Развитие маркетинга в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение этапов развития маркетинга в России, и произошедших в нем в современных условиях изменений.
Тема работы актуальна, т.к., хотя Россия пока и не догнала многие развитые страны по уровню маркетинга, его развитие здесь идет быстрыми темпами. На сегодняшний день важность маркетинга в России очевидна каждому, кто хоть как-то связан с экономической деятельностью.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение маркетинга как самостоятельного понятия, этапы развития. Появление различных маркетинговых концепций. 4
1.1Возникновение термина «маркетинг». Этапы развития маркетинга. 4
1.2 Этапы развития маркетинга в России 8
1.3 Маркетинговые концепции в современных российских условиях 9
2. Характерные черты развития маркетинга в России в конце ХХ века 13
3. Особенности развития маркетинга в современных российских условиях 17
3.1 Факторы, определяющие развитие маркетинга в России в современных условиях 27
Выводы 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовик Развитие маркетинга в современных российских условиях.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Правда, пока новоиспеченные стратегии в  значительной степени имеют «мобилизационное»  происхождение, вынужденно дублируют  заранее сформулированные точки  зрения областных (краевых) и муниципальных  глав, и отличаются не креативом, а однотипностью.

     От  классической маркетинговой парадигмы  «борьбы с сознанием потребителя» через парадигму «конкуренции за место в сознании потребителя» к  парадигме «реального партнерства  с потребителями» в отношении  создания потребностей и потребительских ценностей, разработки продукта, оценки его качества, продвижения в целевых группах, – на этот путь, проторенный маркетингом за рубежом, стала и Россия.

     В начале XXI века в России копить средства для будущих покупок стало  не модно, а развитие потребительского кредитования помогло возникновению иллюзии доступности незаработанных благ. Свою роль в нараставшем «перепотреблении», спутав традиционные оценочные критерии, сыграла виртуализация социальных отношений, появление первых элементов «экономики намерений», неоправданный крен ориентации в направлении тех стадий общественного развития (в частности, стадия постиндустриального общества), к которым страна еще явно не была готова.

     Перескочив  через головы представителей старших  поколений, на относительно высокие ступени социальной лестницы попала часть молодежи. Не обладая стереотипами антирыночного поведения, вдохновленные возможностями аренды, лизинга, кредитования, трансакционной экономики, она стала «жить в долг», не озабочиваясь трудностями его выплаты. Социальное расслоение достигло критического уровня, особенно если иметь в виду национальные традиции предубеждения в отношении к деньгам, богатству в целом, включая даже благотворительность.

     В 2008 г. страну накрыл новый общемировой  экономический кризис, ставший серьезнейшим оценщиком, контролером и стимулятором маркетинговой деятельности. Современная динамика и характер осуществления основных маркетинговых функций в мире и в России еще ждут своего осмысления. Но первые уроки этого кризиса уже видны.

     Наряду  с поиском сиюминутных антикризисных  рецептов, производство и торговля все больше стали проявлять интерес  к стратегическим маркетинговым  решениям, которые единственно и  могут обеспечить относительно устойчивое положение субъектов маркетинга даже в самые неблагоприятные периоды.

     Все настойчивее стал реализовываться  спрос на достоверную маркетинговую  информацию, рыночные исследования, детальные  маркетинговые технологии, включая  технологии прямого маркетингового взаимодействия с потребителем. Маркетинговое осмысление ситуации, маркетинговое мышление, маркетинговый подход в управлении стали активно востребоваться топ-менеджментом.

     Разница между кризисом 1998 г. и нынешним для маркетинга в России хотя бы в том, что тогда профессия маркетолога, едва появившись, чуть не пополнила собой печальную статистику, однако сейчас большинство серьезных маркетологов не страдает от своей ненужности. Наоборот, многие говорят о росте спроса на их услуги и возможности. Вопрос в другом: о каких именно возможностях идет речь, что за инструменты маркетинга окажутся в кризисе не только востребованными, но и действенными, а каких соблазнов стоит избежать.

     Например, лозунги вроде «снизим качество (и упаковки, и самого товара), уменьшим количество и оставим ту же цену» – это уловки, действенные лишь для очень неопытного потребителя. Или рекомендация такого рода: откажемся «на время» от индивидуализации рыночных отношений, сориентируемся только на вынужденный массовый спрос, перестанем пытаться видеть в клиенте конкретного человека, ибо сейчас это не по карману. Однако именно сейчас выручать начинает поднакопленная за межкризисное время лояльность потребителей, основанная не столько экономической, сколько на эмоциональной составляющей отношений, т.е. собственно на приверженности и идентификации.

     Новый поворот определился в старой как мир теме взаимоотношений  между теорией и практикой. Сухой  оказалась не теория, а практика, рецептура. Под напором доказательств  начинает выправляться социальный статус маркетинга, еще совсем недавно низведенный из ранга научно-практической дисциплины в категорию утилитарных. Как ни странно, спрос на теорию из учебника стал расти. А причина тому – на поверхности: теория, в отличие от бенчмаркинга (повторение передового опыта), дает не готовые рецепты, а методологию их создания, значительно расширяя горизонты успешной деятельности.

3.1 Факторы, определяющие развитие маркетинга в России в современных условиях

 

     В настоящее время можно выделить несколько факторов, которые определяют особенности современного маркетинга [2].

- Растущие ожидания потребителей. Покупатели воспринимают как норму появление новых моделей и улучшение качества товара и будут разочарованы, если фирма долгое время не вносит никаких изменений. Инновации становятся важнейшим стратегическим приоритетом производителей.

-Сокращение жизненного цикла товаров. Мода теперь относится не только к одежде, но и к самым разным товарам. Происходит быстрое моральное устаревание товаров.

- Индивидуализация спроса. Формируется рыночная структура, состоящая из микросегментов. Многие фирмы практикуют подгонку товара под конкретного клиента. Ускоряется дифференциация товаров.

- Возрастание значения  сервиса. Снижается занятость в производственном секторе и наблюдается ее увеличение в сфере услуг.

- Глобализация конкуренции. Даже если компания ориентирована на деятельность на местном рынке и не предполагает выходить за рубеж, ей приходится вступать в конкуренцию с крупными глобальными корпорациями.

- Развитие новых форм торговли и оплаты покупок. Все большее количество торговых операций совершается с использованием кредитных карточек. Торговля через Интернет составляет все более серьезную конкуренцию традиционным каналам распределения.

- Развитие баз данных и компьютерных сетей. С совершенствованием информационных технологий созданы условия для хранения информации о заказчиках фирмы: адрес, возраст, предпочтения, что позволяет поставить механизм взаимодействия с клиентами на качественно новый уровень.

- Рост информированности потребителей. Население уже обладает потребительским опытом и проявляет большую заинтересованность в качестве и безопасности, к уровню обслуживания, потребители становятся более требовательными при выборе товаров.

- Рост значения торговых марок. В условиях роста уровня жизни и насыщения товарных рынков меняется характер человеческих потребностей. Люди покупают не просто товары, а товары, которые отражают их социальную принадлежность, образ жизни, личные ценности.

      Соответственно, в текущих условиях меняется и управление маркетингом. Во главу угла ставится ориентация на потребителя, главным в деятельности фирмы является завоевать его доверие. 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

       С переходом российского общества от «общества дефицита» к «обществу потребления» произошел также переход рынка из стадии «рынка продавца» в стадию «рынка покупателя» со всеми вытекающими последствиями.

     Чтобы соответствовать новым требованиям современности, стало необходимым изменить понимание маркетинга и его роли в жизни организации.

     Вместо  набора значимых, но специфически-профессиональных функций маркетинг стал пониматься как общая функция каждой организации, осуществляемая постоянно и направленная на формирование, развитие и удержание целевых групп потребителей путем создания долгосрочных, наиболее трудно копируемых конкурентных преимуществ, быстроты изменений и гибкости рыночного поведения.

     Также в текущих условиях под влиянием различных факторов меняется и управление маркетингом. Во главу угла ставится ориентация на потребителя, главным в деятельности фирмы является завоевать его доверие.

     На  сегодняшний день важность маркетинга в России очевидна каждому, кто хоть как-то связан с экономической деятельностью.

Список  использованных источников

 
 

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: – Инфра-М, www.infra-m.ru  
2.  В.Ю.Корнюшин. «Управление маркетингом», Ч.1 Учебно-методический курс
http://www.e-college.ru/

3. Амблер Т. Практический маркетинг / пер. с англ. под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб: – Питер, 1999. Сер. Теория и практика менеджмента.

4. www.marketologi.ru

5. en.wikipedia.org/wiki/Marketing

6. Образовательный  сайт Бармашова К.С. Московский  государственный индустриальный  университет http://www.barmashovks.ru/

7. Андреев Д.В. Проблемы развития маркетинга в России http://www.marketing.spb.ru/read/essai/7.htm

8. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2002-2009 гг. (шесть изданий). - 656 с.

Информация о работе Развитие маркетинга в современных российских условиях