Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:16, курсовая работа
Цель данной работы: выявить сильные и слабые стороны компании для успешного и конкурентоспособного функционирования компании на японском рынке с целью расширения поля деятельности и извлечения большей прибыли. В данной работе я планирую исследовать рынок Японии для того, чтобы сформулировать наиболее успешную стратегию позиционирования компании «Вконтакте» на данном рынке. Объект исследования – сайт vk.com и его характеристики. Предмет – методы исследования характера использования сайта японскими пользователями и их восприятия этого сайта.
Введение 3
I. Анализ внутренней среды 5
1. Миссия 6
2. Формулировка целей 8
3. Разработка стратегических ориентиров 8
4. Доходы – расходы 11
II. Анализ внешней среды 14
Конкуренты 16
III. SWOT-анализ 25
IV. Определение стратегии компании 30
1. Культурные особенности японского пользователя 38
2. Определение стратегии позиционирования 39
3. Выбор критериев позиционирования 40
4. Построение карты восприятия 38
5. Позиционирование 40
V. Разработка проекта решения основной проблемы 40
Заключение 46
Источники информации 46
Средневзвешенное значение показателя привлекательности рынка получается 6,75 – по десятибалльной шкале оно приближается к максимальному значению и входит в разряд «высокой привлекательности».
Показатель «стратегическое положение» я отнесла к низкому, рассмотрев следующие факторы и пометив этот показатель итоговым значением «0»:
Несмотря на вышеописанную ситуацию со стратегическим положением компании, которое на японском рынке я посчитала как низкое, на самом деле оно на довольно высоком уровне, если рассматривать внутренние ресурсы и внутренний потенциал компании, но на родном рынке или на глобальном. А японский рынок настолько нетипичен, что этот показатель стоит рассматривать совершенно иначе. То, что считается сильным у нас, не является в Японии таковым вовсе. Это совершенно другой мир, и чтобы понять, как работать на таком рынке, необходимо внимательно изучить культурные особенности народа этой страны.
Японский народ очень сильно отличается от привычного нам американского типа, к которому стремится и Россия и вся Европа. Наш образ мыслей близок к Западному. А восток отличается совершенно противоположным миропониманием, поведением, психологией. Запад всегда отличался повышенной степенью индивидуализма, демонстрации себя, самореализацией и так далее. Япония же по причине исторически и географически сложившихся особенностей отличается стремлением к единению, сплоченности. Семья – главная ценность японцев. И эта ценность выражается во всем и далеко не только в отношении непосредственно семьи. Эта ценность проявляется в работе, стиле управления, общении, развитии. Она охватывает абсолютно все сферы жизни японского общества. Японцы настороженно относятся к «чужакам», стремятся быть похожими. Интересно заметить, что они даже внешне друг на друга похожи. Так и во всем остальном они стараются не отличаться и быть единым целым с обществом, - как минимум, со своей семьей. Сплоченность также является их способом защиты – один круг хорошо знакомых и родных людей на всю жизнь. Их местная социальная сеть Mixi отражает их интересы: доступ туда только по приглашениям, страницы закрыты, фотографии и имена не настоящие, а их кумиров, мультяшек или просто картинки. Отсюда уже гарантирована конфиденциальность – они добавляют только тех, кого они знают и зашифрованность, полученная с помощью никнэймов, не мешает им узнавать друг друга. Такой способ общения обеспечивает им возможность делиться своими мыслями, но в определенном круге проверенных знакомых, и немного завуалировав и спрятав свою личность. «Вконтакте» предлагает совершенно другой способ взаимодействия с окружающими людьми – за счет представления себя таким, какой ты есть. Использование настоящих имен, фотографий и информации на странице создают что-то вроде персональной Фан-странички для каждого, чтобы окружающие могли ознакомиться с информацией об этом человеке (но только при условии, что этот человек сам этого хочет – для этого можно «открыть» свою страничку для просмотра другими пользователями, или закрыть доступ для всех, кроме определенных групп людей). Для того, чтобы сайт стал популярен в Японии, необходимо разработать такую стратегию позиционирования, чтобы японские пользователи поняли, как использовать данный ресурс, чтобы они могли выразиться, сплотиться с друзьями и родными, и при этом, быть в безопасности. На самом деле, «Вконтакте» в отличие от других международных социальных сетей, отличается необходимой японцам «одинаковостью» в смысле интерфейса страниц, и это преимущество я уже рассматривала в работе ранее.
Позиционирование — это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить. Позиционирование представляет собой два взаимосвязанных процесса: работа с сознанием потенциальных потребителей и работа с товаром. Первая позволяет оценить, как реально потребитель воспринимает товар. Вторая — какие действия необходимо предпринять, чтобы данный товар занял определенное место среди товаров-конкурентов, из числа которых потребители делают свой выбор.
Процедура позиционирования включает в себя несколько этапов:
• Выбор критериев позиционирования
• Определение показателей по выбранным критериям
• Построение карты восприятия
•
Позиционирование
Возможны различные критерии (мерила) позиционирования, выделяющие те или иные выгоды или преимущества для потребителей. Для данной компании я предлагаю рассмотреть следующие критерии позиционирования:
• потребительские признаки товара, соотношение качество/цена. Цена в данном случае – бесплатно. Качество очень высокое, хорошая модерация сайта, качественное техническое обеспечение ресурса.
• расширение круга потенциальных покупателей данного товара. Привлечение взрослых и пожилых людей в помощь поиска их одноклассников, сокурсников и коллег. Так как местная социальная сеть так не позиционируется, и найти в ней знакомых крайне непросто, также как зарубежные аналоги.
• повышение престижности и эмоциональной ценности товара. В нашем случае это может быть специальный интерфейс для японо-язычных пользователей. Какие-нибудь иероглифы, сакура и т.д. на страницах сайта.
• учет слабых сторон конкурентов. У главного конкурента – местного ресурса – платный сервис. Во всяком случае, за многое приходится платить, хотя это необязательно. Но интересно отметить, что японские пользователи, которые не пользуются этим ресурсом, не регистрируются там потому, что убеждены, что сервис платный. Похоже, у этого сайта прореха в позиционировании. А что касается международных аналогов, у них у всех относительно высокая сложность пользования ресурсом, а так же низкая скорость загрузки страниц, плохая технологическая поддержка сайтов. Новичку крайне сложно разобраться и найти нужную информацию на страницах. На сайте «Вконтакте» у новичка таких проблем практически не возникнет, так как все страницы одинаковые, информация логически структурирована и расположена на странице.
Карта восприятия — это способ представления процесса позиционирования с использованием нескольких оценочных показателей. Она характеризует предпочтительные комбинации выгод, которыми руководствуются потребители при выборе того или иного товара.
Платно – Бесплатно
Для молодежи – Для взрослых
Удобный сайт – Неудобный сайт
Быстрая работа сайта – Медленная работа сайта
Просто использовать – Сложно использовать
Безопасный - Небезопасный
Пообщавшись с несколькими представителями целевой аудитории, некоторые из которых уже являются пользователями vk.com, я получила представление о том, как они воспринимают эту социальную сеть. Интересно, что мнения были очень схожи. Многие отмечали, что, являясь пользователями таких международных социальных сетей, как Facebook и MySpace, а также будучи пользователем родной социальной сети Mixi, находят Вконтакте наиболее удобным и полезным в смысле удовлетворения всех потребностей, какие у них возникают при пользовании Интернетом.
Я провела опрос 10 человек, пять из которых уже являлись пользователями vk.com, а пяти другим я предложила зарегистрироваться на сайте и высказать свое мнение после некоторого времени пользования ресурсом, чтобы приноровиться к новому сайту и прочувствовать все достоинства и недостатки от пользования им. К сожалению, мои возможности не позволяли опросить большее количество японских пользователей, тем не менее, мнения респондентов были очень схожими и не противоречили друг другу. На момент написания работы найти большее число людей, готовых ответить на все вопросы и пункты карты восприятия, было сложно.
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
Бесплатно | 8 | 1 | 1 | 0 | 0 | Платно |
Для молодежи | 1 | 2 | 6 | 1 | 0 | Для взрослых |
Удобно | 9 | 1 | 0 | 0 | 0 | Неудобно |
Быстро | 6 | 1 | 2 | 1 | Медленно | |
Просто | 2 | 4 | 3 | 1 | 0 | Сложно |
Безопасно | 2 | 1 | 6 | 0 | 1 | Небезопасно |
Цветом я выделила максимальное значение. Итак, сайт представляется бесплатным, привязанности к тому, что это молодежный сайт нет, скорее универсальный, о чем и говорит большее количество ответов между двумя полярными значениями «для молодежи» и «для взрослых». Также сайт удобный, быстрый, в большей степени простой. Немного страдает лишь безопасность, данный вопрос был рассмотрен выше. К тому же, немного сайтов, которые могут похвастаться тем, что их пользователи считают их сервис абсолютно безопасным. Люди вообще не привыкли еще считать Интернет – абсолютно безопасным пространством, а консервативные японцы и подавно.
В нашем случае, необходимо позиционирование товара (сайта) с нуля, а не перепозиционирование, - на данный момент у основной массы японских пользователей вообще нет никакого мнения и впечатления относительно сайта «Вконтакте» по причине незнания. Сети необходимы реклама и пиар на японских просторах Интернета, как удобный безопасный ресурс, на котором возможно найти людей по их реальным именам, фотографиям, школам и высшим учебным заведениям. На самом деле данная идея может быть интересна и востребована в Японии, и важно внедрить ее именно нашим сайтом, иначе найдется местный аналог, который покажется японским пользователем более безопасным и достойным доверия, чем заморский конкурент.
Судя по результатам мини-опроса, который я опубликовала выше, восприятие товара японцами проходит успешно и именно в том направлении, в каком хотелось бы. Позиционирование должно быть основано именно на тех ключевых моментах, которые подмечены уже зарегистрировавшимися японскими пользователями. Это: простой и удобный интерфейс, быстрая работа.
Основными слабостями сайта vk.com были выделены такие особенности ресурса, как спам (недобросовестная реклама), размещение нелегального контента, а также небезопасность с точки зрения указания реальных данных о себе и большом количестве недобросовестных и зачастую нереальных пользователей. Тем не менее, хочу отметить, что существование таких пользователей неизвестно основной массе населения и, скорее всего, не будет известно долгое время японским пользователям по причинам, которые я описывала выше. Это: все недобросовестные пользователи – российские пользователи и наиболее вероятно, что они никак не будут пересекаться между собой, а до появления японских аналогов злостных пользователей должно пройти немало времени и сеть должна стать достаточно популярной. И то, я убеждена, что японский менталитет отличается от русского настолько, что ситуация на российском рынке социальных сетей не может повториться в другой стране. Этот феномен в наиболее ярком своем проявлении свойственен только русскому менталитету.
Основная проблема у нас, тем не менее, заключается в необходимости завоевания японского рынка социальных сетей, сложность которого в исключительных особенностях психологии и культуры восточного менталитета. Приняв во внимание проблемы и анализ ситуации, которые я рассмотрела в данной курсовой работе, я предлагаю внести некоторые изменения в работу сайта. В первую очередь, хочу сказать, что хороший проект рано или поздно продаст себя сам и без использования особо сильных методов продвижения. Данный проект - действительно качественный продукт глобального рынка социальных сетей, за которым большое будущее Японским представителям социальной сети «Вконтакте» поставлен план – привлечь 100 000 японских пользователей к концу 2010 года. Для его выполнения необходимо провести ряд мероприятий.
Во первых, я считаю нелишним добавить дополнительную функцию в работу ресурса и это – блоги – ведение дневников. Еще пользователи Facebook заметили, что немало японских пользователей, регистрирующихся на сайте, используют «стену» на главной странице в качестве своего личного дневника и описывают там повседневные события из своей жизни, размышляют, делятся впечатлениями и так далее. Судя по всему, многим японским новичкам трудно понять суть социальной сети, если в ней нет возможности самовыражаться посредством ведения дневников. На сайте Вконтакте есть возможность оставлять записи в «Заметках», но данная функция не представляет собой дневника как такового. Заметки есть записки, и они неудобны для ведения дневника, для чтения его другими пользователями и для знакомства и нахождения друзей по содержанию дневников. Нет возможности людям объединяться по интересам. Конечно, внедрение данной функции не может быть исключительно для японо-язычных пользователей, оно должно быть повсеместно. Как дополнительная возможность, внедрение такой функции не может стать недостатком, но может стать отличным «бонусом» в борьбе за мировое господство. Ведь не только японцы хотят вести дневники и делиться своими мыслями с окружающими, много людей по всему миру ведут дневник. Многие утверждают, что социальной сети не нужна функция ведения дневников, ведь есть так много специальных сайтов – blog.mail.ru, livejournal.ru и многие другие, в том числе международные. А зачем регистрировать сразу на нескольких сайтах, когда можно делать все в одном?
Во вторых, можно ввести функцию приглашения друзей. То есть, когда человек регистрируется или при дальнейшем использовании, у него должно быть предложение «пригласить друзей», которых он может найти по адресной книге электронной почты либо самостоятельно введя адреса их электронной почты. Данный метод до сих пор используется американскими международными социальными сетями как Facebook и MySpace и в начале работы сайта Вконтакте тоже использовали такой способ привлечения большего числа пользователей. При расширении деятельности и охвате больших информационных пространств, данный метод крайне эффективен. При чем сделать эту функцию необходимо именно на международном сайте vk.com. На сайте vkontakte.ru, которым пользуются русские и украинские пользователи, нет необходимости это делать.