Развитие маркетинга в современных российских условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение этапов развития маркетинга в России, и произошедших в нем в современных условиях изменений.
Тема работы актуальна, т.к., хотя Россия пока и не догнала многие развитые страны по уровню маркетинга, его развитие здесь идет быстрыми темпами. На сегодняшний день важность маркетинга в России очевидна каждому, кто хоть как-то связан с экономической деятельностью.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение маркетинга как самостоятельного понятия, этапы развития. Появление различных маркетинговых концепций. 4
1.1Возникновение термина «маркетинг». Этапы развития маркетинга. 4
1.2 Этапы развития маркетинга в России 8
1.3 Маркетинговые концепции в современных российских условиях 9
2. Характерные черты развития маркетинга в России в конце ХХ века 13
3. Особенности развития маркетинга в современных российских условиях 17
3.1 Факторы, определяющие развитие маркетинга в России в современных условиях 27
Выводы 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовик Развитие маркетинга в современных российских условиях.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НВУЗ  АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 

Кафедра Маркетинга 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «маркетинг» 
 
 
 

на тему: 

РАЗВИТИЕ  МАРКЕТИНГА В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ  
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студентка 2 курса

Жигулина  Т.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курск, 2011 

Оглавление 
 

 

Введение

     Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно, любому предприятию необходимо знать как можно больше о его законах и специфике и успешно использовать его основные принципы в своей работе.

     В современных условиях в России маркетинг  получает все более широкое распространение. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. Особенно наглядным это стало в экономический кризис, который стал оценщиком, контролером и стимулятором маркетинговой деятельности российских компаний.

     Целью данной работы является рассмотрение этапов развития маркетинга в России, и произошедших в нем в современных условиях изменений.

     Тема  работы актуальна, т.к., хотя Россия пока и не догнала многие развитые страны по уровню маркетинга, его развитие здесь идет быстрыми темпами. На сегодняшний день важность маркетинга в России очевидна каждому, кто хоть как-то связан с экономической деятельностью.  
 
 
 
 

1. Возникновение маркетинга как самостоятельного понятия, этапы развития. Появление различных маркетинговых концепций. 

1.1Возникновение  термина «маркетинг».  Этапы развития  маркетинга.

     Возникновение термина «маркетинг» связывают  с появлением в американском английском языке словосочетания «market getting» (освоение, обретение рынка), превратившегося примерно в 1910 г. в слово-агломерат «marketing».

     Большинство учёных определяют маркетинг как  вид деятельности человека, которая  направлена на удовлетворение возникающих  нужд и потребностей с помощью  обмена. И хотя отношения обмена возникли практически одновременно с возникновением человечества, становление маркетинга как отдельной науки стало происходить только после «великой депрессии», царившей на западе в 1923-1933 годах.

     Все наиболее масштабные и цельные преобразования маркетинг прошел в течение XX в. Этапы и концепции массового маркетинга, ориентация на развитие производства, на совершенствование товара, сбыта пришлась на первую половину XX в.

     Разумеется, отдельные элементы маркетинга, например, реклама, возникли гораздо раньше – по мере выхода человечества из натурального хозяйства, с появлением обменных отношений.

     Питер Друкер считал, что родиной маркетинга стала Япония. В 1690 г в Токио  поселился основатель в будущем  знаменитого рода Мицуи, и открыл первый универсальный магазин. В этом магазине господин Мицуи проводил торговую политику, которая опережала своё время примерно на 250 лет. Впервые в истории торговли хозяин магазина ориентировался на своих покупателей, закупая только то, что было востребовано, предоставляя систему гарантий за качество товара, постоянно расширяя ассортимент товара.

     На  Западе же о маркетинге можно говорить, лишь начиная с середины 19 века. И первым, кто высказал предположение о том, что маркетинг должен быть центральным направлением деятельности предприятия, а работа с собственным кругом потребителя – задачей менеджера, был Сайрус Маккормик. Этого человека более знают как изобретателя первого комбайна, однако именно он создал такие направления маркетинга, как ценовая политика, изучение рынка, сервисное обслуживание.

     Как академическая наука маркетинг  возник в Америке. Впервые курсы  маркетинга стали преподавать в  Иллинойском и Мичиганском университетах  в 1901 году. Поэтому родиной современного маркетинга принято считать США.

     Сейчас  в истории маркетинга учёные выделяют четыре основные эры: эру производства, эру продаж, эру непосредственно маркетинга и эру взаимоотношений

     Эра производства длилась до 1925 года. В это время даже самые развитые компании Европы основное внимание уделяли только производству качественных товаров, а для их реализации нанимали сторонних людей. Считалось, что хороший продукт вполне способен продать себя сам. Наиболее ярким представителем бизнеса тех лет был Генри Форд, знаменитая фраза которого: «Потребители могут иметь тот цвет автомобиля, который они хотят, до тех пор, пока он остаётся чёрным» как нельзя лучше охарактеризовало отношение к маркетингу того времени. Большая часть промышленников считала, что достаточно производить лучший товар, чтобы обойти конкурентов. Однако это оказалось не совсем так, и эра производства закончилась, не достигнув своего пика.

     Наступила эра продаж. В Европе и США совершенствовались производственные приёмы, росли объёмы производства. Производителям уже приходилось думать о более эффективных способах сбыта производимой продукции. При этом нельзя не учитывать, что на дворе было время великих открытий, и на рынке появлялись совершенно непривычные потребителям товары, в необходимости которых население ещё требовалось убедить. В крупных компаниях стали появляться специалисты по продажам, однако им всё ещё отдавалась второстепенная роль.

     Эра собственно маркетинга началась после «великой депрессии». Потребность населения в товарах начала расти, значимость отделов продаж тоже. Выживали лишь те компании, которые умели учитывать потребительский спрос и ориентироваться на него. Положительную тенденцию приостановила Вторая мировая война, на период которой возникла пауза в развитии маркетинговых отношений.

     После войны маркетинг уже не рассматривался как дополнительная или второстепенная деятельность. Маркетинг играет уже ведущую роль в планировании товара. Теперь маркетологи совместно с инженерами, разрабатывающими продукты, определяют потребительские запросы и стараются их удовлетворить. Ориентация на рынок помогает быстро достичь финансового успеха, потребители с большой охотой принимают новые продукты. Так появлялся маркетинг, определяемый потребителем.

     Четвёртая эра маркетинга, именуемая эрой взаимоотношений, появилась к концу двадцатого века и продолжается по сей день. Её характерная особенность – стремление маркетологов установить и поддержать с потребителями стабильные взаимоотношения. Постоянные отношения компании стремятся сохранить и с поставщиками.

     Потенциальные конкуренты создают совместные предприятия, торговые марки соединяются в одном общем продукте. Словом, становятся возможными самые немыслимые вариации, общая цель у которых – поддержать и увеличить продажи, остаться на плаву в условиях жёсткой конкуренции.

     Определений маркетинга существует очень много. Например, применительно к бизнесу маркетинг определяется как философия, основанная на систематическом изучении рынка (поведения потребителей, каналов сбыта, конкуренции) с целью разработки и реализации эффективных стратегий, направленных на прогнозирование и удовлетворение потребностей фирм, физических лиц, учреждений, общественных объединений.

     В 2004 г. впервые за последние 20 лет Американская маркетинговая ассоциация предложила новое понимание современного маркетинга: Маркетинг – это функция организации и набор процессов создания, информирования и доставки ценности потребителям, а также управления отношениями с потребителями таким образом, чтобы принести выгоду организации и всем, кто с ней связан.

     В этом определении зафиксировано  несколько серьезных приобретений в осмыслении маркетинга:

- он впервые признан функцией не отдельных профессионалов, а общей функцией организации.

- впервые реализован современный процессно-ориентированный подход к бизнес-деятельности (хотя словосочетание «набор процессов» нельзя признать удачным).

- подчеркнута целевая ориентация маркетинга на выгоду не только организации, но и всех, кто с ней связан.

- ведущим предметом заботы маркетинга заявлена потребительская ценность материального товара, услуги, идеи или любого другого товара, и не только товара. Принципиально ценной является также констатация значимости отношений с потребителем.

     В первые годы XXI в. лидерами по темпам развития рынка маркетинговых услуг стали Чили, Китай, Болгария, Вьетнам и Филиппины. Последовательно эволюционировала и сфера применения маркетинга в социально-экономической жизни: от сугубо потребительских товаров к потребительским услугам, к удовлетворению потребностей бизнеса, к внедрению маркетинга в финансово-банковскую среду, в политику и в социальную сферу, сферы инноваций и инвестиций.

1.2 Этапы развития  маркетинга в России

     Что касается развития маркетинга в России, то периодизация здесь несколько  иная. Первый период развития маркетинга начался в 1880 г и длился до октября 1917 г. Это было время активного развития промышленности России на основе крупного предпринимательства.

     Уже тогда использовались различные  маркетинговые инструменты, в частности, формирование общественного мнения путём выпуска печатной и настенной рекламы, участия в международных выставках и ярмарках, меценатства.

     Отечественные предприниматели с успехом использовали приёмы стимулирования сбыта и персонала. Существовала индустрия производства упаковки для товара. Но единой маркетинговой  системы не существовало. Тогда как в крупных университетах Европы и Америки маркетинг уже преподавался как отдельная дисциплина, в России отдельные знания по маркетингу можно было получить лишь в общем курсе экономической теории, которая преподавалась в коммерческих училищах.

     Революция прервала развитие маркетинга в России. В течение пяти лет страна нуждалась в большей части промышленных и продовольственных товаров. Производство было остановлено и разрушено. Гражданская и мировая войны отодвинули проблему маркетинга далеко на второй план.

     С наступлением эпохи НЭПа происходит новый виток развития маркетинга в России. В Москве появился Конъюнктурный  институт, первое учреждение в советской  России, изучающее маркетинг. Н.Д. Кондратьевым создаётся теория «Деловых циклов», первый научный труд по маркетингу. Однако с приходом 1929 г и жёсткой распределительной системы товаров развитие маркетинга снова замирает вплоть до хрущёвской оттепели.

     При Хрущёве о маркетинге вспомнили. Этим направлением заинтересовались советские  учёные-экономисты и в один голос дали отрицательную оценку маркетингу как явлению совершенно ненужному советской России и её экономике.

     В 70-е годы Россия стала выходит на внешний рынок, и незнание отечественными специалистами самых простых основ маркетинга приводило к провалам торговых отношений. Поняв свою ошибку, руководство страны в срочном порядке реабилитировало маркетинг, введя новую учебную дисциплину в ряде ВУЗов страны.

     Новый этап в развитии отечественного маркетинга начался в 1992-1993 годах. Новые экономические  реформы нового правительства можно оценивать по-разному, но именно они привели к формированию рыночных отношений и подстегнуло развитие маркетинга. Многие предприятия оказались на грани банкротства и были вынуждены прибегать к инструментам маркетинга, чтобы наладить продажи на фоне сумасшедшими темпами меняющейся экономической ситуации в России.

     Кто-то в срочном порядке перепрофилировал свою деятельность, ориентируясь на потребительский  спрос, кто-то закрывался, объявляя себя банкротом.

Информация о работе Развитие маркетинга в современных российских условиях