Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:24, курсовая работа
Цель данной работы - дать обширное определение сегментированию рынка, изучить различные подходы, методы и принципы рыночного сегментирования, а также рассмотреть примеры удачных маркетинговых ходов по сегментированию рынка реальных фирм.
Введение…………………………………………………………………..…… 3
1. Сегментирование в комплексе маркетинга…………...…………..…… 5
1.1. Основные этапы целевого маркетинга ……………………...…..…… 5
1.2. Социальная структура – основа рыночных сегментов. ………….… 8
2. Основные принципы сегментирования потребительских рынков…. 11
2.1. Критерии сегментации ………………………………………...….…… 12
2.2. Отбор целевых сегментов и выбор стратегий охвата рынка…...… 14
3. Позиционирование товара на рынке …………………………..…….… 21
3.1. Разработка и представление стратегии позиционирования…….… 26
Заключение…………………..…………………………………………..…… 29
Список литературы ………..…………………………………………..….… 31
Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга.
Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одни и те же количества товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.
Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.
Предположим, что при выборе стратегии охвата рынка пользуются только что описанными критериями и фирма останавливает свой выбор на методике концентрированного маркетинга. Теперь ей следует выявить наиболее привлекательный для себя сегмент рынка. Рассмотрим следующую ситуацию.
Фирме потребуется собрать информацию обо всех девяти сегментах рынка. Это должны быть сведения об объемах продаж в денежном выражении, ожидаемых темпах роста сбыта, прогнозируемых размерах прибыли, интенсивности конкуренции, требованиях к каналам маркетинга и т.д. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормой прибыли, слабой конкуренцией и несложными требованиями к каналу маркетинга. Как правило, ни один из сегментов не отвечает в желаемой мере всем этим характеристикам, так что придется идти на компромиссы.
После того как фирма выявит объективно привлекательные для себя сегменты, она должна задаться вопросом, какой из них наиболее полно соответствует ее сильным деловым сторонам. Например, крайне привлекательным может показаться военный рынок, но у фирмы, возможно, совсем нет опыта работы с ним. И наоборот, у нее может быть большой опыт работы с потребительским рынком. Так что фирме следует выбирать сегмент, который не только привлекателен сам по себе, но и такой, для успешной работы в котором у нее есть необходимые деловые предпосылки.
Затем,
как компания проанализировала все сегменты
рынка и выбрала из них приоритетный (приоритетные),
ее задачей становится завоевание этого
сегмента. Необходимо добиться, чтобы
потребители выбирали продукцию именно
этой компании, а не других.
3.
Позиционирование товара
на рынке.
Следующий
шаг определения направлений
рыночной ориентации в деятельности
организации заключается в
Продукт должен восприниматься определенной группой целевых потребителей как имеющий четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов. Безусловно, надо также учитывать тот факт, что на позицию продукта влияет репутация и имидж компании в целом. Позиционирование рынка, таким образом, заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество - преимущество над конкурентами, полученное путем предоставления потребителям больших благ, или за счет реализации более дешевой продукции, или за счет предложения высококачественных продуктов с набором необходимых услуг, но по оправданно более высоким ценам. Позиционирование - это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.
Позиционирование
- это комплекс маркетинговых элементов,
с помощью которых людям
Отметим
основные стратегии позиционирования
товара в целевом сегменте:
* позиционирование, основанное на отличительном качестве товара;
*
позиционирование, основанное на
выгодах от приобретения
* позиционирование, основанное на особом способе использования товара;
*
позиционирование, ориентированное
на определенную категорию
* позиционирование по отношению к конкурирующему товару;
*
позиционирование, основанное на
разрыве с определенной категорией
товаров.
Таким
образом, позиционирование товара в
целевом сегменте связано с выделением
отличительных преимуществ
Для
завоевания крепких позиций в
конкурентной борьбе, исходя из результатов
позиционирования своих продуктов,
организация выделяет характеристики
продукта и маркетинговой деятельности,
которые могут в выгодную сторону
отличить ее продукты от продуктов конкурентов,
т.е. проводит дифференциацию своих продуктов.
Причем для разных продуктов могут выбираться
разные направления дифференциации. Например,
в бакалейной лавке ключевым фактором
дифференциации может быть цена, в банке
- уровень услуг, качество и надежность
определяют выбор компьютера и т.п.
Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала, дифференциацию имиджа. Продуктовая дифференциация это предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном, лучшими чем у конкурентов. Для стандартизированных продуктов (нефтепродукты, металл) практически невозможно проводить продуктовую дифференциацию. Для сильно дифференцированных продуктов (автомобили, бытовая техника) следование данной рыночной политике является обычным явлением.
Сервисная дифференциация это предложение услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование) сопутствующих продукту и по своему уровню выше услуг конкурентов.
Дифференциация имиджа - создание имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов.
Результаты изучения этого вопроса можно обобщить следующим образом.
Позиционирование товара на избранном рынке - это логическое продолжение нахождения целевых сегментов, поскольку позиция товара на одном сегменте рынка может отличаться от того, как его воспринимают покупатели на другом сегменте.
При
этом необходимо различать сегментацию
и позиционирование, хотя последние
части включают в сегментацию рынка. Результат
сегментации рынка - это желаемые характеристики
товара. Результат позиционирования -
это конкретные маркетинговые действия
по разработке, распространению и продвижению
товара на рынок.
Уинд выделил шесть альтернативных типов позиционирования марки:
1) Позиционирование, основанное на отличительном качестве товара. Товар позиционируется по какому-либо показателю, как-то: размер, ерш существования и т. д. Например, Disneyland может рекламировать себя как самый большой парк аттракционов в мире.
2) Позиционирование, основанное на преимуществах или на решении проблемы. Продукт позиционируется как предлагающий наибольшие блага. Например Busch Gardens может позиционировать себя как парк, в котором потребитель получает «наибольшие выгоды» за те же деньги.
3) Позиционирование, основанное на особом способе использования. В этом случае продукт позиционируется как лучший для определенных целей. Japanese Dm Park может заявить о себе как о месте, где турист имеет возможность потратить единственный свободный час с максимальным удовольствием.
4) Позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей. Продукт позиционируется как наилучший для определенной группы потребителей. Например, Magic Mountain может представлять себя как парк для «любителей острых ощущений».
5) Позиционирование по отношению к конкурирующей марке. При данном типе позиционирования продукт представляется как превосходящий по какому-либо показателю товар называемого или подразумеваемого конкурента. Например, посетители Lion Country Safari могут увидеть в нем гораздо больше разнообразных животных, чем в Japanese Deer Park.
6) Позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров. В данном случае продукт представляется как лидер в определенной товар ной категории. Например, Marineland of the Pacific может представляться не как «парк отдыха», а как «образовательное учреждение».
Позиционирование товара на рынке означает предложение самого товара и его имиджа, которое позволит целевому сегменту рынка:
Позиционирование определяет характер восприятия фирмы целевыми покупателями. Но для определении положения товара на рынке необходимо понимание того, как потребители, к которым фирма обращается, определяют для себя ценность и на чем основывается их выбор с учетом предложений конкурентов. Позиционирование становится актуальным в случае дифференцированного и концентрированного маркетинга. Можно сказать, что позиционирование – это инструмент воплощения стратегии дифференцирования.
Позиционирование
позволяет решать проблемы по отдельным
элементам комплекса
Результаты позиционирования продуктов или отдельных видов бизнеса могут показать, что у организации в ее рыночной деятельности имеются проблемы. Это обусловливается следующим. Во-первых, сегмент, который рассматривался в качестве целевого рынка, перестал быть привлекательным из-за своих малых размеров, уменьшения спроса, высокого уровня конкуренции, низкой прибыли. Во-вторых, качество и характеристики продукта оказались на целевом сегменте не востребованы. В-третьих, из-за чрезмерно высокой цены продукт оказался неконкурентоспособным.
В этой связи говорят о стратегиях репозиционирования (повторного позиционирования). К числу «материальных» стратегий репозиционирования относится выпуск продукта новой марки и/или изменение существующей марки (цена, качество и т.д.). Кроме того, выделяют психологические стратегии репозиционирования. В их число входят: изменение мнения потребителей о марке организации, изменение мнения потребителей о марках конкурентов, изменение рейтинга отдельных атрибутов («Вольво» повысила важность атрибута безопасности автомобилей при их выборе), введение новых или ликвидация ранее существовавших атрибутов (разработка стирального порошка без запаха), нахождение новых рыночных сегментов (создание чрезвычайно дорогих «супермодных» полностью готовых мужских костюмов).
Подытоживая сказанное, можно предложить следующую последовательность шагов при проведении сегментации и позиционирования продуктов: