Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:16, курсовая работа
Цель данной работы: выявить сильные и слабые стороны компании для успешного и конкурентоспособного функционирования компании на японском рынке с целью расширения поля деятельности и извлечения большей прибыли. В данной работе я планирую исследовать рынок Японии для того, чтобы сформулировать наиболее успешную стратегию позиционирования компании «Вконтакте» на данном рынке. Объект исследования – сайт vk.com и его характеристики. Предмет – методы исследования характера использования сайта японскими пользователями и их восприятия этого сайта.
Введение 3
I. Анализ внутренней среды 5
1. Миссия 6
2. Формулировка целей 8
3. Разработка стратегических ориентиров 8
4. Доходы – расходы 11
II. Анализ внешней среды 14
Конкуренты 16
III. SWOT-анализ 25
IV. Определение стратегии компании 30
1. Культурные особенности японского пользователя 38
2. Определение стратегии позиционирования 39
3. Выбор критериев позиционирования 40
4. Построение карты восприятия 38
5. Позиционирование 40
V. Разработка проекта решения основной проблемы 40
Заключение 46
Источники информации 46
В
данном проекте нет необходимости
в выборе узкого сегмента, так как
товар удовлетворяет потребности абсолютно
всех людей. Но по географическим и культурным
характеристикам можно обозначить сегмент
таким образом – все жители Японии, способные
пользоваться компьютером и Интернетом
и возраст которых от 12 до 60 лет. (Данное
ограничение по возрасту обусловлено
тем, что дети в возрасте 12-13 лет начинают
активно пользоваться Интернетом и особо
заинтересованы в социальных сетях, хоть
изначально Вконтакте и другие компании
рассматривали свою целевую аудиторию
в возрасте от 17 лет (окончание школы, начало
получение высшего образования), со временем
ситуация изменилась, особую популярность
обеспечила именно молодая и очень молодая
аудитория; 60 лет – максимальный возраст,
когда люди интересуются подобными вещами,
более пожилые люди уже не примут данный
способ общения, при этом со временем данные
рамки, безусловно, расширятся за счет
развития информационных технологий и
научно-технического процесса, а, следовательно,
и увеличения продолжительности жизни
и расширения указанных мною возрастных
рамок.). Их потребности в данной сфере
значительно отличаются от российского
общества и необходимо разработать такое
позиционирование социальной сети, чтобы
это смогло привлечь японских пользователей,
удовлетворяя их потребности (в общении,
поиске старых знакомых, в том числе тех,
с которыми была потеряна связь, в поиске
новых друзей, знакомстве, связи с родными
и близкими вне зависимости от расстояний),
некоторые из которых предварительно
стоит «воспитать» у них.
Проект «Вконтакте» с самого начала зарекомендовал себя как очень прибыльный проект, выкупить который стремились многие инвесторы уже в самом начале его развития. На данный момент финансовые показатели фирмы не разглашаются компанией, тем не менее, можно выделить основные статьи затрат. Самые большие вложения потребовались на покупку доменов vkontakte.ru, durov.ru и, наконец, последний – vk.com. Учредитель Лев Левиев не раскрывает сумму сделок, но по оценкам разных экспертов эта сделка обошлась «Вконтакте» в несколько десятков тысяч долларов – максимум ста тысяч долларов. Казалось бы, баснословные суммы, - но если подсчитать, сколько денег компания зарабатывает в год, то общее представление картины быстро меняется. В первом полугодии 2009 г. «Вконтакте» заработала $4,5 млн, подсчитал Леонид Делицын из «Финама» («Вконтакте» финансовые показатели не раскрывает).1 Основные источники дохода сайта – это реклама и покупка пользователями «голосов».
Голоса. Голоса - это полноценная внутренняя валюта сайта. Голоса в контакте необходимы для того, чтобы иметь возможность дарить другим пользователям подарки и поднимать им рейтинг, а также использовать голоса в различных приложениях и публиковать рекламные объявления. Средняя стоимость одного голоса составляет 7 рублей.
Реклама. Самым традиционным и основным способом монетизации веб-ресурсов является размещение на них рекламы. Рекламу в российских соцсетях можно разделить на два основных вида - медийная (баннерная) и контекстная реклама. Стоит отметить, что реклама в социальных сетях, как и в интернете в целом, не оказывает на пользователя такого негативного раздражающего действия, как, например, ТВ-реклама. В некоторых случаях она, наоборот, помогает ориентироваться по товарам и услугам, представленным во всемирной паутине. Аудитория сайта Вконтакте огромная и на ней можно зарабатывать очень хорошие деньги. Основной доход подобных компаний идет с рекламы. К примеру, минимальная стоимость рекламы на сайте составляет 190 000 рублей за пакет на 10 млн показов в неделю. Максимальная стоимость (по прайс-листу) составляет 2 250 000 рублей. Такая реклама очень эффективна, соответственно, клиенты есть и всегда будут. Ведь результат рекламы в Интернете ко всему прочему еще и измерим. Сложно сказать, какие конкретно доходы приносит рекламная деятельность компании, так как официальные данные не раскрываются. Тем не менее, можно сказать наверняка, что доходы немаленькие.
Можно
представить приблизительную
300000∕9000000=0,333 года
То есть затраты полностью окупаются в течение менее чем трех месяцев. Ситуация крайне радужная, но она обеспечивается преимущественно рынком России и СНГ.
Тем
не менее, непосредственно выход
на японский рынок требует дополнительных
затрат. Для выхода на зарубежные рынки
вообще был приобретен домен vk.com, но
он используется не только для японцев,
но и для всех зарубежных стран. Рассчитать
долю стоимости домена, приходящуюся на
рынок Японии, затруднительно, поскольку
распределение долей пользователей разных
сегментов международного рынка (стран)
сложно вычислить, т.к. на данный момент
оно находится в динамичном развитии.
Тем не менее, известно, что на перевод
сайта на японский язык было потрачено
около 1400 евро (54500 рублей) – на зарплату
переводчику. Пожалуй, это все реальные
финансовые затраты, которые произвела
компания для выхода на японский рынок.
И при этих затратах отдача будет скорее
всего невелика, так как «естественное»
расширение и рост популярности сайта
в Японии происходит крайне медленно и
требует дополнительных финансовых вложений
для получения реальной прибыли от рекламы.
До тех пор, пока сайтом не будет пользоваться
основательная часть японского населения,
едва ли этот ресурс привлечет рекламодателей
и, соответственно, финансовую прибыль.
На данный момент окупаемость практически
нулевая (сложно сказать, пользуются ли
японцы услугой покупки голосов и передачей
подарков друг другу), так как проект не
привлекает рекламодателей.
Выводы
Внутренняя среда фирмы характеризуется качественным техническим оснащением и обслуживанием ресурса, оперативной работой специалистов, обслуживающих работу сайта и проверку личных страниц и содержимого сайта. Фирма крайне компетентна в сфере Интернет-продукции, в особенности в сфере виртуальных коммуникаций и демонстрирует высокий уровень качества и оперативности работы. Данный продукт удовлетворяет множество потребностей современного человека одновременно: Вконтакте позволяет общаться с друзьями, знакомиться, смотреть и размещать видео- и аудио-ролики, обмениваться файлами и фотографиями с друзьями и знакомыми. Финансовая обеспеченность компании довольно высока, ее доходы позволяют компании позаботиться о качестве обслуживания, развиваться и расширяться. Таким образом, у компании очень хорошие данные для успешного функционирования на локальных рынках. Также компания способна оперировать на международном рынке и составить серьезную конкуренцию аналогам вроде Facebook и MySpace, тем не менее, завоевать любовь японских пользователей значительно сложнее за счет различия их потребностей от потребностей русских пользователей, а это предполагает некоторые изменения для того, чтобы подстроиться под нового потребителя. На данный момент ситуация складывается не особо оптимистичная для этого проекта. По мнению самих японских специалистов, проблема заключается в недостаточном финансировании и внимании к особенностям японского рынка со стороны создателей проекта.
Рынок, на котором сейчас работает компания Вконтакте, крайне емок – он охватывает все население в возрасте от 12 до 60 лет, которое имеет доступ к Интернету (и пользуется им). Все население России составляет 142 млн человек2. Из них 16,1%3 детей и 10% - пожилые люди старше 60 лет. Таким образом, целевая аудитория сайта на российском рынке составляет 106 млн человек. Большая часть пользователей в России – это молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет (28%).4 Ежедневно сайт посещает 17 500 000 человек (по данным Liveinternet), включая зарубежных пользователей. Что касается японского рынка, то по данным переписи 2005 года наша целевая аудитория составляет 66% всего населения Японии в потенциале,5 которое составляет почти 84 миллиона человек из 127 миллионов жителей Японии6. При этом данный рынок характеризуется большим количеством конкурентов. Число социальных сетей по всему Интернету велико, тем не менее, самых крупных из них не так много, но они составляют очень серьезную конкуренцию. Итак, y Вконтакте 6 серьезных конкурентов: Одноклассники, Mail.ru, Facebook, MySpace, LinkedIn, Mixi. Данному рынку – рынку социальных сетей – в меньшей мере свойственна сегментация потребителей. Около десяти лет назад были чаты и они четко делились на сегменты: по полу, возрасту, интересам, сексуальной ориентации, преследуемой цели и т.д. Основная масса современных социальных сетей направлена на захват всех людей в лице одного сегмента и тут нельзя создать одну социальную сеть и отхватить себе один маленький «сегментик» - это уже будет противоречить основной цели социальной сети. Ведь социальная сеть сейчас это что-то вроде проекции реальной жизни в сети Интернет, где существует каждый человек практически так же, как он существует в реальной жизни. Конечно, я это идеализирую, до сих пор не у всех есть странички «Вконтакте» или в «Одноклассниках», но к тому все идет.
Рынок Японии очень сложен в принципе как таковой. Эта страна крайней отличается от, привычных нам, западных. Нередко ее, культура, семейные традиции, менталитет, отношения, теории мировоззрения, ведения бизнеса и т.п. рассматриваются как полярные западным. На рынок социальных сетей Японии также оказывают очень сильное влияние культурные особенности этой страны.
Основная особенность японской культуры заключается в единении и принадлежности к какой-либо социальной группе. Семья в этой стране имеет очень большое значение и любые группы людей рассматриваются с точки зрения объединения в группы и единении с этой группой.
Основные конкуренты социальной сети “Вконтакте» на российском рынке – это «Одноклассники» и «Facebook». На международном рынке это Facebook и MySpace. Но в данной курсовой работе я рассматриваю перспективы выхода «Вконтакте» на японский рынок. На этом рынке господствует социальная сеть Mixi. Там также присутствуют японские версии MySpace и Facebook, но их популярность практически равна нулю, особенно в сравнении с отечественным Mixi. В нашем случае и они являются серьезными конкурентами, ведь фактически у Вконтакте, Facebook и MySpace одна и та же идея и концепция. Приход на японский рынок очередного «клона» Facebook врядли будет ознаменован успехом, поэтому необходимо входить на рынок с явными конкурентными преимуществами как на фоне японских сетей, так и на фоне американских аналогов.
Итак,
основные конкуренты «Вконтакте» на
рынке социальных сетей Японии: Facebook,
MySpace и Mixi.
Социальная сеть Facebook является одной из наиболее популярных мировых сайтов для общения. Фактически, Facebook это брат-близнец «Вконтакте», только он на два года старше нашего отечественного представителя. Проект создан Марком Цукербергом в 2004 году. Благодаря этому проекту Марк стал самым молодым миллиардером в истории в свои 23 года. По последним данным Facebook является наибольшей социальной сетью и насчитывает 400 миллионов пользователей по всему миру. Для сравнения отмечу, что в контакте зарегистрировано около 80 миллионов пользователей (точную цифру назвать сложно, так как она значительно меняется каждый день и уже через пару недель может быть зарегистрировано 90 или 100 миллионов), но важно отметить, что неизвестно, сколько из них реальных пользователей, а не запасных страничек, страничек домашних животных и поддельных страничек знаменитостей – что очень популярно в России, и очень возможно, что число ненастоящих страниц составляет не меньше половины общего числа зарегистрированных пользователей. В этом плане Facebook сильнее: на этом сайте не распространены такие явления, как регистрация «левых» страничек, а для знаменитостей существует специальные Фан-страницы. Таким образом, Facebook избавлен от этой страшной напасти, которая является проблемой для российского аналога и мешает полностью соответствовать заданной концепции использования реальных имен и фотографий.
Интересно то, что Facebook также положил глаз на русскоязычных пользователей. 20 июня 2009 года cоциальная сеть Facebook объявила о запуске русскоязычной версии сайта. Пользователи теперь могут самостоятельно поменять язык интерфейса в своем профиле. С того дня сайт (http://www.facebook.com) при запуске из России загружается на русском языке. «Мы очень рады тому, что сможем дать доступ русскоговорящим пользователям к новой версии сайта, — говорит Марк Цукерберг, основатель и генеральный директор Facebook. — Число пользователей ресурса из России постоянно растет. Мы хотим упростить для них доступ к нашей сети, которая позволит обмениваться информацией с друзьями и близкими независимо от того, где они живут».7
Что
касается Facebook на рынке Японии –
их появление на этом рынке не вызвало
серьезного отклика от жителей японских
просторов Интернета, что вызвало много
вопросов и волну негодования со стороны
организаторов проекта и общественности
– ведь это такой популярный ресурс по
всему миру, а в Японии успех практически
нулевой.
MySpace
MySpace (от My space, «моё пространство»; произносится майспэ́йс) — популярная международная социальная сеть (сайт сетевых сообществ, блог-платформа), на которой представлена возможность создания сообществ по интересам, персональных профилей, ведение блогов, размещение фото-, видео- и музыкального контента. Штаб-квартира расположена в Беверли-Хиллз (Калифорния, США), где занимает часть офисного здания своего непосредственного владельца Fox Interactive Media. В свою очередь, владельцем Fox Interactive (а соответственно и MySpace), является News Corporation, штаб-квартира которой расположена в Нью-Йорке.
В отличие от Facebook MySpace обладает функцией ведения дневников (блогов) – чего также нет и у Вконтакте. Важно отметить, что это то, что может привлечь японских пользователей. При этом это недостаточное условие, чтобы привлечь их – у них уже есть социальная сеть, предлагающая ведение блога.
Специально
для работы, зарегистрировалась на
этом сайте и начала пользоваться.
Один значительный минус могу назвать
– он очень долго грузится, даже
дольше, чем Facebook. Интересно отметить,
что на их фоне Вконтакте гораздо «легче»
переваривается персональным компьютером.
Mixi
Японская социальная сеть Mixi является самым серьезным конкурентом Вконтакте на рынке социальных сетей. Она была основана в 2004 году молодым энтузиастом и по сути история происхождения и формирования ресурса очень напоминает историю подобных ей Вконтакте и Facebook.