Разработка стратегий маркетинга на этапах жизненного цикла товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить само понятие жизненного цикла товара, проанализировать все его стадии и деятельность предприятия на каждой из них. Товар определяет результаты деятельности любого промышленного и коммерческого предприятия на «нормальном» развитом рынке, в силу чего вся совокупность мер, связанных с товаром - его созданием, производством, реализацией на рынке, сервисом, рекламой - занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности. Эта совокупность и является концепцией жизненного цикла товара. Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Теоретическая часть жизненный цикл товара……………………….. 5

1.1. Понятие жизненного цикл товара…………………………….... 5

1.2. Стадия разработки………………………………………………. 7

1.3. Стадия серийного производства……………………………….. 8

1.4. Стадия роста………………………………………………….…. 10

1.5. Стадия зрелости………………………………………………..... 11

1.6. Стадия насыщения…………………………………………….…13

1.7. Стадия спада…………………………………………………..…. 15

1.8. Виды кривых жизненного цикла товара……………………….. 17

1.9. Критика концепции жизненного цикла товара……………..…. 19

2. Разработка стратегий на этапах жизненного цикла товаров………..…22
2.1. Маркетинговая стратегия на этапе внедрения на рынок………….…22
2.2. Маркетинговая стратегия на этапе роста…………………………..…23
2.3. Маркетинговая стратегия на этапе зрелости…………………….........23
2.4. Маркетинговая стратегия на этапе спада…………………………..….25
3. Практическое применение стратегий и концепций жизненного цикла товара на примере корпорации Nokia……………………………………….…..... 26
Заключение……………………………………………………….……........ 37

Библиографический список……………………………………………….. 40

Работа содержит 1 файл

курсовая- маркетинг.doc

— 955.50 Кб (Скачать)

    Кривая  провала (рис. 8). Характеризует товар, который почти сразу перестает  пользоваться спросом у покупателей.

    Кривая  новых подъемов (рис. 9). Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает  расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова  увеличить сбыт. Таким товаром  являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).

    Кривая  неудачного выведения (рис. 10). Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех.

    Продолжительность всего жизненного цикла и его  отдельных стадий зависит от типа и вида товара. Однако общей тенденцией как для товаров широкого потребления, так и для товаров производственно-технического назначения является сокращение цикла жизни товара, хотя средняя продолжительность времени развития товара растет (рис. 11).

    

    Рисунок 1.11. Изменения продолжительности жизни и продолжительности развития товара 

    1.9. Критика концепции  жизненного цикла  товара

    Концепция ЖЦТ помогает интерпретировать динамику продукта и рынка. Как инструмент планирования эта концепция позволяет  менеджменту компании определять основные задачи маркетинга на каждом этапе цикла и разрабатывать альтернативные маркетинговые стратегии. Как инструмент контроля концепция ЖЦТ позволяет оценить результативность выпуска товара в сравнении с производимыми в прошлом схожими продуктами. Для целей же прогнозирования данная концепция малопригодна, поскольку истории продаж слишком разнообразны, а продолжительность каждого этапа ЖЦТ варьируется в достаточно широких пределах.

    Теория  ЖЦТ нередко подвергается критике. Ее противники утверждают, что модели жизненных циклов имеют слишком большой разброс форм, а рассматриваемые периоды весьма различны по длительности. Кроме того, критики обвиняют поставщиков в том, что те часто сами не знают, на какой стадии развития находится выпускаемый ими товар (продукт может рассматриваться как «состарившийся», хотя в действительности он вышел на промежуточный уровень, предшествующий новому подъему). Наконец, критики утверждают, что схема ЖЦТ является не столько «постоянным курсом», которым должен следовать отдел продаж, сколько результатом реализации маркетинговой стратегии. Таким образом, анализируя свои продукты и рынки, дальновидные специалисты по маркетингу должны с осторожностью использовать концепцию жизненного цикла товара.

          Данная концепция интересна и полезна для маркетологов; однако хотя она и  дает  хорошую  базу  для  планирования  продукта,  но  не  доказала  свою полезность в прогнозировании по следующим  причинам.  Во  -  первых,  этапы, общая продолжительность и форма жизненного цикла меняются в  зависимости  от продукта. Во - вторых,  внешние  факторы,  такие,  как  экономика  в  целом, уровень  инфляции  и  стиль  жизни  потребителей,  могут   оказать   большое воздействие на состояние продукта и сократить или удлинить жизненный цикл. В - третьих, компания может быть в состоянии не только  управлять жизненным циклом, но и удлинять  его.  Эффективный маркетинг может привлечь  новый сегмент рынка, найти новое применение  для продукта  или создать большую поддержку  дилеров.  В  -  четвертых,  некоторые   компании   могут   делать самосбывающиеся предсказания, когда они прогнозируют падение продаж и  затем устраняют маркетинговую поддержку. Если бы они этого  не  сделали,  продукты могли бы не потерпеть поражение.

      Исследования показывают, что:

- трудно предсказать,  когда  начнется  следующая  стадия,  как  долго  она продлиться и каких уровней достигнет сбыт;

- этап продукта в жизненном цикле не может быть точно определен;

- четыре основных фазы цикла не разделяются на четкие этапы. В определенные  моменты может оказаться, что продукт достиг зрелости, когда он фактически  достиг временной стабилизации на этапе роста.

- форма кривой жизненного цикла остается более или менее одинаковой для большинства продуктов. Однако протяженность по времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка.

- нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с новым продуктом. Кроме того, для компании, предлагающей потребителям различные продукты, желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла.

- Если Ваш товар цикличен, то надо стараться запускать следующий товар в производство во время фазы роста первого товара, чтобы не оказалось пробелов в реализации.

- Прогнозируя реализацию (и планируя производство) товаров, надо учесть, что почти у всех товаров есть сезонность.

     Выводы по первой главе:

     - Были рассмотрены понятия и этапы жизненного цикла товара. Подробно рассказано о каждом этапе и их специфике, отличии;

     - Изучены некоторые виды кривых жизненного цикла товара;

     Вопросы поставленные в первой главе – выполнены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Разработка стратегий на этапах жизненного цикла товаров

             2.1. Маркетинговая стратегия на этапе внедрения на рынок

     Здесь руководители службы маркетинга могут  задать очень высокий или низкий уровень каждой из маркетинговых  переменных (цены, продвижение, распределение, качество товара). Если рассматривать  только ценообразование и продвижение  товаров, то руководители фирм использую одну из следующих стратегий.

  1. Стратегия быстрого “снятия сливок с рынка”.

     Компания  устанавливает высокие цены на новый  товар и усиленно рекламирует  его во всех средствах массовой информации. Высокая цена даёт возможность получить соответствующую прибыль на единицу товара. Усиленное продвижение необходимо, чтобы убедить рынок в достоинствах товара, даже при высоких ценах. Данный подход целесообразно использовать в случаях когда:

- большая часть потенциального рынка ещё не знакома с товаром

- потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его, и могут заплатить запрашиваемую цену

- фирма сталкивается с потенциальными конкурентами и намерена завоевать лидирующие позиции на рынке;

  1. Стратегия быстрого проникновения на рынок.

     Фирма устанавливает низкие цены на новый  товар и усиленно рекламирует  его во всех средствах массовой информации, стимулируя желание приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему  проникновению товара на рынок и завоеванию наибольшей его доли. Её целесообразно использовать в следующих случаях:

- рынок имеет значительные размеры

- большинство покупателей чувствительны к ценам

- есть опасность выхода на рынок сильных конкурентов

- сокращаются издержки компании на производство товара с увеличением масштабов производства и приобретением опыта;

  1. Стратегия медленного проникновения на рынок.

     Фирма устанавливает низкие цены на товар  и усиленно рекламирует его в  средствах массовой информации. Низкие цены будут способствовать быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение приведут к росту прибыли. Компания считает, что спрос весьма чувствителен к цене, но минимально восприимчив к рекламе. Данную стратегию используют в следующих случаях:

- рынок имеет значительные размеры

- рынок чувствителен к ценам

- существует угроза выхода на рынок конкурентов.

             2.2. Маркетинговая стратегия на этапе роста

     Для того чтобы максимально продлить этап роста, фирма может прибегнуть к нескольким стратегиям:

- Улучшить качество товаров, придать ему новые свойства и “укрепить” его положении на рынке.

- Выпустить новые модели и модификации, а так же расширить номенклатуру размеров, ароматов, и т.д., чтобы защитить основной товар.

- Выйти на новые сегменты рынка.

- Расширить действующие каналы сбыта и найти новые.

- В рекламе перейти от осведомления к стимулированию предпочтения.

- Снизить цены, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара.

     Компания  на этапе роста должна решить проблему выбора между большой долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в усовершенствование товара, стимулирование его сбыта и распределение, она имеет возможность занять господствующее положение на рынка. Но при этом фирма отказывается от сиюминутной прибыли в надежде получить намного больший доход от внедрения перспективных стратегий. 
 

     2.3. Маркетинговая стратегия на этапе зрелости

     На  этапе зрелости некоторые компании отказываются от производства товаров, пользующихся наименьшем спросом у потребителей, предпочитая направить ресурсы на производство наиболее прибыльных или новых товаров. Продавцам необходимо постоянно искать новые пути в использовании неисчерпаемых возможностей модификации рынка, продукта и маркетинга – микс.

     Модификация рынка. Компания может увеличить число покупателей «зрелых» марок товаров, оперируя двумя составляющими, которые определяют объём продаж:

     Объём продаж = число потребителей марки∙ интенсивность потребления одного потребителя

     Выделяют три способа увеличения числа потребителей марки:

  1. Завоевание доверия потребителей, не пользующихся товаром.
  2. Выйти на новые сегменты рынка. Фирма выходит на новые сегменты рынка, выделенные по географическому, демографическому или иным принципам, на которых используют такой еж товар, но другой марки. Например, фирма Johnson&Johnson c успехом продавала детские шампуни взрослым пользователям.
  3. Переманить на свою сторону клиентов компаний – конкурентов. Компания призывает оценить её товар с точки зрения сравнения с конкурентами. Например, Pepsi-Cola постоянно соблазняет покупателей Coca-Cola переключить на её товар.

     Увеличение  интенсивности потребления одним  потребителем достигается следующими стратегиями:

  1. Более частое использование. Компания пытается убедить потребителей увеличить частоту использования товара.
  2. Более интенсивное потребление товара. Так, производитель шампуня указывает, что эффект достигается при двукратном использовании.
  3. Новые и более разнообразные способы использования. Компания стремится открыть новые возможности использования товара и убедить потребителей не упускать их. Например, производитель пищевых продуктов на упаковке приводит несколько рецептов его приготовления.

     Модификация продукта. Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара – его долговечности, надёжности, вкуса.

     Эта стратегия эффективна:

  • пока существует возможность улучшить качество;
  • пока покупатели верят утверждениям о повышении качества;
  • пока достаточно много потребителей готовы заплатить за более высокое качество.

     Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным. Периодически модернизируя товар, фирма приобретает имидж компании – новатора и завоёвывает приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства перестанут приносить прибыль.

Информация о работе Разработка стратегий маркетинга на этапах жизненного цикла товара