Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:23, курсовая работа
Интенсивное внедрение маркетингового инструментария во все сферы экономической жизни обусловливает теоретический и практический интерес к алгоритмизации планирования деятельности по различным направлениям маркетинга. Приоритетное значение среди подобных алгоритмов планирования, несомненно, принадлежит разработке обоснованной деятельности по проведению маркетинговых исследований.
Введение ………………………………………………………………………...3
1.Роль исследований в хозяйственной деятельности предприятия
1.1. Понятие и сущность маркетинговых исследований………………5
1.2. Методы опроса ……………………………………………………...10
2. Анализ вторичных данных по исследованию рынка шоколада Республики Казахстан
2.1. Размер и темпы роста продажи шоколада………………………….15
2.2. Конкуренция на рынке шоколада ………………………………......17
3. Пути совершенствования ассортимента и качества шоколада………….....21
Заключение ……………………………………………………………………..25
Список используемых источников …………………………………………….27
Применяется: при
задании неоднозначно
Достоинства: единственная форма опроса, позволяющая фиксировать эмоциональные реакции на вопрос; невысокий уровень материального стимулирования респондента, чаще используется эмоциональное стимулирование; единственная форма опроса, позволяющая формировать разветвленные схемы проведения опроса; возможность комментировать и разъяснять сущность вопроса в интерактивном режиме, что снижает количество отбракованных "опросных листов".
Недостатки: относительно
высокая себестоимость
относительно невысокая
Механизм реализации групповой беседы основан на получении реакции группы лиц на заданный вопрос, то есть в данной форме опроса первостепенное значение имеет именно принцип формирования и сущности "общественного мнения" ("общественное мнение", как то, с чем не согласны все как отдельные лица, но то, чему все следуют в своем поведении как коллектив или социальная общность). Очевидно, что принципы совершения покупки или формирования своего мнения в отношении объекта или субъекта отдельными лицами и группами лиц различны. Соответственно, в тех случаях, когда спрос на услугу зависит от "общественного мнения", а не от предпочтения отдельных лиц (например, услуги ночных клубов, казино и т. п.), необходимо провести опрос с целью установления мнения группы лиц, которое в дальнейшем будем называть "общественное мнение". Опрос, в процессе которого удается установить "общественное мнение", называется "групповой беседой". Групповая беседа подразумевает контакт между множеством опрашиваемых лиц (численность группы зависит от типа решаемой задачи (5-12 человек) и ведущим. Ведущий - специально подготовленный специалист по опросу с навыками психологических знаний и специального тренинга. В процессе проведения беседы ведущий просит группу определить общее мнение группы по задаваемому им вопросу, которое фиксируется им по результатам беседы. Очевидно, что группа лиц формируется из числа изучаемого сегмента рынка, в которую не включают неформальных лидеров.
Применяется при определении
реакции группы лиц ("
Достоинства: единственный
способ определить "общественное
мнение", поскольку суммированное
мнение отдельных лиц
Недостатки: достаточно дорогой
способ проведения опроса, большей
частью за счет высокой
Полевой эксперимент.
Механизм реализации: изменение
микро- и(или) макрофактора
Применяется при необходимости замера "чистой" реакции рынка (не отдельных "опрашиваемых" лиц, а чистой совокупности реального рынка) на определенное качественное или количественное изменение предлагаемой услуги (предположить такую реакцию на основе опроса другими способами невозможно).
Достоинства: единственный способ получить "чистую" (практически, задание любого вопроса в других формах опроса уже влияет на сам ответ) реакцию рынка на определенное изменение состояния услуги; низкая стоимость проведения опроса.
Недостатки: такая
форма опроса носит очень "риск
Опрос техническими
средствами. Механизм реализации: в
реальном эксперименте или
Применяется при
неопределенности проблемы, отсутствии
рабочих гипотез проблемы (например,
снижение количества покупок
услуги в офисе при неизменном
количестве посетителей (
Достоинства: способ
получить "чистую" и "полную"
информацию о реальных
Недостатки: сложность обработки материалов опроса.
Анализ вторичных данных по исследованию рынка шоколада республики Казахстан
2.1. Размер и темпы роста продажи шоколада
История шоколада, столь привычного для нас сейчас, началась очень давно, более 3000 лет назад. Примерно за 1500 лет до нашей эры в низменностях на берегу Мексиканского залива в Америке возникла цивилизация ольмеков. Их культура оставила нам очень мало, но некоторые лингвисты полагают, что слово "какао" впервые прозвучало как "kakawa" примерно за 1000 лет до нашей эры, в момент расцвета цивилизации ольмеков. Позднее на смену ольмекам пришла цивилизация майя. Она долгое время жила (и многие майя все еще живут) на плоскогорьях Гватемалы и Мексиканской провинции Чиапас, где какао было очень редким растением. Спустившись с плоскогорьев, майя обнаружили и стали культивировать дикорастущее какао-дерево, и как раз в тот период и возникло современное произношение слова "какао". Сам шоколад появился вначале в виде напитка, который скорее являлся символом богатства. Сейчас человечество не может представить своего существования без шоколада, который помогает не только бороться со стрессами, но и просто украшает наши будни.
Результаты последнего опроса, проведенного компанией TNS Central Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана в рамках исследования MMI, показали, что среди населения нашей страны примерно 62% казахстанцев являются потребителями плиточного шоколада. Однако все они потребляют шоколад с разной частотой, и поэтому всех респондентов условно можно разделить на пассивных потребителей, умеренных и активных потребителей - сладкоежек, которые составляют только 13% от всех любителей шоколада. Большинство опрошенных (69%) потребляют плиточный шоколад с частотой от 1 до 3 раз в месяц и являются умеренными потребителями данного продукта.
Покупая плиточный шоколад, казахстанцы зачастую останавливают свой выбор на 2-х, 3-х определенных марках, из которых они выбирают какую-либо одну марку. Однако есть и такие покупатели, которые не представляют, что именно они хотят и выбирают марку шоколада по каким-то "сиюминутным" побуждениям. При покупке шоколада большинство его потребителей, а именно 72%, ориентируются на качество продукта, а не на его цену.
Теперь рассмотрим портрет современного любителя плиточного шоколада. Необходимо отметить тот факт, что основными его потребителями являются женщины, а также потребители в возрасте от 25 до 44 лет со средним и высоким уровнем дохода. Потребители данной продукции также преобладают среди рабочих, нежели среди представителей других профессий, и чаще всего они встречаются среди жителей Алматы, чем среди жителей других городов Казахстана (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1 - Социально-демографический профиль потребителей плиточного шоколада
Рынок шоколада в Казахстане очень разнообразен. Здесь представлена продукция не только казахстанских производителей, но и производителей из ближнего и дальнего зарубежья. Однако, широкий ассортимент шоколада, предлагаемый казахстанцам, не мешает формированию у них определенных предпочтений. Так, наиболее известной и потребляемой маркой среди потребителей плиточного шоколада на рынке Казахстана является шоколад Alpen Gold (см. Таблицы 1-3). По уровню лояльности и потребления наряду с Alpen Gold лидирует продукция алматинской кондитерской фабрики "Рахат" - 34,0% и 24,4% соответственно.
Таблица 1 - Знание марок плиточного шоколада
Название марки |
% |
Alpen Gold |
60,3 |
Nestle Classic |
45,3 |
Wispa |
44,3 |
Dove |
44,1 |
АО Рахат (Алматы) |
43,1 |
Таблица 2 - Потребление марок шоколада в плитках
Название марки |
% |
Alpen Gold |
46,4 |
АО Рахат (Алматы) |
34,0 |
Nestle Classic |
31,5 |
Воздушный |
30,1 |
Wispa |
26,3 |
Таблица 3 - Лояльность к маркам плиточного шоколада
Название марки |
% |
Alpen Gold |
25,7 |
АО Рахат (Алматы) |
24,4 |
Воздушный |
17,0 |
Nestle Classic |
13,8 |
Wispa |
11,7 |
2.2. Конкуренция на рынке шоколада
Торговля шоколадом
имеет ярко выраженный
Тенденция
к росту рынка шоколадных
Конкуренция
на российском рынке
По данным
Агентства Республики
Доля экспорта
кондитерских изделий и
В целом, кондитерский рынок имеет ряд своих особенностей. Специфика в том, что, помимо влияния на развитие отрасли общеэкономических факторов (тарифы на перевозки, электроэнергию, изменения в налоговой системе), этот рынок, в отличие от других, находится в зависимости от дополнительных факторов. К ним относятся мировые цены на такую продукцию, как какао-бобы, сахар, орехи и прочие ингредиенты, не производимые в России или Казахстане, внешнеэкономической политики самих государств (таможенные тарифы, квоты, льготы).
Потребление шоколада
Конкурентная
цена и известный продукт -
это полдела, нужно, чтобы
Информация о работе Роль маркетинговых исследований в деятельности организации