Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения конкурентоспособности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4


1.Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении

конкурентоспособности предприятия………………………………………..5-13


2.Организационно-экономическая характеристика предприятия………...14-18


3.Ассортимент, его характеристика………………………………………...19-24


4.Формирование ассортиментной политики…………………………….…25-30


5.Совершенствование ассортимента……………………………………….31-33


Заключение………………………………………………………………….34-36


Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.по маркетингу.doc

— 323.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

 

 

1.Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении

 

конкурентоспособности предприятия………………………………………..5-13

 

 

2.Организационно-экономическая характеристика предприятия………...14-18

 

 

3.Ассортимент, его характеристика………………………………………...19-24

 

 

4.Формирование ассортиментной политики…………………………….…25-30

 

 

5.Совершенствование ассортимента……………………………………….31-33

 

 

Заключение………………………………………………………………….34-36

 

 

Литература…………………………………………………………………..37-38

 

 

Приложения…………………………………………………………………39-44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении или сужении ассортимента выпускаемой - продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

В результате насыщения товарного рынка, превышения предложения товаров над спросом  на них, предприятие становится перед необходимостью искать себе место на рынке. Лишь, используя рациональное управление ассортиментной политикой, оно сможет «выжить» условиях рыночной экономики и создать предпосылки для прибыльного введения дел на перспективу, вследствие чего тема курсовой работы является актуальной.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения конкурентоспособности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных  направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.

На основании поставленной цели, конкретизируем задачи:

–        обозначить роль и значение ассортиментной политики в деятельности торгового предприятия;

–        рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;

–        изучить ассортимент предприятия;

–        определить методы  формирования ассортиментной политики;

–        изложить направления улучшения  ассортимента;

     Поставленные цели и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из пяти глав. Первая глава посвящена определению роли и значению ассортиментной политики в деятельности торговой организации. Во второй главе приведена организационно-экономическая характеристика предприятия. В третьей главе проведен анализ ассортимента предприятия и его характеристика. В четвертой главе определим методы формирования ассортиментной политике. Пятая глава посвящена определению основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.

Объектом исследования является ООО «Интерторг».

На основе трудов ученых, таких как Кравченко Л.И., Брагина Л.А., Леонов А. и ряда других были раскрыты теоретические вопросы, а также с помощью годовой бухгалтерской отчетности, ассортиментного перечня ООО «Интерторг» анализировался ассортимент данного предприятия.

Следует отметить, что вопросы, связанные с ассортиментной политикой торгового предприятия раскрыты в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении конкурентоспособности предприятия.

 

      Современные условия хозяйствования таковы, что предприятие, как правило, постоянно вступает в конкурентную борьбу с другими участниками рынка, стараясь одержать победу, т.е. доказать свою конкурентоспособность.

Конкурентная борьба имеет тенденцию к усилению как на внутреннем рынке – между отечественными производителями и их иностранными конкурентами, так и на внешнем - между отдельными фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношении отрасли. В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной

экономической категории ни в теории, ни тем более на практике в силу ряд причин не уделялось должного внимания. В рыночной же системе хозяйствования данная категория является одной из ключевых, ибо в ней концентрировано выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые

и иные возможности предприятия.

     Именно на предприятии в ходе производственного процесса закладываются те качественные характеристики товара, которые формируют его потребительскую ценность и только предприятие определяет стратегию, тактику продвижения и сбыта продукции, создавая условия для её успешной реализации потребителям. Да и с точки зрения макроэкономических процессов конкурентоспособность отрасли или национальной экономики может быть реализована только через производственно-хозяйственную

деятельность соответствующих предприятий.

    Уровень конкурентоспособности предприятия в каждый конкретный момент времени определяется совместным воздействием ряда факторов:

Внутренние факторы:

      Ассортиментная политика

      Личность руководителя

      Сбытовая политика

      Система управления финансами

      Наличие и полнота использования кадровых ресурсов

      Научно-технический уровень производства

      Ценовая политика

      Наличие и полнота использования материально-сырьевых ресурсов. Экологичность производства

      Коммуникационная политика

      Организация производства и труда.

      Безопасность производства

      Организационная структура предприятия

 

Внешние факторы:

      Конъюнктура мировых рынков

      Механизмы межгосударственного регулирования

      Государственное регулирование экономики

      Средства маркетинговой информации

      Характеристики и уровень развития инфраструктуры рынка

      Состояние общехозяйственной конъюнктуры

      Параметры спроса и потребители

      Отраслевая структура, стратегия конкурентов

      Механизма внутриотраслевого регулирования

      Факторы культурной и природной сред

      Политические факторы и общественные организации

   

      Проблема оценки конкурентоспособности продукции и предприятия долгое время находится в центре внимания теории и практики экономики.

       Так же значительное внимание в научных изысканиях ученых уделяется изучению и систематизации факторов, оказывающих влияние на уровень конкуренции. Это позволяет осуществить немаловажный вывод о том, что среди управляемых факторов конкурентоспособности предприятия весомую значимость представляет ассортиментная политика. Прежде чем утвердительно обосновать это убеждение, раскроем экономическую сущность этого понятия.

       В экономической (особо маркетинговой) литературе ассортиментная политика рассматривается в весьма различных значениях. Определения данного понятия в хронологическом порядке приведены ниже:

1. «Ассортиментная политика с точки зрения эффективности производства и экономичности расходования средств в торговле должна заключаться в определении на известный период времени размера оптимального ассортимента изделий, по достижении которого совершенствование его должно осуществляться путем обновления».

2. «Ассортиментная политика - это система взглядов и комплекс

мер по управлению товарным ассортиментом».

3. «Ассортиментная политика представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, которая включает общие направления формирования ассортимента торговой сети организации или города, соответствующее требованиям уровня или культуры народного потребления, интересам народного хозяйства».

4. «Ассортиментная политика есть система мер, направленных на

определение ближайших и отдаленных целей в развитии ассортимента товаров и разработку принципов, в соответствии с которыми она будет проводиться».

5. «Целенаправленное формирование ассортимента с учетом развития общественных потребностей, покупательского спроса, достижений научно-технического прогресса составляет суть ассортиментной политики».

6. «Ассортиментная политика - это экономическая политика в области развития, совершенствования и обновления ассортимента».

7. «Ассортиментная политика - суть выражения конкретных форм

управления рынком в части обеспечения структурно- ассортиментной сбалансированности спроса и предложения с учетом целевых ориентиров и установок».

8. «Ассортиментная политика - это система взглядов на развитие (концепция развития) ассортимента и адекватная система мер по её реализации в сфере производства, обмена и потребления».

9. «Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности фирмы в целом».

10. «Ассортиментная политика - это определенный свод правил и принципов, которыми руководствуется предприятие при формировании ассортимента своей продукции».

11. « Под ассортиментной политикой понимается деятельность предприятия по подбору изделий в номенклатурный набор, обеспечивающий предприятию экономическую стабильность».

12. «Ассортиментная политика заключается в выработке (в соответствии с целями, которые преследует предприятие) реализации решений относительно номенклатуры (наименований) производимой продукции, разнообразия ассортимента одного наименования, необходимости расширения выпускаемого ассортимента».

13. «Ассортиментная политика предполагает расширение проблемы выбора номенклатуры производимой продукции и её оптимизацию».

14. «Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством предприятия».

     Понятия «ассортиментная политика» подводит к осознанию того, что смысловая нагрузка, заложенная в них переплетает аспекты «ассортиментной политики», «формирование ассортиментной политики» и «управление ассортиментом». Исследование понятия «ассортимент» через его взаимодействие с другими экономическими понятиями имеет особое практическое значение, прежде всего для понятия «управление». Последнее в аналитическом сочетании с понятием «ассортимент» характеризует круг возможностей деятельности в отношении выпускаемой на предприятии продукции. Формирование же ассортиментной политики, сочетаемое с функциями управления, исчерпывается на этапе функции планирования.         Ассортиментная политика - более широкое и общее понятие по отношению к понятию «формирование ассортимента».

     Лишь на основе выработанной ассортиментной политики может проводиться формирование ассортимента. Кроме структурно-содержательного аспекта понимания управления используется также процессуально-содержательный аспект, включающий три основных этапа: подготовка; принятие; реализация решений.

      Итак, и в структурно - содержательном, и в процессуально - содержательном аспектах понимания управления, ассортиментная политика представляет собой часть процесса управления, и, соответственно, является более узким понятием. На данном этапе можно сделать вывод о том, что главным элементом ассортиментной политики являются решения, определяющие номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции.

      Очевидно, что процесс определения номенклатуры и ассортимента, выпускаемой продукции неразрывно связано с решениями, определяющими объемы выпускаемой продукции.

      Существенными для точного понимания смысла понятия «ассортиментная политика» является точная трактовка главной цели её формирования, которая во многом определяет общую стратегию развития предприятия. Выбор целевой функции ассортиментной политики является весьма сложной задачей в силу множественности и противоречивости возможных целей ассортиментной политики.

       Поэтому перспективным и результативным, является задание главной цели формирования ассортиментной политики в виде векторного критерия оптимальности, который естественен в сфере управления и планирования.

На основе использования векторного критерия принимается определенное решение, обеспечивающее компромисс между согласуемыми единичными критериями.

        В качестве такого векторного критерия предлагается использовать показатель конкурентоспособности предприятия, в котором учитываются единичные показатели, характеризующие финансово-экономическую, маркетинговую, производственно-технологическую, кадровую составляющие конкурентоспособности. Ранее было выявлено, что данная категория выступает главным условием существования и развития предприятия

наряду с другими ключевыми факторами успеха работы, отражая производство таких товаров, которые стабильно находят своих покупателей.

        Таким образом, установлено, что повышение конкурентоспособности предприятия является главной целью формирования его ассортиментной политики. Данная цель должна стать приоритетной, всецело ориентирующей систему управления предприятием. Итак, в процессе уточнения сущностного содержания понятия «ассортиментная политика» мы: обосновали главную цель ассортиментной политики предприятия. С учетом вышесказанного нами предлагается следующее определение ассортиментной политики.

        Ассортиментная политика – это комплекс управленческих решений, нацеленных на поддержание высокого конкурентоспособного уровня, формирование оптимальной ассортиментной номенклатуры и объемов выпускаемой продукции.

Информация о работе Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении