Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
Дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
Выявить структуру рынка труда;
Охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
Произвести комплексный анализ рынка труда;
В работе использованы труды и учебники известных экономистов, статистические данные.

Содержание

Введение………………………........................................................................3
Глава 1. Теоретические основы рынка труд .5
1.1 Понятие трудовых ресурсов .5

1.2 Структура и виды рынка труда .9
Глава 2. Рынок труда в переходный период развития экономики …19
Эволюция российского рынка труда ...1 9
2.2 Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики……………………………………………………………………..24
2.3 Перспективы развития рынка России в переходный период……29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

РЕферат Аленка.docx

— 82.65 Кб (Скачать)

     

ЯКУТСКИЙ  ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Финансовый факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

             

                 По дисциплине: макроэкономика

На тему: Рынок труда  и его функционирование в                                условиях переходной экономики

Выполнил: студент группы Ф-10-ЗС

Старостина  В.Л

Проверил: 

Дата: « » п 2012г

ОценкаЯкутск 2012 

Оглавление

       Введение………………………........................................................................3

Глава 1. Теоретические основы рынка труд .5 

1.1 Понятие трудовых ресурсов .5 



  1.2 Структура и виды рынка труда .9

Глава 2. Рынок труда в переходный период развития экономики …19

    1. Эволюция российского рынка труда ...1 9

       2.2 Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики……………………………………………………………………..24

       2.3 Перспективы развития рынка России в переходный период……29 
Заключение……………………………………………………………………33

Список использованной литературы………………………………………………35

 

 

 

Введение

 

      Актуальность. По данным Госкомстата Российской Федерации и федеральной службы занятости, число полностью безработных, зарегистрированных в службе занятости и получивших статус безработного, на 1 июля 2010г. составило 1,14 млн. или 1,4 % от общей численности экономически активного населения. Следует, однако, иметь в виду, что кроме зарегистрированных, официально признанных безработных, существует контингент лиц наемного труда, не имеющих работы и активно ищущих ее самостоятельно, без помощи Государственной службы занятости.

Таким образом, одной из коренных социально-экономических  проблем современного этапа перехода российской экономики к рыночным отношениям является проблема безработицы. Учитывая весьма серьезные недостатки существующей в России системы учета безработицы, можно предположить о весьма приблизительном отражении статистикой реального положения дел в этой сфере экономической жизни общества. Так вызывают сомнения данные о численности ищущих работу безработных, не зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Безработица оказывает негативное воздействие на все стороны жизни общества - экономику, политику, социальные отношения. Она влечет за собой резкое ухудшение материального положения семей безработных, рост заболеваемости и преступности, обострение социальной напряженности в обществе. Появление работ на эту тему свидетельствует о том, что внимание ученых к проблеме безработицы в условиях рыночных отношений в России усиливается. Многогранность ее проявления вынуждает экономистов, социологов, политологов всесторонне изучать причины и формы безработицы в экономической и социальной жизни российского общества, прогнозировать тенденции развития и предлагать меры по нейтрализации и ослаблению ее разрушительных последствий.

Изменение социально-политической ситуации в нашей стране, переход от планово-административной системы управления к рыночной, постепенное вхождение России в систему международного разделения труда обусловили в девяностых годах появление рынка труда и внесли совершенно новые явления в сферу занятости населения. Прямое перенесение зарубежного опыта на отечественные реалии вряд ли целесообразно и возможно. Применение опыта других стран имеет для России некоторые ограничения. От опыта рыночно развитых стран в чистом виде придется, очевидно, оказаться, так как там принципиально иная ситуация, совершенно другой тип наемного работника.

При этом следует иметь в виду, что все они должны исходить из понимания многовариантности форм и методов регулирования региональных и локальных ситуаций в сфере занятости с учетом специфики интересов отдельных территориальных образований и их общих интересов как субъекта федерации в целом. Формирование и функционирование рынка труда в регионе должно характеризоваться не только общими, ни и специфическими чертами, определяющими особенности социально-экономического развития конкретного региона.

     Региональное регулирование занятости  в зависимости от формы собственности, размеров предприятий и т.д. особое внимание на местах уделяется развитию кооперативного движения и мелкого предпринимательство, самостоятельно действующих на рынке и создающих возможность для трудоустройства значительной части трудоспособного населения, не имеющего работы.

     Объект исследования – отношения  между субъектами рынка труда.  Предмет исследования – рынок  труда и его функционирование  в условиях переходной экономики.

     Задачи работы:

  • Дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
  • Выявить структуру рынка труда;
  • Охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
  • Произвести комплексный анализ рынка труда;

     В работе использованы труды и учебники известных экономистов, статистические данные. 

           Глава 1. Теоретические основы  рынка труда

 

                      1.1Понятие трудовых ресурсов

 

     Трудовые ресурсы - это население страны, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. Трудовые ресурсы представляют собой экономическую форму фактора производства, предшествующую его превращению в рабочую силу.

        В количественном аспекте в их состав входит трудоспособное население, занятое независимо от возраста в различных сферах общественного хозяйства, кооперативной и индивидуально-трудовой деятельности, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в общественном труде, но занятые по различным причинам в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, в составе вооруженных сил и т.д. В их состав входят и лица трудоспособного возраста, которые в данный момент по каким-то причинам не работают. Следовательно, в структуре трудовых ресурсов с точки зрения участия в общественном производстве можно выделить две составляющие: активную, т.е. функционирующую в процессе производства; пассивную, т.е. не принимающую по каким-то причинам участие в производственном процессе в данных конкретных социально-экономических условиях. Соотношение между этими двумя частями трудовых ресурсов формируется под воздействием совокупности множества факторов, характеризующих развитие, как производительных сил, так и производственных отношений, и имеет ярко выраженную территориальную специфику. [17с59] С его помощью можно оценить степень занятости трудоспособного населения в общественном производстве на данном этапе его развития применительно к различным региональным образованиям (город, район, область, республика и т.д.). В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 года. Из их состава исключаются неработающие инвалиды 1 и 2 групп и пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях ( мужчины 50-59 лет) 

женщины 45-54 года). К трудовым ресурсам также  относятся фактические работающие пенсионеры и подростки моложе 16 лет. Исторически границы трудоспособного возраста менялись в нашей стране по социальным и экономическим причинам. Верхняя граница трудоспособного возраста, естественно, определяется правом на получение пенсии по возрасту; в России она одна из самых низких в мире. Нижняя граница составляет 15 и даже 14 лет, что расширяет интервал между верхней и нижней границами, увеличивая долю граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. В США границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин находятся в пределах 16 - 64; в Канаде и Японии - 15-64; в Великобритании для мужчин - 16-64, для женщин - 16-59 лет.

     Происходит волнообразное уменьшение  доли населения моложе трудоспособного возраста. Основное пополнение трудовых ресурсов происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе трудоспособного возраста. Следовательно, оно в значительной степени определяется демографическими процессами, происходящими в стране. Трудовые ресурсы определяют количество и структуру труда, а качество и потенциальные возможности характеризует трудовой потенциал. [22с68] Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами. Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие. Физическая составляющая характеризует физические и психологические возможности людей, зависящие от здоровья человека. На здоровье   влияют   уровень   и   качество   жизни,   условия   труда,   техника безопасности на производстве, состояние внешней среды, уровень здравоохранения. Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала выступает интеллектуальная составляющая – накопление знаний опыта по различным аспектам развития природы и общества, научно-технических, экономических и культурных достижений. Накопление зн- 

аний осуществляется в социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и научные исследования. Эти две области тесно связаны между собой через основные объекты их деятельности. С одной стороны, - через информационные потоки, с другой, - через учащихся, преподавателей, научные кадры. Образовательный потенциал рабочей силы и населения непосредственно характеризуется данными об уровне образования. Эти показатели широко используются в каждой стране и для международных сравнений. Социальная составляющая трудового потенциала. Трудовой потенциал человека зависит от социальной среды, социальной справедливости и социальной защищенности. В дореформенный период социальные гарантии были не достаточно высокими, но более надежными: желающие обеспечивались работой; существовала бесплатная форма образования, медицинского обслуживания и получения жилья; устойчивая система пенсионного обеспечения; широкая сеть детский дошкольных учреждений. Наиболее острыми проблемами считались уравнительность и остаточный принцип финансирования. С середины 1996 года в российской статистике осуществлен переход на рекомендуемую международной организацией труда (МОТ) классификацию населения на экономически активное и неактивное население. [6с78]

Экономически активное население (рабочая сила) есть часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду. Уровень экономической активности населения - это доля экономически активного населения в общей численности населения.

        Пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, заложенными выше.[22с67] Рабочая сила присуща любому обществу независимо от этапа его развития, его общественной формы Под рабочей силой понимают физические и умственные способности к труду, которыми обладает человек и которые он использует при производстве материальных и духовных благ. Однако только на определенной ступени исторического развития общества это понятие приобрело конкретный экономический смысл. Это знаменовало собой возникновение нового общественного строя, нового способа производства - капитализма.

      Понятие «рабочая сила» охватывает только используемые в конкретном труде способности занятых в экономике на принципах найма. В это понятие включаются также способности к труду безработных, ищущих работу, а также ближайшего трудового резерва, которые будет использоваться в качестве наемной рабочей силы. Подобное разграничение необходимо потому, что в современной экономике следует выделять предпринимательские способности в качестве самостоятельного фактора производства. Рабочая сила является неотъемлемой принадлежностью ее носителя - человека, способного к выполнению определенных трудовых функций. Однако люди в трудоспособном возрасте в реальной действительности являются не только работниками, но и членами семей, жителями населенных пунктов, городов, потребителями различных материальных и духовных благ и т.д. Рабочая сила, рассматриваемая в единстве с ее носителем - трудоспособным населением, выражается понятием «трудовые ресурсы». Следовательно, понятия «трудовые ресурсы» шире, многограннее, чем понятие «рабочая сила».[14с78]

 

1.2 Структура и виды рынка труда

Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально - трудовых отношений по поводу условий  найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма.

  Структура рынка труда может  быть раскрыта по разным признакам  в зависимости от целей анализа. По выбранному нами критерию можно выделить следующие компоненты:

  • Субъекты рынка;
  • Экономические программы, решения и юридические нормы принятые субъектами;
  • Рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
  • Безработица и социальные выплаты, связанные с ней;
  • Рыночная инфраструктура;

      Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения функционирования рынка труда в современных условиях.

      Основные характеристики компонентов рынка труда:

      Элементами рынка труда являются спрос на рабочую силу (потребность фирмы в работниках данной профессии), предложение рабочей силы (численность работников, желающих получить подходящую работу), заработная плата как цена труда, конкуренция между работниками за выгодные сферы приложения своей рабочей силы, а также между работодателями за более высокую полезность нанимаемых работников.

      Субъекты рынка  труда - это наемные работники  (и их объединения -профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

      Наемные работники  - это граждане, включающиеся в  процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства -менеджеру профессиональной подготовки. Абсолютное большинство занятых (около 90 %) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.[8с59] Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся - профсоюзы создаются, как правило, по общности социально - экономических интересов.

Информация о работе Рынок труда