Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
Дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
Выявить структуру рынка труда;
Охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
Произвести комплексный анализ рынка труда;
В работе использованы труды и учебники известных экономистов, статистические данные.

Содержание

Введение………………………........................................................................3
Глава 1. Теоретические основы рынка труд .5
1.1 Понятие трудовых ресурсов .5

1.2 Структура и виды рынка труда .9
Глава 2. Рынок труда в переходный период развития экономики …19
Эволюция российского рынка труда ...1 9
2.2 Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики……………………………………………………………………..24
2.3 Перспективы развития рынка России в переходный период……29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

РЕферат Аленка.docx

— 82.65 Кб (Скачать)

Так, численность мужчин и удельный вес мужчин в составе экономически активного населения сократилась на 1,7 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. Численность женщин и их доля в экономически активном населении увеличилась за аналогичный период на 1,3 млн.чел. и 1,8 п.п. соответственно. На протяжении всего анализируемого периода уровень экономической активности мужчин снижался и к 2009 году сокращение составило 5,4 п.п. Уровень экономической активности женщин также снизился, но в меньшей степени - на 1,2 п.п. Уровень занятости мужчин и женщин с 1995 года имеет положительную динамику, но по отношению к 1992 году уровень мужской занятости снизился в 4 раза больше, чем уровень занятости женщин. Сравнительный анализ уровня безработицы среди мужчин и женщин показал, что на протяжении всего анализируемого периода уровень «мужской» безработицы выше уровня «женской». Статистически значимая положительная динамика экономической активности женщин вполне объяснима изменениями в структуре общественного производства. Так, значительное сокращение доли промышленного сектора в структуре ВВП сопровождается значительным сокращением традиционно «мужских» рабочих мест, а увеличение доли сектора услуг, соответственно, ростом числа «женских» рабочих мест.

За анализируемый период значительные изменения претерпела образовательная структура экономически активного населения.

      Так, доля экономически активного населения с высшим и начальным профессиональным образованиям увеличилась более чем на 7,0 п.п. каждая, на 7,8 п.п. сократилось предложение рабочей силы со стороны лиц, имеющих среднее профессиональное образование, более чем в 2 раза сократилась численность экономически активного населения со средним (полным) общим и основным общим образованием.

Изменилась и квалификационная структура занятого населения. За период доля руководителей от общего числа занятого населения увеличилась на 56,2 п.п., специалистов высшего уровня квалификации - на 61,2 п.п. Сохраняется относительно постоянная численность специалистов среднего уровня квалификации и квалифицированных рабочих. Численность неквалифицированных работников сократилась на 27,2 п.п. Таким образом, значительно увеличилась доля наиболее квалифицированной профессиональной группы. Сокращение неквалифицированной группы вполне объяснимо тем, что данная профессиональная группа представлена в основном нелегальными мигрантами из ближнего зарубежья, статистический учет которых практически невозможен.

Повышение образовательного и квалификационного  уровней в структуре экономически активного населения можно было бы объяснить возросшими требованиями к качеству рабочей силы в связи с модернизацией производства. Однако данные показывают, что образовательный и квалификационный уровень занятого населения растет опережающими темпами в сравнении с темпами и качеством экономического роста. Высокий уровень безработицы за период с 1992 по 2000 гг. побудил ищущих работу и уже занятых в экономике приобретать высшее образование как конкурентное преимущество и гарантию сохранения рабочего места. В свою очередь, коммерциализация высшего образования обеспечила его доступность для населения даже отдаленных регионов страны, удовлетворяя спрос на приобретение необходимого конкурентного преимущества.

      Так число высших учебных заведений  с 1992 по 2008 гг. увеличилось на 107,1  п.п. из них 40,6% приходится на негосударственные высшие школы. Число студентов ВУЗов за аналогичный период возросло с 2613 тыс.чел. до 7461  тыс.чел., что составляет  186,0 п.п.  прироста.  Число образовательных учреждений  начального  профессионального  образования  и  численность  их выпускников за анализируемый период сократилось на 25,8 п.п. и 29,3 п.п. соответственно,   но   вакансии,   предоставляемые   работодателями   в   службу занятости, указывают на возросший спрос на рабочие специальности.

Определяющим фактором количественных параметров экономически активного  населения является демографический. Так, за период с 1992 по 2008 гг. численность постоянного населения в стране сократилась на 6,5 млн.чел. Значительно сократилось население моложе трудоспособного возраста как по абсолютному (на 13,4 млн.чел.) так и по относительному показателям ( на 8,4 п.п.). Численность населения старше трудоспособного возраста сократилась на 1,7 млн.чел., что объяснимо ростом смертности в данной возрастной группе, но удельный вес населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны увеличился на 2,0 п.п.[16с73]

С 1990 года по 1995 естественная убыль населения возросла в 4 раза, и на протяжении всего исследуемого периода анализируемый показатель продолжал увеличиваться, а к 2008 году стал сокращаться за счет роста рождаемости и сокращения смертности, хотя смертность все еще более чем в 1,3 раза превышает аналогичный показатель 1990 года. Таким образом, сохраняется тенденция снижения общей численности населения, в том числе населения моложе трудоспособного возраста на фоне низкой рождаемости и высокой смертности, что влечет за собой старение населения страны.

Значительный миграционный приток населения в 90-х г. г. положительно сказался на численности населения страны, но не обеспечил стабилизации демографической ситуации. Анализ статистических показателей за период с 1992 по 2008гг. показал, что миграционное движение населения на территории РФ в основном осуществлялось в направлении из села в город внутри одного региона, причем, к 2008 году отток сельских жителей в города увеличился на 20,0 п.п., создавая дополнительную нагрузку на рынок труда крупных городов. Дефицит жилья, «дикий» рынок съемного жилья, ограничения по регистрации, отсутствие оперативной информации о наличии вакансий - это далеко не полный    перечень    причин,    значительно    ограничивающий    внутреннюю мобильность   рабочей    силы,    что    препятствует   наиболее    эффективному использованию имеющегося трудового потенциала.

Положительный опыт командно-административной системы хозяйствования дореформенной России в решении проблем региональной несбалансированности рынка труда вполне может быть и сегодня действенным механизмом. К мероприятиям, регулирующим миграцию можно отнести: правительственные программы по межрегиональной и внутрирегиональной миграции; обеспечение ведомственным жильем; формирование и регулирование рынка арендованного жилья; льготное кредитование частного строительства в трудодефицитных регионах; формирование материальных и нематериальных особых преимуществ миграции, таких как доплаты, бонусы, более ранний выход на пенсию и т.д.

В настоящее время программы  быстрой переподготовки, повышения  квалификации, освоение смежных специальностей осуществляются на базе центров занятости. Менее широкое распространение  получили формы корпоративного образования и формирование учебных центров на базе предприятий. Учебные центры на предприятиях имеют готовую производственную базу, и работники могут пройти практику и стажировку в цехах предприятия. На наш взгляд, правильно было бы объединить усилия государства и бизнеса по подготовке квалифицированных специалистов посредством долевого финансирования образовательных программ. Таким образом, теоретический анализ позволил сформулировать следующие выводы:

  • во-первых, наблюдается устойчивая отрицательная динамика демографических показателей, что является следствием депопуляционных процессов. В условиях актуальности проблемы социальных гарантий населения, низкого  уровня жизни, зачастую вынужденного активного участия Женщин в процессе общественного производства, ставится под сомнение возможность в ближайшее время решить демографическую проблему;
  • Во-вторых несмотря на рост численности населения в трудоспособном возрасте, уровень экономической активности и уровень занятости данной возрастной группы значительно снизился. При довольно «скромной» социальной поддержке, разнонаправленную динамику указанных показателей можно объяснить высоким уровнем теневой занятости;
  • В-третьих, наблюдается значительно возросший, но не востребованный образовательный и квалификационный уровень населения страны на фоне глубокого экономического спада. Данный факт говорит о том, что образовательные и экономические реформы осуществляются независимо друг от друга.

 

    1. Перспективы развития рынка труда России в переходный период

      

        Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости.[21сЗ24]

   Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  • Содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  • Обеспечение реализации прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
  • Содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

      Решение задач по содействию занятости и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышение эффективности функционирования   рынка   труда   при   соблюдении   трудовых   прав   и гарантий для граждан России.

      С этой целью  предполагается проведение модернизации  механизмов реализации государственной  политики на рынке труда и  внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия трудоустроенности.

        Приоритетными  направлениями государственной  политики в области регулирования  рынка труда являются:

  • Совершенствование законодательства России в области содействия занятости;
  • Совершенствование    системы    мониторинга    и    прогнозирования конъюнктуры труда;
  • Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
  • Развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
  • Развитие кадрового потенциала;
  • Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
  • Стимулирование экономической активности населения;
  • Повышение качества рабочих мест.

       Совершенствование законодательства России в области содействия трудоустроенности должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его организации в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.

        Расширение гибких форм организации труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.

       Совершенствование законодательства России в области содействия трудоустроенности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: [12с82]

- гармонизация законодательства России в области содействия занятости с международными нормами;

- совершенствование законодательства  России в целях повышения гибкости  российского рынка труда, включая  законодательное регулирование  возникающих новых форм трудовых отношении; 

- совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления;

- совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве, включая инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей;

- нормативно-правовое обеспечение внедрение профессиональных стандартов;

- реформирование    системы    государственной    социальной    поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

       С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.

       Ситуация на рынке труда Якутии в 2011 году формировалась в условиях положительной     динамики     большинства     показателей     социально экономического развития.

          Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» - 103,0%, грузооборот автомобильного транспорта- 121,5%.

          Денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2009 годом на 5,2%, среднемесячная начисленная заработная плата одного работника номинальная составила 22346 рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,7%, реальная - на 3,4%). Уменьшились масштабы неполной занятости работников, чему способствовала реализация мероприятий программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. 

Информация о работе Рынок труда