Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности ассортиментной политики как одного из факторов повышения конкурентоспособности торгового предприятия, а также проведение анализа ассортимента и выявление основных направлений совершенствования ассортиментной политики предприятия.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1.Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении
конкурентоспособности предприятия………………………………………..5-13
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия………...14-18
3.Ассортимент, его характеристика………………………………………...19-24
4.Формирование ассортиментной политики…………………………….…25-30
5.Совершенствование ассортимента……………………………………….31-33
Заключение………………………………………………………………….34-36
Литература………………………………………
Ассортиментная политика является одновременно элементом экономического механизма взаимодействия промышленного предприятия с факторами внешней среды и его функциональной подсистемой.
В экономической литературе наряду с понятием «ассортиментная политика»
используют понятие «товарная политика». Важно отметить, что ассортиментная политика является более узким понятием и представляет собой часть «товарной политики».
Сущность ассортиментной политики промышленного предприятия, как составного элемента единой политики формирования товарного предложения, заключается в своевременном определении такого производственного ассортимента, который, соответствуя в целом профилю производственной деятельности предприятия, наиболее полно удовлетворял бы запросы целевых категорий потребителей и обеспечивал бы повышение экономической эффективности деятельности предприятия, как в тактическом, так и в стратегическом периодах. Ассортиментная политика, охватывает два относительно самостоятельных направления:
Первое направление рассматривает соотношение различных видов (видовых групп) промышленной продукции. Целевая ориентация этого направления - удовлетворение разнообразного потребительского спроса. Количество товаров различных видов, составляющих ассортиментный ряд, находится в прямой зависимости от степени дифференциации спроса. Оно, как правило, велико, так как спрос, как таковой, отличается разнообразием количественных и качественных характеристик.
Второе направление ассортиментной политики рассматривает соотношение промышленной продукции, находящейся в различных стадиях жизненного цикла. Его целевой функцией является организация взаимной поддержки групп товаров, различающихся по признаку устойчивости рыночных позиций, зависящей от того, на каком этапе жизненного цикла находится (или будет находиться) тот или иной товар в анализируемом периоде.
Взаимосвязь данных направлений создает условия для формирования и реализации в рамках внутрифирменного планирования действенной ассортиментной политики, позволяющей решать широкий круг задач. По существу формирование ассортиментной политики включает принятие решений по следующим ключевым вопросам:
наиболее полное удовлетворение потребительских предпочтений на основе
дифференциации потребностей и спроса;
привлечение новых потребительских сегментов и выход на новые рынки при относительной стабильности финансовых результатов;
оптимизация распределения финансовых ресурсов между существующими видами деятельности предприятия, в том числе между видами продукции и ассортиментными позициями в рамках каждого вида деятельности;
оптимизация объема производства продукции;
рациональное использование производственно-рыночного потенциала предприятия услуг и его отдельных компонентов (технологической базы, производственного опыта, устоявшегося имиджа и пр.);
принятие решений об исключении из хозяйственного портфеля определенных видов деятельности, продукции, ассортиментных позиций;
принятие решений о расширении хозяйственного портфеля за счет проникновения в новые виды деятельности, освоение производства новых видов продукции, модификации существующих и т.п.;
Содержание направлений деятельности, раскрывающих суть ассортиментной политики, свидетельствует о ее ключевой роли в процессе повышения конкурентоспособности предприятия. Следует отметить, что связь между составляющими ассортиментной политикой и составляющими, характеризующими конкурентоспособность не всегда односторонняя (приложение 1).
Например, в реальных условиях ассортиментная политика может быть подвержена влиянию кадровых проблем, в том, случае, когда, трудности с набором квалифицированных кадров не позволяют производить ассортимент «востребованных рынком товаров»; технологических сложностей в случае отсутствия на предприятии передовых, «высоких» технологий производства продукции и других факторов.
Факторы конкурентоспособности предприятия взаимосвязаны и взаимозависимы, они действуют одновременно и порой разнонаправлено, усиливая или ослабляя совокупное результирующее воздействие. Вместе с тем, в общей цепи причинно-следственных связей, обуславливающих тот или иной уровень конкурентоспособности предприятия, есть некие базовые, наиболее значимые элементы. К числу последних, как свидетельствует представленный выше анализ, относится ассортиментная политика предприятия.
Таким образом, установлено, что ассортиментная политика является одним из ведущих факторов повышения конкурентоспособности предприятия. В конечном счете, от правильности принимаемых решений по формированию ассортиментной политики зависит, во многом, будущее функционирование и развитие предприятия на конкурентоспособном уровне.
2. Организационно-экономическая характеристика
предприятия
ООО «Интерторг» был открыт в 2000 году. На сегодняшний момент общая площадь магазина равна 1265,5 м2, из них торговая площадь занимает 716 м2 или 56,6% от общей площади магазина.
Магазин имеет свой самостоятельный баланс, круглую печать, расчетный счет в банке, от своего имени заключает договора с поставщиками и заказчиками.
Магазин расположен в одном из спальных микрорайонов г. Череповец. Магазин окружают две школы, аптека, два детских сада и множества жилых домов. Поэтому целевым рынком торгового предприятия является всё население данного микрорайона.
Магазин имеет два выхода для покупателей, один служебный вход и два подъездных пути. Рядом с магазином находится автостоянка. Над входом в магазин в вечернее время загорается люминесцентная реклама. Режим работы предприятия 24 часа.
В начале торговое предприятие «Интерторг» создавался как продуктовый магазин широкого профиля. В ассортименте магазина включались такие необходимые продукты как мясо, рыба, молоко, колбаса, овощи и фрукты, кондитерские изделия, бакалейные товары, хлебобулочные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты. На сегодняшний день из обычного продуктового магазина «Интерторг» превратился в универсам, где кроме продуктовых отделов, также работают такие отделы, как «Кафетерий» и отдел «Хозяйки».
Организационная структура управления торговым предприятием представлена в Приложении 2.
Во главе магазина находится директор, принимающий все ответственные решения, касающиеся деятельности магазина и сотрудников:
руководит производственно-хозяйственной деятельностью магазина;
контролирует соблюдение правил торговли, качества товаров;
занимается организацией учета и ведения отчетности.
В отсутствии директора руководство магазином возложено на заместителя директора. Товаровед в магазине занимается подбором и заказом ассортимента товаров, определением основных направлений товарной и ассортиментной политики предприятия. Учетом движения денежных средств предприятия занимается бухгалтер. Он ведет бухгалтерский учёт, обрабатывает накладные, составляет статистическую отчетность, товарные отчеты.
На заведующего товарной секцией возложены следующие обязанности:
обеспечивать выполнение плана товарооборота;
контролировать соблюдение правил торговли, качество товаров;
сдавать магазин под охрану.
Непосредственно в торговом зале находятся продавцы-кассиры. В функции продавцов-кассиров входит:
эффективно обслуживать покупателей: предлагать и упаковывать товары, подсчитывать стоимость покупки, проверять реквизиты чека, выдавать покупку;
подготавливать товар к продаже: проверять наименование, количество, сортность, правильность маркировки;
консультировать покупателей о потребительских свойствах, требования качества товаров;
знать основные принципы устройства торгово-технического оборудования;
подготавливать рабочее место: проверить наличие и исправность оборудования, распределить товары по группам и сортам с учетом спроса.
В каждом отделе есть старший продавец, который занимается сводом данных по своему отделу, контролем за работой отдела.
Среднесписочная численность работников предприятия в 2009 году составляла 111 человек, из которых 13 человек находятся в декретном отпуске.
Наибольший удельный вес в составе работников предприятия занимают продавцы (56,12% от общей численности работающих).
Состав торгово-оперативных работников по категориям представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Состав торгово-оперативных работников по категориям
Показатель | Число сотрудников | Структура, % |
Продавцов – всего: | 55 | 100 |
в т.ч. |
|
|
категория I | 7 | 12,73 |
категория II | 16 | 29,09 |
категория III | 32 | 58,18 |
Данные таблицы показывают, что наибольшую численность в составе оперативно-торговых работников занимают продавцы категории III – 58,18%. Это положительный момент в работе магазина, который свидетельствует о высоком качестве подготовки и квалификации сотрудников магазина.
Состав работников предприятия можно считать стабильным. В течение 2009 года уводилось по собственному желанию 4 человека, вновь принятых на работу оказалось за этот период 8 человек. Это свидетельствует о том, что магазин расширяет свою деятельность, создает новые рабочие места.
Основные показатели финансовой деятельности торгового предприятия приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Структура доходов от основной деятельности ООО «Интерторг»
Показатель | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Валовый доход | 2285422 | 100 | 3319536 | 100 | 4122361 | 100 |
Себестоимость товаров | 1977168 | 86,51 | 2828578 | 85,21 | 3504142 | 85,0 |
Прибыль от реализации | 43014 | 13,49 | 106113 | 14,79 | 141141 | 15,0 |
Информация о работе Роль и значение формирования ассортиментной политики в повышении