Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
Дать определение рынку труда, определить его сущность и специфику;
Выявить структуру рынка труда;
Охарактеризовать современные виды рынков труда и его модели;
Произвести комплексный анализ рынка труда;
В работе использованы труды и учебники известных экономистов, статистические данные.

Содержание

Введение………………………........................................................................3
Глава 1. Теоретические основы рынка труд .5
1.1 Понятие трудовых ресурсов .5

1.2 Структура и виды рынка труда .9
Глава 2. Рынок труда в переходный период развития экономики …19
Эволюция российского рынка труда ...1 9
2.2 Особенности российского рынка труда в период трансформационной экономики……………………………………………………………………..24
2.3 Перспективы развития рынка России в переходный период……29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

РЕферат Аленка.docx

— 82.65 Кб (Скачать)

Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерном обществе работодателем выступает менеджер, который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров и государства.


Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

  • Социально - экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;
  • Законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;
  • Регулирования рынка труда косвенными методами;
  • Защиты прав всех субъектов рынка труда;
  • Ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

      Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.[13с348]

      Второй компонент  - юридические нормы и экономические  программы. Для нормального функционирования  рынка необходимы законодательные  акты, нормы, правила, которые  бы регулировали взаимоотношения  между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, и в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются  в  Указах Президента Российской  Федерации,  решениях правительства   в   ежегодно,   или   на   2   года   принимаемых   Генеральном, региональных,     отраслевых     соглашениях,     в     коллективных     договорах, заключаемых на предприятиях. [12с65]

Успешное функционирование рынка  невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические  программы создают основу для  более полного и цивилизованного  действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию. Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, -четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др. Рыночная инфраструктура (пятый компонент) - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основной элемент инфраструктуры рынка труда - государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости. Фонды занятости, также структурированные по уровням (от   федерального   до   районного),   формируются      за      счет   обязательных страховых 

взносов работодателей  и страховых взносов с заработка  работающих. Дополнительными  источниками  служат  ассигнования  из бюджетов  соответствующих уровней,  субсидии и субвенции  вышестоящих  фондов занятости для нижестоящих, добровольные  взносы  предприятий и  граждан, другие поступления. Центры подготовки и переподготовки рабочей  силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более  быстрому    вхождению  безработных  в состав  занятого  населения. Все  компоненты     рынка  труда  призваны  в  совокупности  обеспечить  сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права  людей  на труд  и  свободный  выбор  вида деятельности,  на определенную  социальную  защиту.  В  конечном  счете  взаимодействие  всех компонентов  нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка  труда. Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался,  но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что  рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. [25с39]

В современных условиях рынок труда  в России представляет собой весьма сложную структуру, образуемую двумя  взаимосвязанными сферами, которые несут различную функциональную нагрузку, отличаются друг от друга способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, ее организации и регулирования, а также характером влияния на эффективность производства. По выше отмеченным признакам рынок труда подразделяется на открытый и скрытый.

Открытый рынок труда - это все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации, подготовке и переподготовке. Скрытый рынок труда - это работники, сохраняющие статус занятых, но для которых вероятность потерять работу очень велика; отдельные исследователи называют это явление "потенциальный" рынок труда или же "потенциальной" безработицей. Речь идет о тех работниках, которые работают неполную рабочую неделю или же рабочий день, отправляются предприятиями в вынужденные долгосрочные отпуска и т.д. Измерить масштабы скрытого  рынка труда 

весьма затруднительно.  Его  величина  зависит  от  множества  факторов, среди которых важное значение имеет отраслевая и региональная специфика функционирования производственных комплексов. [19с32]

В свою очередь, открытый рынок труда  целесообразно подразделять на официальную (или же организованную) и неофициальную (стихийную) части. Официальная часть открытого рынка - это неработающие лица, которые ищут себе работу через официальные центры и службы занятости. Неофициальная часть открытого рынка представлена неработающими лицами, которые ищут себе работу самостоятельно, минуя официальные государственные учреждения, занимающиеся вопросами трудоустройства безработных. В настоящее время вторая часть (неофициальная) открытого рынка труда в 3 - 4 раза превышает первую, что косвенным образом говорит о недостаточно высокой степени эффективности функционирования ныне действующих служб занятости. Расширение скрытого рынка труда и его застойный характер являются следствием слабого включения государства в стимулирование малого производства. Это затрудняет и тормозит освобождение предприятий от скрытых резервов рабочей силы и сдерживает перелив людей в перспективные отрасли и сферы. Эта же причина способствует формированию еще одной особенности российского рынка труда - широкому развитию неформального сектора экономики и, соответственно, неформальной занятости. [13с78]

К неформальному сектору экономики  в России принято относить незарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. При этом МОТ не выделяет в качестве обязательного для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия официальной регистрации деятельности. Поэтому правомерным является при анализе сущности неформального сектора занятости рассматривать  во  взаимосвязи  с  ним  и  близкие  по  сути,  но  официально  зарегистрированные виды деятельности. В России складывающийся  

неформальный  сектор чрезвычайно разнороден. Граница между формальным и 
неформальным секторами, неформальным сектором и экономической неактивностью, неформальным сектором и теневой экономикой, теневой экономикой и криминальной экономикой достаточна условна. Поэтому целесообразно рассматривать неформальный сектор в широком плане, включая смежные с ним формы деятельности. Внутри неформального сектора можно выделит несколько разновидностей занятости: по профессионально-квалифицированному уровню и уровню доходов выделяются квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы и др.), работа, не требующая особой квалификации (мелкая торговля, "челночный" бизнес, оказание различных услуг). По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов выделяются индивидуально занятые, работники владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц, официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, неучтенная от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы, неучтенная деятельность работников формального сектора, осуществляемая на рабочем месте и т.п. По статусу занятых в неформальном секторе выделяются лица, занятые только в неформальном секторе, и лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе. Неформальный сектор занятости в России возник с переходом к рыночной экономике, он существовал и раньше и был представлен репетиторами, портными, нянями, домработницами, и т.п., существовала и теневая экономика. Однако в последние несколько лет состав, масштабы, характер неформального сектора резко изменились. Прежде всего, численность занятых в нем увеличилась во много раз, резко возросла доля торговли, появились совершенно новые для нас явления - уличная торговля, "челноки", значительно расширилась   теневая   экономика,   неформальный сектор стал фактически самостоятельным  сегментом  рынка труда. Какие-либо количественные показатели масштабов занятости в неформальном секторе в официальной статистике отсутствуют. Дело в том, что значительная часть людей совмещает работу в формальном и неформальном секторах. Прежде всего это касается лиц, работающих неполную рабочую неделю по инициативе администрации или находящихся в административных отпусках. Занятые в отраслях с низким уровнем оплаты труда, а также с характером работы, допускающим относительно свободный режим или позволяющим подрабатывать на рабочем месте, также склонны к занятости в неформальном секторе. К таким отраслям можно отнести практически всю непроизводственную сферу, за исключением высокооплачиваемых отраслей (кредитование, финансы, страхование и аппарат органов управления), информационно-вычислительное обслуживание, торговлю и общественное питание, некоторые отрасли промышленности. По некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически активного населения имеют отношение к неофициальному сектору экономики, т.е. получают неучтенные доходы. Из них в собственно неформальном секторе занято около 12 млн. человек (19,2% экономически активного населения), которые распределяются примерно поровну между занятыми только в неформальном секторе и между не утратившими связь с формальным сектором. Значение неформально сектора для нашей экономики и рынка труда неоднозначно. С одной стороны, очевидна его положительная роль в решении проблем занятости и доходов населения. С другой стороны, он создает условия для развития криминальной среды. В целом же следует подчеркнуть, что в нынешней ситуации с рынком труда в России и ее регионах неформальный сектор экономики способствует рассасыванию скрытой и застойной безработицы, тем самым, снижая социальную напряженность и предотвращая возможные социальные катаклизмы. В то же время государству необходимо стремиться к максимальной легализации этого сектора путем создания льготного налогообложения, пресечение чиновничьего рэкета, создания необходимых условий для нормального развития функционирующих в нем хозяйственных  субъектов.   [14с83]   Кроме  указанной  классификации  рынка труда, тынок труда может подразделяться на сегменты. Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора,  зоны,   которые  ограничивают  мобильность  рабочей  силы  своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.

         Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т.п.

         Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов.

        Причины разделения рынка труда на сегменты:

  • различие  в уровне экономической эффективности производства;
  • различие в уровне социальной эффективности труда;
  • различие в уровне социальной эффективности производства.

      Сегментация рынка труда также предусматривает в нем внешние и внутренние рынки труда. Внутренний рынок труда можно охарактеризовать как систему социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Внутренний рынок труда обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.

 Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу. [16с78]

           Российский рынок труда находится в стадии становления, поэтому его

 

модель не обрела еще четких характеристик.  Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе к внешнему рынку труда и для этого имеются определенные предпосылки.

       Во-первых, в России низкая мобильность  рабочей силы с точки зрения  ее стихийного движения, что было  связано с высокой мобилизацией  российской экономики, жестким  государственным регулированием  заработной платы, слабой ее  дифференциацией в зависимости  от результатов труда. Кроме  того, влияло отсутствие рынка  жилья, административные ограничения  на переезд в другие города.

Информация о работе Рынок труда