Сегментация рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 07:23, реферат

Описание работы

Сегментация – фирма концентрируется на одной группе потребителей с отличительным набором потребностей и использует специально разработанный план маркетинга для привлечения этой одной группы.

Работа содержит 1 файл

Сегментация рынка.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

    Пол также является важной сегментационной переменной, особенно для таких товаров, как текстиль, косметика, ювелирные украшения, личные услуги, например, парикмахерские услуги.

    Уровень образования может также использоваться для выделения рыночных сегментов. Малообразованные потребители тратят меньше времени на покупки, меньше читают и в большой мере предпочитают хорошо известные товарные марки, чем потребители, имеющие специальное или высшее образование. Последние более склонны сравнивать магазины, читать некоммерческие источники информации и приобретать товар, который они считают наилучшим, независимо от того, хорошо он известен или нет.

    Мобильность характеризует, как часто потребитель может менять место жительства. Мобильные потребители опираются на общественные торговые марки и магазины, и неличностную информацию. Немобильные потребители опираются на приобретённые знания о различиях между отдельными магазинами и собственную информацию.

    Дифференциация  доходов делит потребителей на группы с низкими, средними и высокими доходами. Каждая категория располагает различными ресурсами на приобретение товаров и услуг. Цена, которую взимает компания, помогает определить, на кого она ориентируется.

    Профессия потребителей может влиять на покупки. Например, строительный рабочий имеет другие требования к одежде и продуктам питания, чем лица, продающие вычислительную технику. Первые надевают фланелевые рубашки, джинсы, рабочие ботинки и приносят с собой обеды. Вторые носят костюмы-тройки, модную обувь и водят клиентов в рестораны.

    Семейное  положение и размер семьи также могут составлять основу сегментации. Многие фирмы ориентируют свою продукцию или на холостых, или на семейных людей. Сегментация по размерам семьи порождает, например, различные размеры упаковки товаров.

    Персонально-демографические профили также часто используются при планировании сегментационной стратегии. Такие профили учитывают несколько факторов. Например, пол, образование, доход – одновременно (для продажи автомобилей определённого класса).

    Стиль потребления определяет, как люди живут и расходуют время и деньги. Разрабатывая профили стилей потребления, фирмы могу выходить на чёткие рыночные сегменты. Критерии стиля потребления, важные при сегментации рынка, могут быть следующими.

    Социальные  группы и этапы жизненного цикла семьи – первые возможные критерии рыночной сегментации.

    Степень использования товара относится к объёму товара или услуг, которые приобретает потребитель. Потребитель может использовать совсем немного, немного или очень много. В 60-ые годы Дик Уоррен Твельд придумал термин «тяжёлая половина», чтобы описать сегмент рынка, на который приходится непропорционально большая доля общего сбыта товаров или услуг. В некоторых случаях менее 20% потребителей делают более 80% покупок.

    Опыт  использования  означает прежний опыт потребителя в отношении товара или услуги. Поведение, не имеющих опыта, потребителей существенно отличается от потребителей, имеющих значительный опыт. Кроме того, фирма должна различать непользователей, потенциальных пользователей и регулярных пользователей. Каждый из этих сегментов имеет различные потребности.

      Приверженность  к торговой марке  может иметь три формы: отсутствие,  определённая и полная. Если она отсутствует, то потребитель ничего не предпочитает, его привлекают распродажи, он часто меняет торговые марки и готов испробовать новые торговые товары и услуги. Если существует определённая приверженность, то потребитель предпочитает несколько марок, его привлекают скидки по ним, он редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые. При полной приверженности потребитель настаивает на одной марке, его не привлекают скидки по другим, он никогда не меняет марки и не будет пробовать новые.

      Типы  личности – критерий сегментирования рынка, например, на интровертов и экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых. Потребители-интроверты более консервативны и систематичны в своём поведении при совершении покупок, чем экстраверты. Трудноубеждаемые люди негативно реагируют на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной информации. Лёгкоубеждаемых людей можно склонить к покупке при помощи методов сбыта, они поддаются рекламной информации.

      Отношение к фирме и её предложениям. Нейтральное отношение (я слушал о марке Х, но ничего о ней не знаю) требует интенсивной информации и убедительного продвижения. Положительное отношение (марка Х – лучший товар на рынке) требует подкрепления в виде последующей рекламы и личных контактов с потребителями. Негативное отношение (марка Х гораздо хуже марки У) трудно изменить, оно требует улучшения товара и образа фирмы. Лучше всего здесь, видимо, игнорировать этот сегмент и концентрировать усилия на первых двух; при сегментации фирма не обязана удовлетворять все группы одновременно.

      Мотивы  совершения покупок могут подразделять рынок на сегменты преимуществ. Сегментация по преимуществам была внедрена в 1968 году Расселом Хейли: «В основе сегментации лежит представление, что преимущества, которые люди ищут в потреблении данного товара, являются основными причинами для существования реальных сегментов рынка».

      Важность  покупки также различна для разных потребителей, например, житель пригорода, вероятно, считает приобретение автомобиля более важным делом, чем человек, проживающий в городе и имеющий доступ к общественному транспорту. Приобрести холодильник важнее для той семьи, у которой он сломался, чем для той, у которой он хорошо функционирует.

      Как правило, сочетание факторов демографии и стиля потребления необходимо фирме для определения и описания своих рыночных сегментов. Использование набора рыночных факторов позволяет делать анализ более содержательным и значимым. Так, Стенфордский исследовательский институт (США) разработал классификацию для сегментации потребителей в терминах широкого круга факторов демографии и стиля потребления, таким образом было выделено девять основных категорий населения по различным потребительским факторам.

      Определив основные критерии сегментации можно приступить к планированию сегментации и, соответственно, последовательному и обоснованному выбору целевого сегмента рынка. 
 
 
 
 

      Выбор сегментов местного рынка. 

      Планирование  сегментации включает в себя, как  правило, шесть этапов:

    1. Определение Характеристик и требований потребителей;
    2. Анализ сходства и различия потребителей;
    3. Разработка профилей групп потребителей;
    4. Выбор потребительского сегмента или сегментов;
    5. Определение места компании относительно конкурентов;
    6. Разработка плана маркетинга.
 

      Определение характеристик и  требований потребителей является первым этапом при установлении общей области деятельности фирмы. Конкретные товары и услуги не должны определяться до исследования потребителей, то есть до сбора полных данных о них.

      Затем производится анализ сходства и различий потребителей. В тех случаях, когда существует сходство, фирма понимает, что она должна реагировать на них в своем плане маркетинга независимо от выбранных сегментов.

      Когда между потребителями имеются  различия, выбор рыночного сегиента определит, как фирма будет разрабатывать план маркетинга, как можно создать отличительное преимущество.

      После этого фирма в состоянии  разработать профили групп потребителей. Они определяют рыночные сегменты, агрегируя потребителей со схожими характеристиками и потребностями, и отделяя их от потребителей с отличающимися характеристиками и потребностями.

      На  этапе выбора потребительских сегментов фирма должна принять два решения: какие сегменты создают наибольшие возможности для компании? На сколько сегментов компания должна ориентироваться? При этом фирма должна рассматривать свои цели, сильные стороны, уровень конкуренции размер рынков, отношения с каналами сбыта, прибыль и образ фирмы.

      Как только компания определила сегмент рынка, она должна определить место компании относительно конкурентов, изучить свойства и образ продуктов всех конкурентов.

      Последним этапом процесса сегментации для  компании является разработка плана маркетинга. Совокупный маркетинговый план может включать все разделы комплекса маркетинга: проведение маркетинговых исследований, разработку товара, обоснованную политику ценообразования, выбор каналов сбыта и видов продвижения товара.

      Чтобы планирование сегментации рынка  было успешным, группы потребителей должны отвечать пяти факторам выбора сегментов рынка:

    1. должны быть значительные различия между сегментами, в противном случае требуемой стратегией будет массовый маркетинг, не обеспечивающий различие между покупателями вашего товара и бесполезной аудиторией;
    2. в каждом сегменте должно быть достаточное сходство потребителей, чтобы можно было разработать соответствующий план маркетинга для всего сегмента;
    3. у фирмы должна быть возможность измерения характеристик потребителей и их требований для того, чтобы образовывать группы потенциальных покупателей и проводить измерение эффективности маркетинговых усилий фирмы. Отметим, что данное требование может быть трудновыполнимо для факторов, связанных со стилем потребления;
    4. сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия расходов. Следует подчеркнуть, что размер сегмента может сильно отличаться в зависимости от характера продаваемого товара. Например, на промышленном рынке большим сегментом может быть признана группа из 100 потенциальных потребителей, а на потребительском рынке подобные группы должны насчитывать тысячи возможных клиентов;
    5. потребители в сегментах должны быть достаточно   легкодостижимыми, например, через специализированные журналы для молодых женщин, автолюбителей и пр. Последнее требование необходимо для организации целенаправленной маркетинговой деятельности фирмы по продвижению своего товара.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Несмотря  на то, что сегментация обычно является ориентированным на потребителя, эффективным  и прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять. Фирмы могут разбивать рынки на слишком маленькие сегменты, неправильно интерпретировать сходства и различия потребителей, быть неэффективными по издержкам,  выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследованиях и т.д. Некоторые ошибки в сегментации могут быть предусмотрены при  моделировании и прогнозировании сбыта на конкретном целевом рынке. Методы прогнозирования сбыта, рассмотрены выше.

    С развитием коммерческих связей для любой фирмы может возникнуть необходимость освоения внешних рынков.

Информация о работе Сегментация рынка