Разработка стратегии позиционирования сайта VK.com (зеркало vkontakte.ru) на рынке Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить сильные и слабые стороны компании для успешного и конкурентоспособного функционирования компании на японском рынке с целью расширения поля деятельности и извлечения большей прибыли. В данной работе я планирую исследовать рынок Японии для того, чтобы сформулировать наиболее успешную стратегию позиционирования компании «Вконтакте» на данном рынке. Объект исследования – сайт vk.com и его характеристики. Предмет – методы исследования характера использования сайта японскими пользователями и их восприятия этого сайта.

Содержание

Введение 3
I. Анализ внутренней среды 5
1. Миссия 6
2. Формулировка целей 8
3. Разработка стратегических ориентиров 8
4. Доходы – расходы 11
II. Анализ внешней среды 14
Конкуренты 16
III. SWOT-анализ 25
IV. Определение стратегии компании 30
1. Культурные особенности японского пользователя 38
2. Определение стратегии позиционирования 39
3. Выбор критериев позиционирования 40
4. Построение карты восприятия 38
5. Позиционирование 40
V. Разработка проекта решения основной проблемы 40
Заключение 46
Источники информации 46

Работа содержит 1 файл

Управление маркетингом.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

      Итак, слабые стороны компании:

      • Небезопасность
      • Спам
      • Нелегальный контент

      Тем не менее, несмотря на серьезные недостатки для искушенного японского пользователя, у сайта есть и серьезные преимущества. Итак, по списку:

      • Бесплатная регистрация и бесплатное пользование
      • Быстрая работа сайта
      • Простота интерфейса, стандартный вид страницы для всех
      • Упрощенный поиск любой информации (в т.ч. информации о человеке и поиск людей, групп и т.д.)

      Разумеется, это не все слабые и сильные  стороны, характерные данному Интернет-ресурсу, но рассматривать их все не целесообразно, поэтому я выше я рассмотрела те из них, которые в наибольшей степени относятся к проблеме и влияют на нее.

      Внешние факторы, влияющие на деятельность компании, рассмотрим как возможности и угрозы. К возможностям нового рынка – японского рынка социальных сетей, я бы отнесла развитие нового направления использования Интернета для общения и привлечение всех возрастов (Популярная японская социальная сеть Mixi охватывает преимущественно сегмент пользователей от 20 до 30 лет). Второй благоприятный фактор общей окружающей обстановки – это всемирная глобализация. Несмотря на свою замкнутость, японцы тоже стремятся к коммуникации с другими странами и со временем международная сеть контактов будет ими востребована. Угрозы рынка:

    • Консервативность и стремление японцев к объединению и изоляции, стремление к похожести (анти-индивидуальности)
    • Серьезная конкуренция
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Итак, моя матрица SWOT-анализа выглядит следующим образом:

ВОЗМОЖНОСТИ
СИЛА (ПРЕИМУЩЕСТВА)
• спрос на новые способы общения, контактов в сети

• спрос на виртуальное общение среди представителей всех возрастных групп

• глобализация

• бесплатная регистрация и бесплатное пользование

• быстрая работа сайта

• простота интерфейса, стандартный вид страницы для всех

• упрощенный поиск любой информации

ОПАСНОСТИ (УГРОЗЫ) СЛАБОСТЬ (НЕДОСТАТКИ)
• консервативность, использование «проверенных»  ресурсов

• групповое мышление

• лояльность местных пользователей к местному представителю социальных сетей Mixi

• наличие конкуренции со стороны американских аналогов (Facebook, MySpace)

• небезопасность

• спам

• нелегальный  контент, в том числе запрещенный  для просмотра лицам до 18 лет

 
  Бесплатный  сервис Простой и одинаковый интерфейс Упрощенный  поиск информации Небезопасность Спам Нелегальный контент  
Нов. способ общения + + + - - - 0
Привлечение всех возрастов + + + - - 1
Глобализация + + + 0 0 3
Консервативность, осторожность 0 + 0 - - - -2
Групповое мышление + - 0
Лояльность  местной социальной сети Mixi - - - - - - -6
  2 4 2 -5 -3 -4 -4
 

      Спрос на новые способы общения как  в Японии, так и в мире, стремление к новизне образует благоприятную  ситуацию вкупе с бесплатностью  сервиса, простым и одинаковым сервисом и упрощенным поиском информации, которые характеризуют сайт. Спрос на виртуальное общение среди всех возрастных групп является положительной тенденцией внешней среды, которая образует благоприятную возможность для сайта vk.com, который предлагает бесплатный и простой в использовании интерфейс, удобный для всех сегментов пользователей. Тем не менее, консервативность и осторожность, характерные для японского пользователя, во взаимодействии с таким свойством сайта, как простой и одинаковый интерфейс, могут возыметь положительный эффект на восприятие продукта целевой аудиторией целевого рынка. Аналогично можно сказать о стремлении японцев быть одинаковыми, похожими друг на друга, тем самым образуя единство, семейственность. Это свойство японских пользователей удовлетворяется таким свойством сайта, как одинаковый для всех и простой интерфейс. 
 

      Определенно, небезопасность, спам и содержание нелегального контента являются серьезными проблемами компании. Вопрос о нелегальном  контенте в плане видеозаписей со сценами насильственного и сексуального характера уже поставлен и  в скором будущем он должен быть решен. Необходима проверка всех данных, загружаемых в сеть. Но это может быть одной из причин недовольства пользователей, которые убеждены, что на своей личной странице они выкладывают личные фото и видео- записи, которые не могут смотреть посторонние пользователи, в том числе и модераторы сайта. Но лично я считаю, что это необходимо в данной ситуации. Небезопасность и спам являются еще более серьезными для решения проблемами. Небезопасность в данном контексте я подразумеваю, как большое количество пользователей, не представляющих свою настоящую информацию, обманывающих добросовестных пользователей и тому подобное. Причина тому – российский менталитет (судя по всему). Усугубляющей причину российского менталитета и бездельничающей молодежи является простая и быстрая регистрация, ничем не ограниченная. Хотя, если вдуматься, то ограничить регистрацию обязательным указанием высшего учебного заведения или школой (как было одно время в MySpace) нецелесообразно – напишут и это. Требование финансового взноса за регистрацию и возвращение денег, если пользователь прошел проверку на достоверность, - делает сервис платным уже на уровне ощущений и повлияет на общее позиционирование сайта. Недобросовестных пользователей это не отпугнет, а нужных – еще как. Можно довольно долго анализировать эту ситуацию и придумывать решение выше-обозначенным проблемам, но боюсь, лучше для этой темы написать отдельную курсовую работу.

      В общем, по итогам проведенного SWOT-анализа, можно сказать, что сложившаяся ситуация довольно благоприятна и у компании есть шансы занять определенную долю (на данный момент реальный показатель составит 30% от доли локального сети Mixi, которая в свою очередь занимает долю в 10% всех жителей Японии, т.е. 3%) японского рынка и расшириться там впоследствии, но при правильном позиционировании ресурса и минимизации недостатков, отмеченных и рассмотренных выше. В принципе, они на этом рынке отчасти ликвидируются за счет того, что злостные «спамщики» ориентируются на российский рынок и наиболее вероятно, что зарубежных пользователей они трогать не будут, так как это не их целевая аудитория и, соответственно, лишняя трата времени. Поэтому, если среди японских пользователей не найдутся местные недобросовестные пользователи, то японцы будут в безопасности и их основные слабые стороны сети не коснутся. Таким образом, положение оказывается еще более выигрышным.  
 

Определение стратегии компании

 

      Среди существующих стратегий большинство  нельзя рассматривать в рамках деятельности данной компании по причине особых свойств рынка социальных сетей – товар как таковой - это идеи и их техническое (виртуальное) воплощение, к тому же, товар бесплатный.

     По  Соловьеву стратегия — это способность наладить связь между днем сегодняшним и днем завтрашним. Уметь оценить покупателя, конкурента, свои возможности по достижению целей. Вконтакте серьезно следит за потребностями своих пользователей, за их изменением и старается оперативно реагировать на это изменение, что обеспечивает компании рост пользователей и лояльность этих пользователей.

Доля  на рынке
  Высокая Низкая
Высокие «Звезды» «Трудные  дети»
Темпы роста рынка
«Дойные коровы» «Собаки»
Низкие
 
 

     По  матрице БКГ на российском рынке компания лидирует и оказывается в ячейке «Звезды»: темпы роста российского рынка социальных сетей крайне высока – 23% в год8 – эту «крайность» обеспечивает количество пользователей-клонов и просто страниц несуществующих людей, но и без них темпы роста российского рынка социальных сетей имеют самый высокий показатель в мире по данным lenta.ru, а сайт социальной сети Вконтакте на этом рынке занимает самую высокую высокую долю – более 50%9 (31% населения посещает этот сайт ежедневно, в то время как второй по популярности сайт «Одноклассники» посещают 21% ежедневно).10 Относительная доля Вконтакте, по сравнению с Одноклассниками, составляет 147,6 %. В то время, как ее относительная доля в Японии, практически равна 0.

     

     К сожалению, если рассматривать ситуацию с японским рынком, будущее не кажется  столь безоблачным. Доля компании на японском рынке на данный момент практически нулевая, в то время как доля главного конкурента Mixi – около 80% всего рынка, что создает неблагоприятную картину для Вконтакте, чья относительная доля на японском рынке практически равняется 0. Темпы роста спроса на рынке социальных сетей высоки11, по количественным показателям они не меньше, чем в России с учетом того, что по развитию информационных технологий Япония одна из самых передовых стран, с каждым днем все больше пользователей участвуют в виртуальной жизни человечества, и компания становится «трудным ребенком», которого необходимо вырастить и воспитать. «Трудному ребенку» полагается инвестирование и избирательное развитие для того, чтобы улучшить свои позиции на рынке. Судя по тому, что я описала выше о компании и ее проблемах, - позиция по матрице БКГ определена правильно и соответствует действительности.

       
 

     По  матрице Джи-И-Маккензи девизом компании «Вконтакте» на японском рынке должен стать «Удержать и усилить позиции», так как несмотря на высокую привлекательность рынка (а рынок привлекателен, так как имеет огромную аудиторию, которая постоянно растет), стратегическое положение компании пока не очень сильно, по десятибалльной шкале его, на данный момент, можно оценить ближе к отметке 0.

     Показатель  «Привлекательность рынка» я оценила на уровне 6 по десятибалльной шкале, рассмотрев следующие факторы привлекательности рынка:

    • Размер рынка и возможность его роста. Размер рынка – это 100% всего населения страны, в идеале, конечно, такого никогда не достичь, но к этому необходимо стремиться. Возможности роста оцениваются исходя из современного внедрения инновационных информационных технологий, изменения уровня, качества и даже способа жизни (есть такое понятие, как виртуальный мир и жизнь в виртуальном мире). Поэтому на данном рынке, впрочем как на любом другом, есть хорошие возможности роста. К тому же, японцы – это технические новаторы в мире, и занять долю их информационного пространства крайне перспективно, за счет того, что их специалисты могут помогать внедрять новые идеи в ресурс, предлагать новые способы рекламы и т.д. Этому показателю я присвою значение «10» из 10. Привлекательность рынка высокая – население Японии многочисленно и, к тому же, интересно данной компании с точки зрения развития информационного мышления жителей этой страны. К примеру, рынок Зимбабве не был бы столь привлекательным для данной деятельности.
    • Норма прибыли. Норму прибыли рассчитать сложно, так как узнать расценки на рекламу в Интернете в японском пространстве не представляется возможным, в первую очередь из-за невладения японским языком. Поэтому за норму прибыли я беру стоимость размещения рекламы в России, так как потенциально в Японии она должна быть примерно на том же уровне – если компанию ждет успех. Эта сумма составляет минимум 190 000 рублей за 10 000 показов в неделю для одного рекламодателя. Максимум за неделю от одного рекламодателя можно получить 2 250 000 рублей (60 000 показов). Плюс необходимо учесть, что будут пользователи, желающие поднять рейтинг своей страницы или подарить своим друзьям подарок «Вконтакте» - а для этого им придется купить голоса. Один голос стоит около 7-9 рублей. Как говорится, «мелочь, а приятно» - и так могут подумать многие пользователи и эта продажа голосов принесет хорошие деньги, хоть и не такие значительные, как основная деятельность по продаже рекламных площадей. К сожалению, сама компания данные о своих доходах не раскрывает, разные официальные источники делают разные заключения на эту тему, в любом случае это не один миллион рублей в месяц. Основную популярность покупка голосов на рейтинг и подарки развилась в среде молодежи от 19 до 25 лет, данная аудитория составляет 28% всех посетителей сайта, которых насчитывается 17 500 000 в день. Это 4,9 млн молодых пользователей. Среди них большое количество пользователей покупает голоса, при чем голоса продаются пакетами от 3 голосов. Некоторые не покупают голоса вообще. По опыту пользования ресурсом и большим количеством друзей, могу сказать, что 20% моих друзей из этого возрастного диапазона регулярно покупают голоса на рейтинг и подарки друзьям. Если распространить этот процент на всю выборку, получается 980000 пользователей, покупающих голоса. Даже если каждый из них купит только один голос в месяц, прибыль получается 980000*7 руб. (минимальная стоимость голоса)=6860000 руб. в месяц – минимальный месячный доход от голосов в контакте. Норма прибыли составляет около 101% в месяц (может варьироваться от уровня продаж в отчетный период). Данная цифра получена из расчета нормы прибыли с учетом затрат на покупку серверов, описанных в начале работы, и предполагаемого уровня доходов от рекламы и покупки «голосов». Теоретически расчеты одни, но на практике ситуация может сложиться разная. Тем не менее, данный фактор довольно благоприятен и я оцениваю его на уровне «6» из 10, так как несмотря на теоретически большую прибыль, на практике аудитория пользователей может набраться недостаточно большой, что сильно снизит средние цены на рекламу на сайте.
    • Состояние конкуренции. Конкуренция на японском рынке определенно есть, но из прямых конкурентов по типу и концепции сайта ни один конкурент еще не занял лидирующего положения. Поэтому на данный момент степень конкуренции такая, которую компания Вконтакте может выдержать, если рассматривать международные социальные сети – а они все-равно понадобятся в связи с все растущим уровнем глобализации в мире. При этом конкуренция вообще на японском рынке высока за счет популярного местного представителя Mixi, который представляет собой серьезного противника, главными преимуществами которого являются доверие японцев за счет своего места происхождения (Япония) и привычки к нему. Конкуренция на этом рынке очень серьезная, что уменьшает благоприятность фактора до «1»
    • Барьеры выхода на рынок. На данном рынке практически нет никаких барьеров по причине «виртуальности» проекта и в своей мере непривязанности к территории. Барьеров на рынок практически нет, за исключением особой психологии японских пользователей и приверженности к своим местным Интернет-проектам. Зато этот рынок весьма развит информационно. Практически все жители имеют компьютер и умеют им пользоваться. Оценка этому показателю – «10»

Информация о работе Разработка стратегии позиционирования сайта VK.com (зеркало vkontakte.ru) на рынке Японии