Сегментирование рынка потребителей предприятий общественного питания: понятия, значение, критерии и реализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – ООО "Раковский Бровар"

Предмет исследования – Сегментирование рынка.

Ключевые слова: Сегментирование рынка, организационно – экономическая характеристика, понятия, значение, критерии и реализация сегментирования рынка.

Цель работы – закрепить, углубить и расширить теоретические знания, практические умения и навыки в области сегментирование рынка на предприятиях общественного питания.

Содержание

Введение

1. Сегментация рынка понятия, значение, критерии и признаки сегментации

2. Организационно – экономическая характеристика ООО "Раковский Бровар"

3. Выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.10 Кб (Скачать)

       Налоги  от реализации 1454 1640 186 112,79

       Расходы на реализацию 3719 4367 648 117,42

       ИО  в % к товарообороту 42,17 42,23 0,06 100,15

       Прибыль от реализации 79 125 46 158,23

       Заработная  плата персонала 1440 1706 266 118,47

       Численность персонала, чел. 330 365 35 110,61

       Средняя заработная плата (тыс.руб.) 413,8 513 99,2 123,97

       Производительность  труда 26,73 28,33 1,60 106,00

       Прибыль от операционной деятельности 4 8 4 200,00

       Итоговая  прибыль 83 133 50 160,24

       Рентабельность (к товарообороту) 0,94 1,29 0,35 136,67 
 

       Как видно из таблицы в ней отражены не только основные экономические показатели работы предприятия, но и расчет темпов роста (индексы). Они рассчитываются путем деления отчетного показателя на базисный и умножением на 100%. 
 
 

       Рисунок 2. Динамика основных экономических  показателей за 2006 и 2007 год ООО "Раковский  Бровар" 

       Примечание. Источник: собственная разработка 

       Оценивая  экономические результаты за 2007 год, необходимо признать, что все параметры  прогноза социально-экономического развития успешно выполнены. 

       Главный показатель - товарооборот - составил 10341 млн. руб. и увеличился на 1521 млн. руб. по сравнению с 2006 годом или на 17,24%. 

       От  реализации товаров и услуг получено 4492 млн. руб. валовых доходов, их уровень  составил 43,44% к товарообороту, что  выше уровня прошлого года на 0,38 процента. 

       Прибыль от реализации товаров в 2007 году составила 125 млн. руб., рентабельность достигла 1,29 % к товарообороту, что выше, чем  в 2006 году на 0,35%. 

       Показатели  эффективности работы предприятия  также превышают уровни соответствующего периода прошлого года. Производительность труда работников по сравнению с  прошлым годом возросла на 1,6 млн. руб. на человека или на 6,0%. Также темп роста валовых доходов выше, чем темп роста расходов на реализацию. 

       Все это позволяет сделать вывод  о том, что в 2007 году предприятие  работало эффективнее, чем в 2006 году. 

       Предприятий ООО "Раковский Бровар" одновременно осуществляет производство, реализацию и организацию потребления продукции  собственного производства. Кроме того, предприятие занимается продажей продукции, готовой непосредственно к употреблению. Поэтому затраты ООО "Раковский Бровар" представляют собой сумму издержек производства, обращения и организации потребления и результат деятельности предприятия напрямую зависит от порядка формирования цены, который должен учитывать особенности ценообразования в общественном питании. 

       На  исследуемом предприятии нет  маркетингового отдела. И, следовательно, сегментированием рынка никто не занимается. 

       Можно выделить наиболее видные причины отсутствия маркетингового отдела на предприятии: 

       Ø   Недостаточная поддержка со стороны  руководства. 

       Ø   Отношение к маркетингу как к  тактическому инструменту. 

       Ø   Проблемы взаимодействия с финансовыми, производственными, административными  и другими службами. 

       Руководству предприятия необходимо создать  маркетинговый отдел. И заняться сегментированием рынка. Ведь изучение рынка позволяет решить следующие  задачи: 

       ·           максимально удовлетворить потребности  покупателей; 

       ·           выработать эффективную маркетинговую  стратегию; 

       ·           установить реальные цели; 

       ·           оптимизировать работу предприятия; 

       ·           повысить качество принимаемых маркетинговых  решений; 

       ·           повысить конкурентоспособность предприятия  и товара; 

       ·           увязать производительную и научно-техническую  политику с запросами конкурентных потребительских групп. 

       Сегментировать  рынок необходимо в следующей  последовательности: 

       ·           анализируются требования покупателей  относительно товара предприятия; 

       ·           формируются группы покупателей  со сходными требованиями к определенному  товару; 

       ·           изучаются возможности производства товара, отвечающего требованиям  определенных групп покупателей; 

       ·           оценивается конкурентоспособность  товара; 

       ·           определяется экономическая эффективность  формирования сегмента рынка; 

       ·           разрабатывается маркетинговая  программа. 

       3. Выбор целевых сегментов рынка  и позиционирование товара 

       Выбор целевых сегментов рынка 

       После того как проведено сегментирование  рынка и определены профили каждого  из сегментов, следует оценить степень  их привлекательности для предприятия. Обычно при такой оценке учитывают: 

       Ø   емкость сегмента; 

       Ø   возможности роста емкости сегмента; 

       Ø   прогнозируемый объем прибыли; 

       Ø   заинтересованность конкурентов в  завоевании выбранного сегмента отношение  покупателей сегмента к товарам  конкурентов; 

       Ø   наличие требуемых каналов распределения. 

       Выбор целевого рынка осуществляется с  помощью следующих мероприятий: 

       -    Анализ риска - определяется путем  суммирования весов факторов  риска для различных сегментов 

       -    Изучение действующих на рынке  норм, правил и стандартов, от  требований которых нельзя отступать,  а также систем и порядка  сертификации продукции 

       -    Определение конкурентоспособности  товара 

       -    Выявление позиций основных конкурентов  - кто может стать конкурентом  в будущем, каковы его сильные  и слабые стороны. 

       -    Определение возможной реакции  конкурентов на появление на  рынке нового предприятия 

       Определение возможного объема продаж - с целью  достижения уверенности в том, что  издержки окупятся, и будет получена прибыль. Существенным фактором успеха может стать правильное позиционирование и сведение к минимуму состояния  неопределенности по отношению к  товару со стороны потребителей 

       Определение прибыльности - достигается использованием стандартных методов расчета  нормы прибыли, дохода на вложенный  капитал, размер дивидендов на акцию, прироста общей массы прибыли предприятия 

       В результате проведенных мероприятий  предприятие отбирает один или несколько  наиболее выгодных сегментов, которые  образуют целевой рынок. 

       При этом наиболее выгодным является сегмент, который обладает высоким уровнем  текущего сбыта; высокими темпами роста; высокой нормой прибыли; несложными требованиями к каналам маркетинга; слабой конкуренцией. [1] 

       Предприятие может воспользоваться тремя  стратегиями охвата рынка. 

       Выйти на несколько сегментов рынка  с одним товаром и разработать  один комплекс маркетинга, если считает, что товар приемлем для всех потребителей и может быть организовано массовое производство, распределение и продвижение. В этом случае имеет место недифференцированный (массовый) маркетинг (рис 3). Это наиболее экономичный вид маркетинга. 

       Комплекс  маркетинга фирмы ----------------------à Рынок 

       Рис.3. Схема недифференцированного маркетинга 

       Сельскохозяйственным  производителям, занимающимся возделыванием  зерновых, технических или других культур, либо производством молока или мяса не имеет смысла дифференцировать производство для покупателей с какими-то особыми, запросами. Крупные хозяйства с высокой товарностью и низкими издержками производства обеспечивают высокую рентабельность. 

       С целью обеспечения разнообразия товаров на рынке, предприятие может  предложить рынку два или несколько  товаров разного качества, оформления, разной расфасовки и упаковки. При  этом для каждого сегмента рынка  разрабатывается свой товар и  использует соответствующий комплекс маркетинга. В таком случае речь идет о товарно-дифференцированном маркетинге (рис 4.).Обычно он применяется  с целью более глубокого проникновения  на каждый из осваиваемых сегментов  рынка и увеличения объема продаж. 

       Первый  вариант комплекса маркетинга ---------------à Сегмент рынка А 

       Второй  вариант комплекса маркетинга ----------------à Сегмент рынка В 

       Третий  вариант комплекса маркетинга ----------------à Сегмент рынка С 

       Рис. 4. Схема товарно-дифференцированного  маркетинга 

       В качестве примера такой стратегии  может служить возделывание фермером нескольких сортов картофеля или  других овощей, расфасовка их в различные  упаковки и т. д. 

       Если  товар предназначен лишь для определенной группы покупателей и предприятие выбирает некоторый сегмент рынка и разрабатывает для него соответствующий комплекс маркетинга, это значит, что реализуется целевой (концентрированный) маркетинг (рис.5.). 
 
 

       Рис. 5 Схема концентрированного маркетинга 

       При целевом маркетинге необходимо сегментировать рынок по четким группам покупателей. Этот вид маркетинга предпочтителен для фирм с ограниченными ресурсами. Однако он связан с повышенной долей  риска, поскольку избранный сегмент  может стать объектов внимания более  сильного конкурента. 

       Примером  стратегии этого типа является переработка  фермерским хозяйством или иным предпринимателем сельскохозяйственной продукции собственного производства и реализация готовых  продуктов, удовлетворяющих платежеспособный спрос отобранных и изученных  групп покупателей. [17] 

       На  выбор стратегии влияют следующие  факторы: 

       Ø   Ресурсы предприятия. При их ограниченности наиболее оптимальной является стратегия  концентрированного маркетинга. 

       Ø   Степень однородности продукции. Недифференцированный маркетинг - приемлем для единообразных  товаров (яблоки, капуста). Товарно-дифференцированный или концентрированный - применимы для сложных по конструкции и отличных друг от друга товаров: сельскохозяйственная техника и т.п. 

       Ø   Этап жизненного цикла товара. При  внедрении на рынок с новым  товаром предлагается один его вариант  и используется стратегия недифференцированного  или концентрированного маркетинга. 

       Ø   Степень однородности рынка. Единообразие вкусов потребителей, объемов закупок  и времени их совершения, наряду со сходной реакцией на одни и те же маркетинговые стимулы предполагает использование недифференцированного  маркетинга. 

       Ø   Маркетинговые стратегии конкурентов. В условиях применения конкурентами сегментирования рынка, предприятие  не должно проводить стратегию недифференцированного  маркетинга. Если же конкуренты применяют  недифференцированный маркетинг, конкурентные преимущества могут быть получены за счет использования стратегий дифференцированного  или концентрированного маркетинга. [9] 

       Позиционирование  товара 

       После определения сегмента или сегментов  рынка предприятие должно изучить  свойства и образ продуктов всех конкурентов на рынке и определить положение своей продукции на нем, провести так называемое позиционирование. 

       Позиционирование  товара - это обеспечение отличного  от других желательного места товара на рынке и в сознании целевых  потребителей, и определение комплекса  маркетинговых мероприятий. 

       Позиционирование  товара осуществляется в 3 этапа: 

       Ø   позиционирование товаров конкурентов; 

       Ø   позиционирование потребительских  предпочтений; 

       Ø   позиционирование собственного товара. 

       При позиционировании товаров надо использовать только те характеристики, которые  являются существенными для потребителей, определяющими их выбор (цена - качество, уровень услуг - стоимость услуг, калорийность - полезность). 

Информация о работе Сегментирование рынка потребителей предприятий общественного питания: понятия, значение, критерии и реализация