Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:16, курсовая работа
Цель данной работы: выявить сильные и слабые стороны компании для успешного и конкурентоспособного функционирования компании на японском рынке с целью расширения поля деятельности и извлечения большей прибыли. В данной работе я планирую исследовать рынок Японии для того, чтобы сформулировать наиболее успешную стратегию позиционирования компании «Вконтакте» на данном рынке. Объект исследования – сайт vk.com и его характеристики. Предмет – методы исследования характера использования сайта японскими пользователями и их восприятия этого сайта.
Введение 3
I. Анализ внутренней среды 5
1. Миссия 6
2. Формулировка целей 8
3. Разработка стратегических ориентиров 8
4. Доходы – расходы 11
II. Анализ внешней среды 14
Конкуренты 16
III. SWOT-анализ 25
IV. Определение стратегии компании 30
1. Культурные особенности японского пользователя 38
2. Определение стратегии позиционирования 39
3. Выбор критериев позиционирования 40
4. Построение карты восприятия 38
5. Позиционирование 40
V. Разработка проекта решения основной проблемы 40
Заключение 46
Источники информации 46
Итак, слабые стороны компании:
Тем
не менее, несмотря на серьезные недостатки
для искушенного японского
Разумеется, это не все слабые и сильные стороны, характерные данному Интернет-ресурсу, но рассматривать их все не целесообразно, поэтому я выше я рассмотрела те из них, которые в наибольшей степени относятся к проблеме и влияют на нее.
Внешние факторы, влияющие на деятельность компании, рассмотрим как возможности и угрозы. К возможностям нового рынка – японского рынка социальных сетей, я бы отнесла развитие нового направления использования Интернета для общения и привлечение всех возрастов (Популярная японская социальная сеть Mixi охватывает преимущественно сегмент пользователей от 20 до 30 лет). Второй благоприятный фактор общей окружающей обстановки – это всемирная глобализация. Несмотря на свою замкнутость, японцы тоже стремятся к коммуникации с другими странами и со временем международная сеть контактов будет ими востребована. Угрозы рынка:
Итак, моя матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом:
ВОЗМОЖНОСТИ |
СИЛА (ПРЕИМУЩЕСТВА) |
•
спрос на новые способы общения, контактов
в сети
• спрос на виртуальное общение среди представителей всех возрастных групп • глобализация |
• бесплатная регистрация
и бесплатное пользование
• быстрая работа сайта • простота интерфейса, стандартный вид страницы для всех • упрощенный поиск любой информации |
ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) | СЛАБОСТЬ (НЕДОСТАТКИ) |
•
консервативность, использование «проверенных»
ресурсов
• групповое мышление • лояльность местных пользователей к местному представителю социальных сетей Mixi • наличие конкуренции со стороны американских аналогов (Facebook, MySpace) |
• небезопасность
• спам • нелегальный контент, в том числе запрещенный для просмотра лицам до 18 лет |
Бесплатный сервис | Простой и одинаковый интерфейс | Упрощенный поиск информации | Небезопасность | Спам | Нелегальный контент | ||
Нов. способ общения | + | + | + | - | - | - | 0 |
Привлечение всех возрастов | + | + | + | - | • | - | 1 |
Глобализация | + | + | + | 0 | • | 0 | 3 |
Консервативность, осторожность | 0 | + | 0 | - | - | - | -2 |
Групповое мышление | • | + | • | - | • | • | 0 |
Лояльность местной социальной сети Mixi | - | - | - | - | - | - | -6 |
2 | 4 | 2 | -5 | -3 | -4 | -4 |
Спрос
на новые способы общения как
в Японии, так и в мире, стремление
к новизне образует благоприятную
ситуацию вкупе с бесплатностью
сервиса, простым и одинаковым сервисом
и упрощенным поиском информации,
которые характеризуют сайт. Спрос
на виртуальное общение среди всех возрастных
групп является положительной тенденцией
внешней среды, которая образует благоприятную
возможность для сайта vk.com, который предлагает
бесплатный и простой в использовании
интерфейс, удобный для всех сегментов
пользователей. Тем не менее, консервативность
и осторожность, характерные для японского
пользователя, во взаимодействии с таким
свойством сайта, как простой и одинаковый
интерфейс, могут возыметь положительный
эффект на восприятие продукта целевой
аудиторией целевого рынка. Аналогично
можно сказать о стремлении японцев быть
одинаковыми, похожими друг на друга, тем
самым образуя единство, семейственность.
Это свойство японских пользователей
удовлетворяется таким свойством сайта,
как одинаковый для всех и простой интерфейс.
Определенно,
небезопасность, спам и содержание
нелегального контента являются серьезными
проблемами компании. Вопрос о нелегальном
контенте в плане видеозаписей со
сценами насильственного и
В
общем, по итогам проведенного SWOT-анализа,
можно сказать, что сложившаяся ситуация
довольно благоприятна и у компании есть
шансы занять определенную долю (на данный
момент реальный показатель составит
30% от доли локального сети Mixi, которая
в свою очередь занимает долю в 10% всех
жителей Японии, т.е. 3%) японского рынка
и расшириться там впоследствии, но при
правильном позиционировании ресурса
и минимизации недостатков, отмеченных
и рассмотренных выше. В принципе, они
на этом рынке отчасти ликвидируются за
счет того, что злостные «спамщики» ориентируются
на российский рынок и наиболее вероятно,
что зарубежных пользователей они трогать
не будут, так как это не их целевая аудитория
и, соответственно, лишняя трата времени.
Поэтому, если среди японских пользователей
не найдутся местные недобросовестные
пользователи, то японцы будут в безопасности
и их основные слабые стороны сети не коснутся.
Таким образом, положение оказывается
еще более выигрышным.
Среди существующих стратегий большинство нельзя рассматривать в рамках деятельности данной компании по причине особых свойств рынка социальных сетей – товар как таковой - это идеи и их техническое (виртуальное) воплощение, к тому же, товар бесплатный.
По Соловьеву стратегия — это способность наладить связь между днем сегодняшним и днем завтрашним. Уметь оценить покупателя, конкурента, свои возможности по достижению целей. Вконтакте серьезно следит за потребностями своих пользователей, за их изменением и старается оперативно реагировать на это изменение, что обеспечивает компании рост пользователей и лояльность этих пользователей.
Доля на рынке | ||
Высокая | Низкая | |
Высокие | «Звезды» | «Трудные дети» |
Темпы роста рынка | ||
«Дойные коровы» | «Собаки» | |
Низкие |
По матрице БКГ на российском рынке компания лидирует и оказывается в ячейке «Звезды»: темпы роста российского рынка социальных сетей крайне высока – 23% в год8 – эту «крайность» обеспечивает количество пользователей-клонов и просто страниц несуществующих людей, но и без них темпы роста российского рынка социальных сетей имеют самый высокий показатель в мире по данным lenta.ru, а сайт социальной сети Вконтакте на этом рынке занимает самую высокую высокую долю – более 50%9 (31% населения посещает этот сайт ежедневно, в то время как второй по популярности сайт «Одноклассники» посещают 21% ежедневно).10 Относительная доля Вконтакте, по сравнению с Одноклассниками, составляет 147,6 %. В то время, как ее относительная доля в Японии, практически равна 0.
К сожалению, если рассматривать ситуацию с японским рынком, будущее не кажется столь безоблачным. Доля компании на японском рынке на данный момент практически нулевая, в то время как доля главного конкурента Mixi – около 80% всего рынка, что создает неблагоприятную картину для Вконтакте, чья относительная доля на японском рынке практически равняется 0. Темпы роста спроса на рынке социальных сетей высоки11, по количественным показателям они не меньше, чем в России с учетом того, что по развитию информационных технологий Япония одна из самых передовых стран, с каждым днем все больше пользователей участвуют в виртуальной жизни человечества, и компания становится «трудным ребенком», которого необходимо вырастить и воспитать. «Трудному ребенку» полагается инвестирование и избирательное развитие для того, чтобы улучшить свои позиции на рынке. Судя по тому, что я описала выше о компании и ее проблемах, - позиция по матрице БКГ определена правильно и соответствует действительности.
По матрице Джи-И-Маккензи девизом компании «Вконтакте» на японском рынке должен стать «Удержать и усилить позиции», так как несмотря на высокую привлекательность рынка (а рынок привлекателен, так как имеет огромную аудиторию, которая постоянно растет), стратегическое положение компании пока не очень сильно, по десятибалльной шкале его, на данный момент, можно оценить ближе к отметке 0.
Показатель «Привлекательность рынка» я оценила на уровне 6 по десятибалльной шкале, рассмотрев следующие факторы привлекательности рынка: