Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа
Задачи работы:
Дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
Выявить структуру рынка труда;
Охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
Произвести комплексный анализ рынка труда;
В работе использованы труды и учебники известных экономистов, статистические данные.
Введение………………………........................................................................3
Глава 1. Теоретические основы рынка труд .5
1.1 Понятие трудовых ресурсов .5
1.2 Структура и виды рынка труда .9
Глава 2. Рынок труда в переходный период развития экономики …19
Эволюция российского рынка труда ...1 9
2.2 Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики……………………………………………………………………..24
2.3 Перспективы развития рынка России в переходный период……29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………35
Так, численность мужчин и удельный вес мужчин в составе экономически активного населения сократилась на 1,7 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. Численность женщин и их доля в экономически активном населении увеличилась за аналогичный период на 1,3 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. На протяжении всего анализируемого периода уровень экономической активности мужчин снижался и к 2009 году сокращение составило 5,4 п.п. Уровень экономической активности женщин также снизился, но в меньшей степени - на 1,2 п.п. Уровень занятости мужчин и женщин с 1995 года имеет положительную динамику, но по отношению к 1992 году уровень мужской занятости снизился в 4 раза больше, чем уровень занятости женщин. Сравнительный анализ уровня безработицы среди мужчин и женщин показал, что на протяжении всего анализируемого периода уровень «мужской» безработицы выше уровня «женской». Статистически значимая положительная динамика экономической активности женщин вполне объяснима изменениями в структуре общественного производства. Так, значительное сокращение доли промышленного сектора в структуре ВВП сопровождается значительным сокращением традиционно «мужских» рабочих мест, а увеличение доли сектора услуг, соответственно, ростом числа «женских» рабочих мест.
За анализируемый период значительные изменения претерпела образовательная структура экономически активного населения.
Так, доля экономически активного населения с высшим и начальным профессиональным образованиям увеличилась более чем на 7,0 п.п. каждая, на 7,8 п.п. сократилось предложение рабочей силы со стороны лиц, имеющих среднее профессиональное образование, более чем в 2 раза сократилась численность экономически активного населения со средним (полным) общим и основным общим образованием.
Изменилась и квалификационная структура занятого населения. За период доля руководителей от общего числа занятого населения увеличилась на 56,2 п.п., специалистов высшего уровня квалификации - на 61,2 п.п. Сохраняется относительно постоянная численность специалистов среднего уровня квалификации и квалифицированных рабочих. Численность неквалифицированных работников сократилась на 27,2 п.п. Таким образом, значительно увеличилась доля наиболее квалифицированной профессиональной группы. Сокращение неквалифицированной группы вполне объяснимо тем, что данная профессиональная группа представлена в основном нелегальными мигрантами из ближнего зарубежья, статистический учет которых практически невозможен.
Повышение образовательного и квалификационного уровней в структуре экономически активного населения можно было бы объяснить возросшими требованиями к качеству рабочей силы в связи с модернизацией производства. Однако данные показывают, что образовательный и квалификационный уровень занятого населения растет опережающими темпами в сравнении с темпами и качеством экономического роста. Высокий уровень безработицы за период с 1992 по 2000 гг. побудил ищущих работу и уже занятых в экономике приобретать высшее образование как конкурентное преимущество и гарантию сохранения рабочего места. В свою очередь, коммерциализация высшего образования обеспечила его доступность для населения даже отдаленных регионов страны, удовлетворяя спрос на приобретение необходимого конкурентного преимущества.
Так число высших учебных
Определяющим фактором количественных параметров экономически активного населения является демографический. Так, за период с 1992 по 2008 гг. численность постоянного населения в стране сократилась на 6,5 млн.чел. Значительно сократилось население моложе трудоспособного возраста как по абсолютному (на 13,4 млн.чел.) так и по относительному показателям ( на 8,4 п.п.). Численность населения старше трудоспособного возраста сократилась на 1,7 млн.чел., что объяснимо ростом смертности в данной возрастной группе, но удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны увеличился на 2,0 п.п.[16с73]
С 1990 года по 1995 естественная
убыль населения возросла в 4 раза,
и на протяжении всего исследуемого
периода анализируемый
Значительный миграционный приток населения в 90-х г. г. положительно сказался на численности населения страны, но не обеспечил стабилизации демографической ситуации. Анализ статистических показателей за период с 1992 по 2008гг. показал, что миграционное движение населения на территории РФ в основном осуществлялось в направлении из села в город внутри одного региона, причем, к 2008 году отток сельских жителей в города увеличился на 20,0 п.п., создавая дополнительную нагрузку на рынок труда крупных городов. Дефицит жилья, «дикий» рынок съемного жилья, ограничения по регистрации, отсутствие оперативной информации о наличии вакансий - это далеко не полный перечень причин, значительно ограничивающий внутреннюю мобильность рабочей силы, что препятствует наиболее эффективному использованию имеющегося трудового потенциала.
Положительный опыт командно-административной системы хозяйствования дореформенной России в решении проблем региональной несбалансированности рынка труда вполне может быть и сегодня действенным механизмом. К мероприятиям, регулирующим миграцию можно отнести: правительственные программы по межрегиональной и внутрирегиональной миграции; обеспечение ведомственным жильем; формирование и регулирование рынка арендованного жилья; льготное кредитование частного строительства в трудодефицитных регионах; формирование материальных и нематериальных особых преимуществ миграции, таких как доплаты, бонусы, более ранний выход на пенсию и т.д.
В настоящее время программы быстрой переподготовки, повышения квалификации, освоение смежных специальностей осуществляются на базе центров занятости. Менее широкое распространение получили формы корпоративного образования и формирование учебных центров на базе предприятий. Учебные центры на предприятиях имеют готовую производственную базу, и работники могут пройти практику и стажировку в цехах предприятия. На наш взгляд, правильно было бы объединить усилия государства и бизнеса по подготовке квалифицированных специалистов посредством долевого финансирования образовательных программ. Таким образом, теоретический анализ позволил сформулировать следующие выводы:
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости.[21сЗ24]
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
Решение задач по содействию занятости и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышение эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан России.
С этой целью
предполагается проведение
Приоритетными
направлениями государственной
политики в области
Совершенствование законодательства России в области содействия трудоустроенности должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
Совершенствование законодательства России в области содействия трудоустроенности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: [12с82]
- гармонизация законодательства России в области содействия занятости с международными нормами;
- совершенствование
- совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления;
- совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;
- нормативно-правовое обеспечение внедрение профессиональных стандартов;
- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.
С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.
Ситуация на рынке труда Якутии в 2011 году формировалась в условиях положительной динамики большинства показателей социально экономического развития.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» - 103,0%, грузооборот автомобильного транспорта- 121,5%.
Денежные доходы
населения увеличились по сравнению с
2009 годом на 5,2%, среднемесячная начисленная
заработная плата одного работника номинальная
составила 22346 рублей и увеличилась по
сравнению с предыдущим годом на 1,7%, реальная - на 3,4%). Уменьшились
масштабы неполной занятости работников,
чему способствовала реализация мероприятий
программы по содействию занятости населения
и снижению напряженности на рынке
труда.