Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:27, курсовая работа
Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и этапы развития маркетинговых исследований;
Выявить основные направления маркетинговых исследований
Проанализировать процесс маркетинговых исследований
Рассмотреть методы маркетинговых исследований
Рассмотреть рынок молочной продукции г. Тюмени.
Проанализировать тенденции развития маркетинговых исследований на рынке молочной продукции г. Тюмени
Введение 3
ГЛАВА 1. НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 5
1.1. Сущность и этапы развития направлений маркетинговых исследований 5
1.2. Основные направления маркетинговых исследований 10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 18
2.1. Процесс маркетинговых исследований 18
2.2. Принципы и методы исследований в маркетинге 24
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Г. ТЮМЕНЬ 30
3.1. Обзор рынка молочной продукции г. Тюмень 30
3.2. Анализ тенденций маркетинговых исследований на молочном рынке г. Тюмень 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одной из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью.
В настоящее время в России зафиксирован рост потребления молока и молочных продуктов, чему способствует рост благосостояния российских граждан.
Наибольшим спросом в группе молочных продуктов по-прежнему пользуются традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и другие. Рынок растет в основном в сегменте короткоживущей молочной продукции, однако набирает обороты и сегмент инновационных продуктов.
Молоко и молочные продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в рационе жителей Тюмени. Связано это как с привычками потребления, так и с относительно невысокой стоимостью продуктов питания данной категории. Ежедневно они присутствуют на столе подавляющего большинства жителей города.
На тюменском рынке традиционных молочных продуктов основными поставщиками и производителями являются: Юнимилк, Данон, Вимм-Билль-Данн, Эрман, Золотые луга, «Тюменьмолоко», Campina
Юнимилк – это холдинговая компания, второй по величине российский производитель молочной продукции. Компании Юнимилк принадлежит более 25 предприятий по производству молочной продукции в России. В данный момент «Юнимилк-Урал» перерабатывает около 60 процентов сырья, производимого в Тюменской области. [16]
В ассортиментный портфель компании Юнимилк входят национальные бренды: "Простоквашино", "Био Баланс", "Летний День", "ПЕТМОЛ", "Актуаль", "Для всей семьи", "Смешарики", Disney, "ТЁМА" (детское питание).
Французская компания Данон самая активная из зарубежных производителей молока, проводит агрессивную рекламную политику. Данон владеет молочным комбинатом в Поволжье, где делается натуральный йогурт, йогурт с фруктовыми добавками и кефир, кроме этого компания имеет молочный комбинат в Московской области. Продукция Данон как произведенная в России, так и импортируемая, продается под маркой Данон на территории всей России через собственную дистрибьюторскую сеть.
Бренды: Активиа, Актимель, Даниссимо, Киндер Пингви, Растишка, Скелетоны [17].
Компания «Вимм-Билль-Данн» — один из лидеров рынка молочных продуктов и детского питания в России. «Вимм-Билль-Данну» принадлежит более 35-ти перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии. Наиболее узнаваемые бренды: «Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele и «Ламбер». В настоящее время компания поставляет продукцию в Тюменский регион из Свердловской области, где расположен её Первоуральский гормолзавод. [19]
Эрман, немецкая компания – производитель йогуртов, которые изготавливаются на комбинате, расположенном в Московской области. Фирменные бренды Эрман: Эрмигурт, Йогуртович, Фруктович и Услада были специально разработаны с расчетом на российского потребителя.
ОАО «Золотые луга» – лидер по производству молочной продукции на Урале и в Западной Сибири, причем поставляется продукция и далеко за пределы сибирских территорий благодаря развитым филиальным и дистрибьюторским сетям.
В продуктовую линейку входят: молоко, кефир, сметана, творог, масло, ряженка, топленое молоко, снежок, сливки, йогурт питьевой и творожная паста. Марка существует на рынке с 2001 года. Молочные продукты под торговыми марками: «Золотые луга», «Ситниковское», «Доктор Му» и сыры производства Ишимского комбината «Маслосыр», в условиях жесткой конкуренции смогли занять прочное положение на рынке молочных продуктов Тюменского региона [18].
ООО «Тюменьмолоко» - одно из крупнейших предприятий-производителей в Тюмени и Тюменской области. Производством и реализацией качественной и полезной молочной продукции из натурального коровьего молока занимается с 1992 года.
В настоящее время Компания «Тюменьмолоко» производит традиционные молочные продукты (молоко, кисломолочные продукты, сметана, творог и творожные изделия, масло), сыр «Адыгейский». Выпускает также десертные молочные продукты (десерт сливочный, крем творожный, йогурты и т.д.).
Особое
место в производстве занимает выпуск
продуктов лечебно-
Campina это голландский производитель молочной продукции. Российский завод Campina расположен в г. Ступино Московской области. Производство главным образом нацелено на выпуск высококачественных йогуртных продуктов и напитков, а также ультравысокотемпературного (UHT) молока и порционных сливок. Завод Campina в Ступино активно сотрудничает с молочными фермерскими хозяйствами. Наиболее популярными торговыми марками которого являются Бренды: Fruttis, Нежный, Control,Yogho!Yogho! Пируэт, Пуддис, Молоко.[21]
Российский рынок молочной продукции является составной частью российской пищевой промышленности. Пищевая промышленность играет огромную роль в экономике любой страны, а соответственно важную роль в экономике развития региона, города. Несмотря на сложную ситуацию в российском животноводстве: постоянное сокращение крупного рогатого скота в течение последних нескольких лет, рост производства молока продолжается
Несмотря на разнообразие марок и категорий продукции, в настоящее время существует необходимость в планомерной работе с потребителем, направленной на информирование потребителя о качестве и свойствах молочной продукции его влияния на здоровье, а также на увеличение потребительского спроса на молоко и молочную продукцию.
Исследование рынка – самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.
Опрос
позволяет выявить систему
При
помощи метода анкетирования можно
с наименьшими затратами
Рынок Тюменской области быстро развивается. На нём доминируют крупные Московские компании и производители из близлежащих областей. По исследованиям, проведённым журналом «Эксперт-Урал» - их доля 72% [22]. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед Тюменскими производителями, является охват большей доли рынка г. Тюмени. В связи с этим, необходимо выявить рейтинг факторов, определяющих процесс формирования предпочтений при покупке молочной продукции. В данной работе был исследован тюменский рынок молочной продукции, для того, чтобы определить лидеров в данном сегменте.
В отличие от оптовых потребителей, которые при приобретении молочной продукции ориентируются на такие факторы, как цена, спрос на продукции, удобство транспортировки, широта ассортимента, условия доставки, розничные потребители делают акцент на такие параметры, как качество, вкусовые свойства, процент жирности, срок хранения, цена, упаковка.
Розничные потребители – физические лица, жители г. Тюмени.
В рамках опроса количество опрашиваемых составило 100 потребителей.
Для проведения
исследования была разработана и
применена анкета (см. Приложение 1)
Рисунок
2 Половая принадлежность
В результате проведенного исследования было выявлено: из 100 опрошенных 76% составляют представительницы женского пола и 24% мужчин.
Рисунок
3 Возрастная характеристика
68
% респондентов относятся к
Рисунок
4 Семейное положение
На
вопрос «Состоите ли вы в браке?»
22% респондентов дало положительный
ответ, 78% - ответ ответило отрицательно.
Рисунок
5 Среднемесячный доход
Большая
часть опрошенных имеет доход
от 5000-10000 - 34%, 28% до 5000, 20% - доход от 10000-15000,
свыше 25000 – 2%.
Рисунок
6 Размер семьи
53%
респондентов, на вопрос о количестве
человек в семье ответили: 3-4 человека,
39% 1-2 человека и 8% 5 человек и
более.
Рисунок
7 Периодичность совершения покупки
На вопрос «как часто Вы покупаете молочную продукцию?» 40% выбрали вариант – несколько раз в неделю, 36% - ежедневно, 24% несколько раз в месяц.
Рисунок
8 Предпочтения покупателей при выборе
молочной продукции
Если рассматривать предпочтения опрошенных, то прослеживается следующие особенности выбора: 56% из 100, предпочитают молоко всем прочим категориям продукции, 48% - сметану, 44% йогурт, 35% - сыр и т.д. Таким образом, наиболее популярными среди респондентов являются – молоко, сметана и йогурт.
Рисунок
9 Готовность приобрести продукцию неизвестного
производителя
Что касается готовности покупателей приобрести продукцию неизвестного производителя, то 54% опрошенных дали ответ – нет, 34% - да, и 12% не придают особого значения известности производителя молочной продукции.
Рисунок
10 Критерии при выборе продукции
Критерии наиболее важные при выборе молочной продукции: качество 39%, соотношение цена\качество 23%, цена – 19%, известность марки производителя 17% и воспользоваться вопросом продавца или знакомого готовы 2%.
Рисунок
11 Назначение молочной продукции
Как выяснилось
молочная продукция в основном приобретается
именно для себя, так ответили 84%
опрошенных, и соответственно остальная
часть склонилась к вариантам для других
членов семьи (6%)
Рисунок
12 Предпочтения потребителей относительно
производителей молочной продукции
Наибольшее предпочтение при покупке молочной продукции респонденты отдают следующим фирмам-производителям: Юнимилк – 36%, Тюменьмолоко – 22%, Золотые луга - 14%, Данон и Вимм-Билль-Данн соответственно по 12%