, тогда как на промышленном рынке большой сегмент может включать менее сотни потенциальных потребителей (например, для систем сотовой или спутниковой связи, для потребителей энергомашиностроительной продукции и т.д.).
Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип крайне важен, так как распространение товара «вслепую», без обратной связи от потребителей, ведет к распылению средств, трудовых и интеллектуальных ресурсов фирмы-продавца.
Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей необходима для организации акций продвижения, иначе информирования потенциальных покупателей о конкретном товаре: его характеристиках, стоимости, основных достоинствах, возможных распродажах и т.п.
В основе
процедуры сегментации рынка, наравне
с применением принципов
2.1. Критерии сегментации.
Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и др. Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.
Географическая сегментация - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация - деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация - деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.
В соответствии с отношением выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.
Сегментация по обстоятельствам применения - деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения покупки или использования продукта.
Сегментация на основе выгод - деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте.
Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на пользователей-новичков и на регулярных пользователей.
Интенсивность потребления - показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.
Стадия готовности покупателя - характеристика, в соответствие с которой покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте, на заинтересованных в нем на желающих его купить и на намеренных его купить.
При сегментации
рынка продукции
Сегментация может осуществляться также при последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы сегменты не оказались слишком малочисленными, т.е. невыгодными для коммерческого освоения. В качестве примера, приводится фрагмент результатов последовательной трехступенчатой сегментации рынка потребителей алюминия.
2.2.
Отбор целевых сегментов
и выбор стратегий охвата
рынка.
Первый
этап сегментации заключается в том, чтобы
выбрать общий рынок (рынки), на котором(ых)
компания будет выявлять «своих» потребителей.
Компания выбирает генеральный рынок
исходя из определения рынка, ситуационного
анализа и выполненного пред этим SWOT-анализа.
Затем следует повысить точность выбора,
исключив из рассмотрения рынки или сегменты,
которые не нуждаются в выпускаемом компанией
товаре или не подходят ей по каким-либо
иным причинам (например, из-за географической
удаленности, недостаточной покупательской
способности, этических соображений или
потенциальных угроз, заключенных в соответствующей
среде)
Выбор подхода к сегментации.
Примеры вопросов, относящихся к демографическим переменным. Различаются ли потребности или реакция потребителей в зависимости от…
- Их пола – и как именно?