Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения конкурентоспособности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4


1.Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении

конкурентоспособности предприятия………………………………………..5-13


2.Организационно-экономическая характеристика предприятия………...14-18


3.Ассортимент, его характеристика………………………………………...19-24


4.Формирование ассортиментной политики…………………………….…25-30


5.Совершенствование ассортимента……………………………………….31-33


Заключение………………………………………………………………….34-36


Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.по маркетингу.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

 

Как видно из табл. 2. выручка от реализации продукции из года в год растет. Причем темпы роста валового дохода составили в 2008 году 145,25%, а в 2009 году – 124,18%. Другими словами, темпы роста выручки замедлились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 21,17 пункта. Рост суммы валового дохода, прежде всего, связано с  ростом цен.

Также растет и себестоимость продукции. Наблюдается такая же тенденция, что и с ростом валового дохода. Так в 2008 году темп роста себестоимости составил 143,06%, а в 2009 году – 123,88%, т.е. темпы роста себестоимости замедлились в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 19,18 пункта.

Однако наблюдается положительная динамика: рост удельного веса прибыли в валовом доходе. Так в 2009 году по сравнению с 2007 годом доля прибыли выросла на 1,51 пункта.

Анализ динамики конечных результатов за анализируемые 2007-2009 годы проведем на основе данных табл. 3.

Таблица 3.

Динамика прибыли торгового предприятия

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Балансовая прибыль

51026

100

120276

100

166442

100

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

18007

35,29

39121

33,53

52745

31,69

Использовано прибыли

33019

64,71

81155

66,47

113697

68,31

 

Данные табл. 3. показывают, что темпы роста балансовой прибыли в 2008 году выше чем темпы роста за 2009 год. Так в 2008 году балансовая прибыль выросла в 2,35 раз, а в 2009 году – 1,38 раз. Таким образом, темпы роста снизились на 0,97 пункта.

Также наблюдается положительная тенденция в структуре распределение прибыли. Все большая доля прибыли остается в распоряжении торгового предприятия для расширения своей деятельности и стимулирования труда работников.

На основе бухгалтерской отчетности ООО «Интерторг» произведем оценку изменений уровня рентабельности окупаемости издержек и рентабельности оборота за 2007-2009 годы (таблица 4)

                                                                                                               Таблица 4.

Анализ показателей рентабельности за 2007-2009 годы (тыс. руб.)

п/п

Показатель

Данные за

2007 год

2008 год

2009 год

1

Валовый доход

2285422

3319536

4122361

2

Себестоимость реализации товаров

1977168

2828578

3504142

3

Прибыль от реализации

43014

106113

141141

4

Рентабельность торговой деятельности (окупаемости издержек) (стр. 3 / стр. 2), %

2,18

3,75

4,03

5

Рентабельность продаж (оборота) (стр. 3 /

стр. 1), %

1,88

3,20

3,42

 

Данные табл. 4. свидетельствует о росте уровня основных показателей рентабельности. Данная тенденция обусловлена тем, что из года в год наблюдается рост валового дохода и себестоимости. Причем темп рост прибыли выше, чем темпы роста иных показателей за анализируемый период.

Слабые и сильные стороны предприятия, его потенциал представлен в Приложении 3.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что сильных сторон у предприятия больше, чем слабых. Но при этом нельзя забывать о важности грамотного управления и проведения товарной, ассортиментной и ценовой политики. Необходимо автоматизировать документооборот и учет на предприятии, это поможет снизить издержки на оплату труда, повысить его производительность и эффективность. Постоянно необходимо уделять внимание ассортименту т.к. запросы покупателей постоянно растут, количество предлагаемых на рынке продуктов увеличивается, а так как предприятие не может предложить все виды продукции, то следует уделять большое внимание выбору товаров.
3. Ассортимент, его характеристика

 

   Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый Ассортимент представляет собой номенклатуру товара, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. С точки зрения Маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы подтоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия следует остановиться на основных факторах определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности широким. Расширение номенклатуру реализованной продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижениями издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителем предприятия.

          Ассортимент ООО «Интерторг» формируется на основании ассортиментного перечня.

Согласно ассортиментного перечня магазин предлагает широкий выбор продуктов продовольственного комплекса, причем в большом ассортименте представлена каждая группа товаров. Возможен выбор продукции в рамках одной ассортиментной группы различных производителей, отличающихся по составу и фасовке.

Удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота составляет не менее 70%.

Анализируя ассортиментный перечень, приходим к выводу, что в ассортименте товаров должна наибольшую долю занимать продукция таких крупных производителей продуктов питания г. Череповец как, ОАО «Чермолкомбинат», ОАО «Чермясокомбинат», ОАО «Череповецхлеб», ЗАО «Череповецкий бройлер», ООО «Вологодский птицепродукт», ООО «Овощной», ЗАО «Череповецкий Пивзавод», ОАО «ЧерЛВЗ», продукция ОАО «Русский бисквит». Это свидетельствует монополизации рынка крупными предприятиями г. Череповец, которые производят продукты питания.

В магазине, кроме привычных для нас отделов продовольственного магазина есть овощной отдел, в котором всегда можно найти свежие овощи и фрукты, необходимые в повседневном употреблении.

Широко представлен в магазине кондитерский отдел, ассортимент которого включает большое количество пирожных, мучных изделий, зефира, различных наименований конфет, карамели, печенья, как отечественных производителей, так и зарубежных (постоянно есть не менее 20 наименований шоколадных конфет и карамели 15-20 видов).

Если сравнить магазин «Интерторг» с близлежащими магазинами, то конечно сразу внимания привлекают рыбный и колбасный отделы, ассортимент которых намного шире по сравнению с другими магазинами. В колбасном отделе, например, продукцию завозят постоянно 6 поставщиков с районов Вологодской области, это не считая ежедневного завоза ОАО «Череповецкого мясокомбината».

Выбор молочной продукции также представлен большим ассортиментом товаров различных производителей. Большим спросом у населения пользуется продукция ОАО «Чермолкомбинат», который поставляет около 70 видов своей продукции, а также Вологодского и Шекснинского молочных заводов, Дмитровского молочного комбината.

Таким образом, ассортимент ООО «Интерторг» рассчитан на широкий круг потребителей с различным уровнем доходов.

Проведем анализ реализации товаров за 2007-2009 годы (табл. 5.).

   Таблица 5.

Анализ товарооборота ООО «Интерторг» за 2007-2009 гг.

Периоды

Фактически розничный товарооборот, млн.руб.

Цепные темпы роста товарооборота, %

Базисные темпы роста товарооборота, %

в действующих ценах

в сопоставимых ценах базисного периода

в действующих ценах

в сопоставимых ценах базисного периода

в действующих ценах

в сопоставимых ценах базисного периода

2007 год (база)

28914,12

28914,12

100

100

100

100

2008 год

37193,07

32154,96

128,63

111,21

128,63

111,21

2009 год

48562,54

42365,24

130,57

131,75

167,95

146,52

 

За три года розничный товарооборот магазина возрос на 67,95% или на 19648,42 млн. руб. (48562,54-28914,12), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) – на 46,52%, что составляет 13450,85 млн. руб. (28914,12*46,52/100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 21,43% (67,95-46,52).

Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 6197,3 млн. руб. (48562,54-42365,24).

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота может быть исчислен с помощью логарифмов  по формуле средней геометрической.

Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил:

Трост = √ (48562,54/28914,12) = 1,296  или 129,6 %

Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в сопоставимых ценах  за три года составил:

Трост = √ (42365,24 / 28914,12) = 1,210 или 121,0%

Важным принципом формирования ассортимента товаров в ООО «Интерторг» является обеспечение достаточной его широты и глубины. Так по некоторым группам, например, молочная группа товаров, хотя и позволяет и оборудование отдела и его площадь не соблюдается этот принцип. Например, из 10 возможных поставщиков с района продукцию завозят только 5. Ассортимент молочной продукции по глубине также можно улучшить. На сегодняшний день молоко бывает в упаковке по 1 л., 0,5 л.; с лактозой тетрапак – 1 л., 0,5л., 0,25л. Однако в продаже находится только в тетра-пак – 1 л., 0,5л., в полителеновых пакетах – 1л. Так и по другим видам продукции.

Одним из важнейших принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. В данном магазине этот момент хорошо налажен. Заявками на эти группы товаров занимается директор магазина, товаровед, Заявки подаются ежедневно. В магазине имеются продукты первой необходимости. Хотя не всегда выдерживается полностью весь ассортиментный перечень, по некоторым видам товаров. Это такие товары, как: творог, сырки твороженные, диетические продукты.

Также важно проанализировать полноту ассортимента. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты (Кп) :

 

                                                                        Кп = Рф / Рн                                                          (1)

 

где, Рф – фактическое количество разновидностей товара в момент проверки;

Информация о работе Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении