Работодатель
- это индивидуум, работающий самостоятельно,
и постоянно нанимающий на работу
одного и более человек. Статистика
пока не дает точной численности и не анализирует
качественный состав работодателей. На
малом предприятии работодатель обычно
собственник средств производства. В крупных
акционерных компаниях и на государственных
предприятиях работодатель сам является
наемным работником акционеров или государства.
В акционерном обществе работодателем
выступает менеджер, который может иметь
часть акций предприятия. На унитарном
государственном предприятии руководитель
(директор) не владеет средствами производства.
Менеджеры и директора управляют производством,
принимают и увольняют персонал от имени
акционеров и государства.
Государство как субъект рыночных
отношений представлено федеральными,
региональными органами власти, отраслевыми
органами управления и местным самоуправлением.
В качестве субъекта оно выполняет следующие
функции:
- Социально - экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;
- Законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
- Регулирования рынка труда косвенными методами;
- Защиты прав всех субъектов рынка труда;
- Ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).
Степень выполнения
указанных функций зависит от экономических,
политических, социальных факторов, и
их конкретного сочетания в том или ином
историческом периоде.[13с348]
Второй компонент
- юридические нормы и экономические
программы. Для нормального функционирования
рынка необходимы законодательные
акты, нормы, правила, которые
бы регулировали взаимоотношения
между субъектами рынка, четко определяли
их права, создавали равные возможности
для реализации способностей к труду всех
участников рыночных отношений, предусматривали
социальное страхование на случай потери
работы и т.д. Такие нормы предусмотрены
в Конституции Российской Федерации, и
в Законе «О занятости населения Российской
Федерации», других законах. Данные нормы
конкретизируются в Указах Президента
Российской Федерации, решениях
правительства в ежегодно,
или на 2 года
принимаемых Генеральном, региональных,
отраслевых соглашениях,
в коллективных
договорах, заключаемых на предприятиях.
[12с65]
Успешное функционирование рынка
невозможно без создания соответствующих
экономических условий (налоги, льготы
и т.д.), проведения активной политики занятости,
разработки и осуществления федеральной
и региональных программ содействия занятости
населения, программ подготовки и переподготовки
высвобождаемых работников и др.
Законодательные нормы и экономические
программы создают основу для
более полного и цивилизованного
действия третьего компонента рыночного
механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия
спроса и предложения как реакции на информацию
рыночной цены труда и конкуренцию. Безработица
и социальные выплаты, связанные с ней,
-четвертый компонент современного рынка
труда. Действие рыночного механизма ведет
к высвобождению части работников, к появлению
безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый
персонал в период отсутствия работы,
создать условия для их переподготовки
и повторное вовлечение в трудовой процесс,
законом о занятости населения предусматриваются
выплаты пособий по безработице, компенсации
при увольнении, при переезде к новому месту
работы, выплаты стипендий во время
учебы и др. Рыночная инфраструктура (пятый
компонент) - это совокупность институтов
содействия занятости, профориентации,
профподготовки и переподготовки кадров;
сеть фондов, центров занятости (бирж труда),
центров подготовки и переподготовки
рабочей силы и т.д. Основной элемент инфраструктуры
рынка труда - государственная служба
занятости, включающая в себя органы трех
уровней управления: общегосударственного,
регионального и местного. Наряду с ней
развиваются негосударственные структуры
занятости. Фонды занятости, также структурированные
по уровням (от федерального
до районного), формируются
за счет обязательных
страховых
взносов работодателей
и страховых взносов с заработка
работающих. Дополнительными источниками
служат ассигнования из бюджетов
соответствующих уровней, субсидии
и субвенции вышестоящих фондов занятости
для нижестоящих, добровольные взносы
предприятий и граждан, другие поступления. Центры
подготовки и переподготовки рабочей силы
обеспечивают повышение ее конкурентоспособности,
способствуют более быстрому вхождению безработных
в состав занятого населения. Все компоненты
рынка труда призваны в совокупности
обеспечить сбалансированность спроса и предложения
рабочей силы, реализацию права людей на
труд и свободный выбор вида
деятельности, на определенную социальную
защиту. В конечном счете
взаимодействие всех компонентов нацелено на
создание и поддержание баланса интересов
всех субъектов рынка труда. Рынок труда в России окончательно
в развитом виде не сформировался, но имеются
все его основные компоненты. Поэтому
можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России
есть. [25с39]
В современных условиях рынок труда
в России представляет собой весьма
сложную структуру, образуемую двумя
взаимосвязанными сферами, которые несут различную
функциональную нагрузку, отличаются
друг от друга способами и формами
аккумуляции резервов рабочей силы, ее
организации и регулирования, а также
характером влияния на эффективность
производства. По выше отмеченным признакам
рынок труда подразделяется на открытый
и скрытый.
Открытый рынок труда
- это все трудоспособное население,
фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации,
подготовке и переподготовке. Скрытый
рынок труда - это работники, сохраняющие
статус занятых, но для которых вероятность
потерять работу очень велика; отдельные
исследователи называют это явление "потенциальный"
рынок труда или же "потенциальной"
безработицей. Речь идет о тех работниках,
которые работают неполную рабочую неделю
или же рабочий день, отправляются предприятиями
в вынужденные долгосрочные отпуска и
т.д. Измерить масштабы скрытого рынка труда
весьма затруднительно.
Его величина зависит от
множества факторов, среди которых важное значение
имеет отраслевая и региональная специфика
функционирования производственных комплексов.
[19с32]
В свою очередь, открытый рынок труда
целесообразно подразделять на официальную
(или же организованную) и неофициальную
(стихийную) части. Официальная часть открытого
рынка - это неработающие лица, которые
ищут себе работу через официальные центры
и службы занятости. Неофициальная часть
открытого рынка представлена неработающими
лицами, которые ищут себе работу самостоятельно,
минуя официальные государственные учреждения,
занимающиеся вопросами трудоустройства
безработных. В настоящее время вторая
часть (неофициальная) открытого рынка
труда в 3 - 4 раза превышает первую, что
косвенным образом говорит о недостаточно
высокой степени эффективности функционирования
ныне действующих служб занятости. Расширение
скрытого рынка труда и его застойный
характер являются следствием слабого
включения государства в стимулирование
малого производства. Это затрудняет и
тормозит освобождение предприятий от
скрытых резервов рабочей силы и сдерживает
перелив людей в перспективные отрасли
и сферы. Эта же причина способствует формированию
еще одной особенности российского рынка
труда - широкому развитию неформального
сектора экономики и, соответственно,
неформальной занятости. [13с78]
К неформальному сектору экономики
в России принято относить незарегистрированную
в соответствии с законодательством экономическую
деятельность, занятые которой не платят
налогов. Международная организация труда
рассматривает неформальный сектор как
совокупность очень мелких единиц, производящих
и распределяющих товары и услуги и состоящих,
в основном, из независимых, самостоятельно
занятых производителей. При этом МОТ
не выделяет в качестве обязательного
для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия
официальной регистрации деятельности.
Поэтому правомерным является при анализе
сущности неформального сектора занятости
рассматривать во взаимосвязи
с ним и близкие по сути,
но официально зарегистрированные
виды деятельности. В России складывающийся
неформальный
сектор чрезвычайно разнороден. Граница
между формальным и
неформальным секторами, неформальным
сектором и экономической неактивностью,
неформальным сектором и теневой экономикой,
теневой экономикой и криминальной экономикой
достаточна условна. Поэтому целесообразно рассматривать
неформальный сектор в широком плане,
включая смежные с ним формы деятельности.
Внутри неформального сектора можно выделит
несколько разновидностей занятости:
по профессионально-квалифицированному
уровню и уровню доходов выделяются квалифицированная,
достаточно хорошо оплачиваемая работа
(частные уроки, медицинские услуги, пошив
одежды, ремонт бытовой техники, строительные
работы и др.), работа, не требующая особой
квалификации (мелкая торговля, "челночный"
бизнес, оказание различных услуг). По
способу осуществления неформальной деятельности
и получения доходов выделяются индивидуально занятые, работники владельцы мелких незарегистрированных производственных
единиц, официально не оформленные работники
в зарегистрированных организациях, неучтенная
от налогообложения деятельность предприятий
формального сектора, приносящая их сотрудникам
неучтенные доходы, неучтенная деятельность
работников формального сектора, осуществляемая
на рабочем месте и т.п. По статусу занятых
в неформальном секторе выделяются лица,
занятые только в неформальном секторе,
и лица, занятые как в неформальном, так
и в формальном секторе. Неформальный
сектор занятости в России возник с переходом
к рыночной экономике, он существовал
и раньше и был представлен репетиторами, портными,
нянями, домработницами, и т.п., существовала
и теневая экономика. Однако в последние
несколько лет состав, масштабы, характер
неформального сектора резко изменились.
Прежде всего, численность занятых в нем
увеличилась во много раз, резко возросла
доля торговли, появились совершенно новые
для нас явления - уличная торговля, "челноки",
значительно расширилась теневая
экономика, неформальный сектор
стал фактически самостоятельным сегментом рынка
труда. Какие-либо количественные показатели
масштабов занятости в неформальном секторе
в официальной статистике отсутствуют.
Дело в том, что значительная часть людей
совмещает работу в формальном и неформальном
секторах. Прежде всего это касается лиц,
работающих неполную рабочую неделю по
инициативе администрации или находящихся
в административных отпусках. Занятые
в отраслях с низким уровнем оплаты труда,
а также с характером работы, допускающим
относительно свободный режим или позволяющим
подрабатывать на рабочем месте, также
склонны к занятости в неформальном секторе.
К таким отраслям можно отнести практически
всю непроизводственную сферу, за исключением высокооплачиваемых
отраслей (кредитование, финансы, страхование
и аппарат органов управления), информационно-вычислительное
обслуживание, торговлю и общественное
питание, некоторые отрасли промышленности.
По некоторым оценкам, в настоящее время
более половины экономически активного
населения имеют отношение к неофициальному
сектору экономики, т.е. получают неучтенные
доходы. Из них в собственно неформальном
секторе занято около 12 млн. человек (19,2%
экономически активного населения), которые
распределяются примерно поровну между
занятыми только в неформальном секторе и между
не утратившими связь с формальным сектором.
Значение неформально сектора для нашей
экономики и рынка труда неоднозначно.
С одной стороны, очевидна его положительная
роль в решении проблем занятости и доходов
населения. С другой стороны, он создает
условия для развития криминальной среды.
В целом же следует подчеркнуть, что в
нынешней ситуации с рынком труда в России
и ее регионах неформальный сектор экономики
способствует рассасыванию скрытой и
застойной безработицы, тем самым, снижая
социальную напряженность и предотвращая
возможные социальные катаклизмы. В то
же время государству необходимо стремиться
к максимальной легализации этого сектора
путем создания льготного налогообложения,
пресечение чиновничьего рэкета, создания
необходимых условий для нормального
развития функционирующих в нем хозяйственных
субъектов. [14с83] Кроме
указанной классификации рынка труда, тынок
труда может подразделяться на сегменты.
Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих
мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают
мобильность рабочей силы своими границами.
Сегментами рынка труда являются первичный
и вторичный рынки труда.
Первичный рынок труда - это рынок, для
которого характерны стабильный уровень
занятости и высокий уровень заработной
платы, возможность профессионального
продвижения, прогрессивная технология,
система управления и т.п.
Вторичный рынок труда характеризуется
большой текучестью кадров и нестабильной
занятостью, низким уровнем заработной
платы, отсутствием профессионального
продвижения, роста квалификации, наличием
отсталой техники и технологий и отсутствием
профсоюзов.
Причины разделения рынка труда на сегменты:
- различие в уровне экономической эффективности производства;
- различие в уровне социальной эффективности труда;
- различие в уровне социальной эффективности производства.
Сегментация рынка труда
также предусматривает в нем внешние и внутренние рынки труда. Внутренний рынок
труда можно охарактеризовать как
систему социально-трудовых отношений,
ограниченных рамками одного предприятия,
внутри которого назначение цены рабочей
силы и ее размещение определяются административными
правилами и процедурами. Внутренний рынок труда обуславливается наличием
и составом работников на предприятии,
их движением внутри его, причинами перемещения,
уровнем занятости, степенью использования
оборудования, наличием свободных, вновь
создаваемых и ликвидируемых рабочих
мест.
Внешний рынок труда - это система
социально-трудовых отношений между работодателями
и наемными работниками в масштабе страны,
региона, отрасли. Он предполагает первичное
распределение работников по сферам
приложения труда и их движение между
предприятиями. Внешний рынок труда в значительной
степени реализуется через текучесть
кадров, он обеспечивает движение работников с одних
предприятий на другие и порождает безработицу. [16с78]
Российский
рынок труда находится в стадии становления,
поэтому его
модель не обрела еще четких характеристик.
Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она
ближе к внешнему рынку труда и для этого
имеются определенные предпосылки.
Во-первых, в России низкая мобильность
рабочей силы с точки зрения
ее стихийного движения, что было
связано с высокой мобилизацией
российской экономики, жестким
государственным регулированием
заработной платы, слабой ее
дифференциацией в зависимости
от результатов труда. Кроме
того, влияло отсутствие рынка
жилья, административные ограничения
на переезд в другие города.