Сбытовая политика фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговая сбытовая политика предусматривает анализ возможных вариантов поставки различных товаров и разрабатывает те из них, которые обеспечивают удовлетворение предпочтений как результат получения максимальных хозяйственных результатов на всех участках канала реализации продукции.
Формирование эффективной сбытовой политики является задачей не только предприятия-изготовителя, которому необходимо реализовать произведенную продукцию, но и любого другого звена сбыта, выполняющего определенные функции и получающего доход.

Содержание

1 Сбытовая политика фирмы…………………………………………………………3
2 Целесообразность и эффективность разработки плана маркетинга……………….9
3 Эффективность различных способов стимулирования продаж…………………17
4. Какой ситуацией характеризуется рынок продавца……………………………..23
Список использованных источников и литературы………………………………24

Работа содержит 1 файл

к.р по маркетингу.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Все указанные  выше разделы характеризуют как  стратегические, так и тактические  планы, главное же отличие заключается  в степени детальности проработки отдельных разделов плана маркетинга, разработка которого производится после разработки плана компании в целом как в ее штаб-квартире, так и на уровне отдельных подразделений, наделенных правами стратегических единиц бизнеса. При этом акцент делается на том, что стратегический план маркетинга является только одним из разделов стратегического плана компании в целом.

Обобщенные цели развития компании обычно формируются  в финансовых терминах и характеризуют  деятельность компании в перспективе. Временной диапазон, естественно, может  быть различным. Например, моторостроительная корпорация не ожидает, что план ее стратегического развития будет реализован ранее 10 лет, в то время как компании, выпускающие диски с поп-музыкой, планируют получение прибыли в течение нескольких месяцев.

Обычно цели стараются выразить количественно. Однако далеко не все из них можно определить количественно. Примерами качественных целей могут служить следующие формулировки: выжить в условиях конкурентной борьбы, быть хорошим гражданином в других странах, поддержка высокого престижа фирмы и т.п.

Исходные цели пропускают через тройной фильтр: доступные ресурсы в стране и за границей, состояние внешней среды, а также внутренние возможности и результаты деятельности компании. Последние два фильтра по сути дела представляют ситуационный анализ. Результаты ситуационного анализа часто суммируются в разделе плана маркетинга под названием «SWOT-анализ», рассмотренного нами выше. На основе этих данных в последующих разделах плана маркетинга устанавливаются цели маркетинговой деятельности, выбираются стратегии и разрабатываются программы маркетинга.

Далее анализируются  и выбираются стратегии достижения целей компании. Эти стратегии  могут носить альтернативный характер. Они в подразделениях компании переводятся  в согласованные планы отдельных  видов деятельности (функциональные планы), среди которых находится и маркетинг.  

Исходя из целей  и стратегий развития компании осуществляется анализ маркетинговой деятельности, который подразделяется на три части: анализ внешней среды маркетинга, внутренней маркетинговой деятельности компании и ее системы маркетинга. Более детально этот анализ можно охарактеризовать следующим образом. 

I. Анализ внешней  среды маркетинга:

    1.   Деловая и экономическая внешняя  среды: состояние экономики, финансовая  политика, социально-культурные условия, технологические условия, социально-экономические условия внутри компании.

    2.   Рыночная среда: общее состояние  рынка; развитие рынка (продукт,  цена, товародвижение); каналы распределения;  коммуникации (реклама, выставки, сбытовые  службы, связи с общественностью); состояние отрасли.

    3.   Среда конкурентов (экономическое,  финансовое, технологическое состояние,  маркетинговая деятельность). 

II. Детальный  анализ маркетинговой деятельности: объем продаж; рыночная доля; прибыль; маркетинговые процедуры; организация маркетинга; контроль маркетинговой деятельности; анализ всех элементов комплекса маркетинга.

III. Анализ системы  маркетинга: цели маркетинга; стратегия  маркетинга; права и обязанности  руководителей в области маркетинга; информационная система; система планирования; система контроля; взаимодействие с другими функциями управления; анализ прибыльности; анализ по критерию «стоимость–эффективность». 

Следующий шаг  в разработке плана маркетинга —  формулирование предположений, гипотез относительно некоторых внешних по отношению к компании факторов, которые могут воздействовать на ее деятельность. Предположения следует расклассифицировать и представить в явном виде. Классификация предположений может быть проведена в следующих направлениях: страна в целом, конкретная отрасль, данная организация. Примеры таких предположений: 

—      перенасыщение рынка данной продукцией из-за ввода конкурентами новых производственных мощностей может увеличиться  со 105 до 115%;

—      конкуренция в области ценообразования приведет к падению цен на 10%;

—      главным конкурентом в конце  второго квартала будет выпущен  на рынок новый продукт. 

Когда на следующих  этапах планирования будут оцениваться  альтернативные стратегии маркетинга, необходимо знать диапазон изменения конечных результатов маркетинговой деятельности, основанный на разных предположениях. Например, если предположить, что рынок возрастет на х %, то объем продаж для выбранной стратегии будет оценен равным П. Однако необходимо также оценить объем продаж при более высоких и более низких темпах роста рынка. Желательной является оценка вероятностей реализации отдельных предположений. 

Следующий этап планирования маркетинга — постановка маркетинговых целей.  

Определение и  упорядочение целей являются важным аспектом маркетинговой деятельности. В настоящее время практически любой планово-управленческий документ, посвященный вопросам маркетинга (план маркетинговой деятельности, программа выхода на определенный рынок с определенной продукцией и т.п.), содержит в одном из своих начальных разделов как минимум простой словесный перечень целей, при получении которого не используются какие-либо специальные методы и подходы. Однако усиление в планово-управленческой деятельности ориентации на конечные результаты, активизация применения специальных методов управления (управление по целям), возрастание необходимости повышения качества выполнения отдельных управленческих функций (организации, контроля и т.п.) требуют использования при построении системы целей специальных методов и подходов, например метода структуризации или дерева целей [2], [6 ].

Чтобы определить уровень достижения целей, желательно, чтобы они были сформулированы количественно. Такие термины, как «максимизировать», «минимизировать», «проникнуть», «увеличить», представляют ценность, если они имеют количественные оценки. Это касается объема продаж, доли на рынке, величины дохода и т.п. Например, цель маркетинговой деятельности может иметь следующее количественное выражение: выйти с продуктом Х на рынок У и захватить 10% его доли в течение одного года.

Далее разрабатываются альтернативные стратегии, направленные на достижение целей маркетинговой деятельности. Эти стратегии детализируются применительно к элементам комплекса маркетинга. Например, в области продукта можно назвать следующие стратегии: постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, следование многомарочной политике.  

Стратегии в  области ценообразования могут  быть сформулированы следующим образом: 

    —      установление цены на продукт в соответствии с его позицией на рынке;

    —      проведение разной ценовой политики на разных рынках;

    —      выработка ценовой политики с  учетом ценовой политики конкурентов. 

В области продвижения  продукта могут быть названы стратегии, характеризующие коммуникации с потребителями (с помощью сотрудников отдела продаж, через рекламу, выставки и т.п.), методы и средства организации действий сотрудников отдела сбыта на новых рынках и т.д. 

Стратегии в  области доведения продукта до потребителя  характеризуют:

    —      каналы, с помощью которых продукт  доводится до потребителя;

    —      уровень послепродажного обслуживания потребителей;

    —      деятельность по снижению затрат на доставку продукта;

    —      продажи оптом или мелкими  партиями. 

После завершения этих этапов маркетингового планирования необходимо еще раз убедиться в возможности достижения поставленных целей и принятых стратегий, используя такие оценочные критерии, как доля на рынке, объем продаж, затраты ресурсов, величина прибыли, и другие оценки ожидаемых результатов и вероятности их достижения. Для проведения такой проверки можно использовать данные таблицы 1. 

Таблица 1. Проверка стратегического  плана

№ П./п. Критерий Проверочный вопрос
1 Целесообразность  Предоставляет ли план реальное и устойчивое преимущество?
2 Обоснованность  Являются ли предположения, положенные в основу плана, реалистичными; каково качество исходной информации?
3 Осуществимость  Имеются ли необходимые  ресурсы  и ориентация на успех?
4 Согласованность  Согласованы ли элементы плана между собой и  соответствуют ли  они характеристикам  внешней и внутренней среды?
5 Уязвимость  Kаков уровень  риска и какие факторы предопределяют  успех или поражение?
6 Гибкость  Насколько организация  связана в своих решениях?

Может ли она их отсрочить, сократить обязательства, изменить цели и стратегии?

7 Эффективность  Kакова реальная  финансово-экономическая привлекательность  плана? 

Совместима ли она с приоритетными целями организации?

 

Не исключено, что необходимо провести тестирование рынка, организовать пробные продажи, реализовать какие-то другие мероприятия, позволяющие взглянуть на принятые решения под другим углом зрения. Очевидно, что процесс планирования маркетинга, как и любой процесс принятия решений, носит итеративный характер и может потребовать вернуться к начальным этапам планирования.

Совокупность  маркетинговых целей, стратегий  и мероприятий по их достижению представляет стратегический план маркетинга, который должен на следующем этапе планирования быть доведен до рабочих плановых документов, т.е. осуществлено оперативно-календарное планирование.

На стадии оперативно-календарного планирования или разработки детальных планов действий необходимо конкретизировать маркетинговые стратегии в детальные планы и программы в разрезе каждого из четырех элементов комплекса маркетинга.

Разговор фактически идет о разработке планов действий для каждого подразделения компании, направленных на достижение поставленных целей с помощью выбранных  стратегий. В них должны содержаться  ответы на вопросы: кто, что, когда, где, за счет каких ресурсов и как должен делать, чтобы реализовать задания маркетинговых планов и программ.

Обычно также  разрабатываются письменные инструкции по составлению планов действий, сопровождаемые формами и образцами их заполнения.

Хотя детальные  планы будут разработаны для  каждого из четырех элементов  комплекса маркетинга, акценты в  этих планах следует расставлять  с учетом особенностей каждой компании. Компания, ориентированная на продукт, свою деятельность в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга сфокусирует вокруг каждого продукта. Компания, ориентированная на отдельные рынки, спланирует свою деятельность вокруг этих рынков (например, разработает планы для продвижения определенных продуктов, их поставки и ценовой политики на рынок Франции).

Компании, обслуживающие  только несколько определенных потребителей, могут разработать отдельные  планы для каждого потребителя. Другие компании могут использовать комбинацию всех этих подходов.

Маркетинговые планы иногда представляют руководству в два этапа: в начале — как стратегический план и позже — как план реализации этих стратегий (план действий или оперативные планы и программы). Такой подход позволяет первоначально сконцентрировать внимание на выработке маркетинговых стратегий, не обременяя себя деталями их реализации.

Информация о работе Сбытовая политика фирмы