Разработка стратегии маркетинга и поведения потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей и видов маркетинговых стратегий.
Задачи исследования:
1. Проследить становление дисциплины "Поведение потребителей".
2. Выявить типы потребителей, распространённых в России.
3. Рассмотреть модели поведения потребителей

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………….3
1 Поведение потребите-лей……………………………………………….4
1.1 Эволюция теории и методики, связанной с дисциплиной
поведение потребите-лей…………………………………………………...4
1.2 Типы потребительского поведения в Рос-сии………………………...5
1.3 Модели покупательского поведения (Ф. Котлера;
Хокинса - Беста – Кони; Дж. Говарда и Дж. Ше-та)……………………...8
1.4 Характеристики покупателя. Процесс принятия решения
о покуп-ке…………………………………………………………………..11
2 Маркетинговые страте-гии……………………………………………...16
2.1 Управление и планирование в области маркетин-га………………...16
2.2 Виды маркетинговых стратегий деятельности предприятия………18
2.3 Факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии………….20
3. Маркетинг и поведение покупате-лей…………………………………23
Заключе-ние………………………………………………………………..27
Список использованных источни-ков……………………………...…….28

Работа содержит 1 файл

поведение потребителей.doc

— 307.00 Кб (Скачать)
  1. Анализ внешней среды
  2. Определение целей.
  3. Оценка внутренних ресурсов.
  4. Выработка стратегии.

     Понятие "внешняя среда" включает экономические, социальные и культурные факторы, технологию, конкуренцию, правовой климат и природную среду. Иными словами, это анализ и учет факторов, на которые предприятие влиять не может, а должно приспосабливаться к ним.

     Целью маркетинга является увеличение объема продаж соответствующей продукции. Маркетинг ориентирован на увеличение рыночной доли фирмы - части общего объема продаж какого-либо товара, приходящейся на данную фирму.

     Для осуществления своей деятельности фирме требуются различные ресурсы: финансовые, производственные, трудовые. От них зависят издержки производства.

     Изучив  эти три фактора, фирма может  выработать маркетинговую стратегию. Эта стратегия должна соответствовать целям организации.

     Чтобы повысить эффективность маркетинговой  деятельности, фирма проводит маркетинговые  исследования. Они представляют собой  сбор, обработку и анализ информации или данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетингового решения.

     Процесс маркетингового исследования включает пять основных этапов:

  1. Выявление проблемы и формулирование целей маркетингового исследования.
  2. Отбор источников информации.
  3. Сбор исходных данных (информации).
  4. Анализ полученной информации.
  5. Представление проанализированных данных, выработка рекомендаций.

     Например, рассмотрим ситуацию, когда предприниматель  собирается провести маркетинговое  исследование, касающееся производства и реализации канцелярских товаров. Проводя маркетинговое исследование, он должен исследовать информацию о рынке, ответить на вопросы: кто будет покупать его товары, в каком количестве их следует производить, по какой цене их предлагать; он должен принять решение о внешнем виде своего товара, о его упаковке, моделях. Также он должен изучить возможности своего производства, изучить конкурентов: кто является конкурентами в данной отрасли, каковы их сильные и слабые стороны, изучить каналы продвижения товара.  

     2.2 Виды маркетинговых стратегий деятельности предприятия 

     Маркетинговая стратегия – разработка стратегических решений, которые позволят эффективно реализовать задачи среднесрочного и краткосрочного периода.

     Разработка  маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий.

     Разработка  и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует  от любой компании гибкости, способности  понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.

     Маркетинговые стратегии в основном разделяют  на 3 вида:

     1) стратегии лидерства;

     2) «военные» стратегии;

     3) стратегии, основанные на рыночном  спросе.

     «Военные  стратегии» подразделяются на 2 типа:

     а) Атакующая, созидательная стратегия, или стратегия наступления, предполагает активную, агрессивную позицию фирмы  на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом товарном рынке или рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.

     б) Оборонительная, или холдинговая  стратегия предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.

     в) Стратегия отступления, как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия. В ряде случаев по определенным товарам. Эта стратегия предполагает:

     · постепенное сворачивание операций, при этом необходимо не нарушить связи и деловые контакты по бизнесу, не нанести удара по прежним партнерам, обеспечить трудоустройство сотрудников фирмы;

     · быструю ликвидацию бизнеса (в этом случае важно не допустить утечки информации о готовящемся прекращении деятельности).

     Маркетинговые стратегии, основанные на рыночный спрос  подразделяются на следующие типы:

     а) стратегия конверсионного маркетинга предусматривает при негативном, отрицательном спросе на товар на рынке. В этом случае маркетинговые службы фирмы должны превратить негативный спрос в позитивный, разработав и применив меры, направленные на измерение отрицательного отношения потребителя к данному товару.

     б) Стратегия креативного маркетинга применяется тогда, когда спрос  отсутствует или присутствует потенциально и его необходимо создать и разработать.

     в) Стратегия стимулирующего маркетинга используется в тех случаях, когда спрос на рынке низкий и его следует оживить.

     г) Стратегия ремаркетинга характерна для ситуации, когда спрос снижается и следует принять меры к прекращению его падения, оживлению и восстановлению.

     д) Стратегия синхромаркетинга наиболее целесообразна, если спрос на рынке  подвержен резким колебаниям и необходимо предпринять меры, направленные на его стабилизацию.

     е) Стратегия поддерживающего маркетинга применима тогда, когда спрос  на рынке находится на оптимальном для фирмы уровне и в ее задачи входит поддержание данного уровня спроса.

     ж) Стратегию демаркетинга применяют  в тех случаях, когда спрос  на рынке чрезмерный, в значительной степени перекрывающий предложение  и необходимо добиться его снижения, для чего, в частности, используют политику повышения цен, снижения уровня сервиса.

     з) Стратегия противодействующего  маркетинга используется тогда, кода спрос носит с общественной, здравоохранительной, правовой или другой точки зрения иррациональный характер и маркетинг преследует цель снизить или ликвидировать такой спрос.

     Выбрав  для себя на определенный период времени  приоритетные цели деятельности, фирма  формирует стратегию в зависимости  от конкретной рыночной ситуации. Выбор комбинации стратегий зависит от позиции товара фирмы на рынке, уровня затрат на маркетинг, в том числе и в их распределении по целевым рынкам, а также от комплекса маркетинговых мероприятий для реализации стратегии.

     2.3 Факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии

     Маркетинговая стратегия компании на современном рынке формируется под влиянием множества факторов и на основе огромного количества маркетинговой информации (исследованиях промышленных покупателей и их предпочтений, экспертизе ситуации в отрасли и т.д.).

     Избранная стратегия воплощается, в том числе в ценовой политике компании и отражается в итоге на ее финансовом положении.

     На  выбор маркетинговой стратегии  влияют как внутренние резервы (способности) компании (ее внутренняя среда, включая имеющиеся ресурсы и компетенции), так и состояние внешней среды (особенности спроса, конкуренции, институциональные факторы и т.п.) (рис. 6). 

     

 

     Рис.6 -Факторы формирования маркетинговой стратегии 

     К внутренним факторам, оказывающим влияние  на формирование маркетинговой стратегии позиционирования (в том числе ценового), относятся технологические, ресурсные и организационные возможности компании (табл. 1). 

     Таблица 1 -Основные внутренние факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии позиционирования компании 

       

     Дополнительным  фактором, влияющим на выбор маркетинговой стратегии, является способность фирмы к адаптации своего решения к требованиям индивидуальных промышленных покупателей. Если фирма производит только стандартные продукты, то степень адаптации низкая, требуется массовое производство и конкурентоспособность зависит от объемов производства и цен. Если же фирма имеет гибкую производственную технологию и способна перенастраивать производственный процесс и персонал на производство широкого спектра нестандартных продуктов, то степень адаптации такой компании можно охарактеризовать как высокую.

     Таким образом, уровень качества и адаптивные способности фирмы по удовлетворению спроса отдельных промышленных покупателей определяют выбор компанией маркетинговой стратегии позиционирования (табл. 2). 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2 - Факторы выбора маркетингового позиционирования   

       

     Так же на выбор маркетинговой стратегии  фирмы оказывают влияние инструменты маркетинговых исследований. Из них можно выделить SWOT-анализ (на основе анализа сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей фирмы) и анализ на основе матрицы БКГ (бостонской консультативной группы). Результаты исследований благодаря этим видам анализа помогают фирме определить необходимую маркетинговую стратегию, которая бы полностью отражала возможности и потребности фирмы, а также учитывала изменяющиеся рыночные условия и конкурентную среду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Маркетинг и поведение  покупателей.  

     Исследование  потребителей позволяет определить весь комплекс побудительных мотивов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров. Основными объектами являются: отдельно взятые потребители, семьи, юридические лица. Основными результатами являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке и прогноз спроса. Изучение потребителей и их спроса является важным компонентом маркетингового исследования.

     Количество  продукции или услуг, произведенных  или реализованных предприятием, определяется спросом на них и предложением.

     Главные составляющие спроса:

  1. Наличие потенциальных покупателей.
  2. Их желание приобрести конкретный товар.
  3. Их возможность приобрести конкретный товар, продукцию.

     Как говорилось ранее на поведение потребителей влияют ряд факторов:

     - культурные факторы: культура, субкультура  и социальные нормы; 
- социальные факторы: референтные группы, семья, роли и статусы; 
- личные факторы: возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе; 
- психологические факторы: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.

     А. Маслоу расположил человеческие потребности  в порядке иерархической значимости. На самом низшем уровне он расположил физиологические потребности (голод, жажда); на втором уровне - потребности самосохранения (безопасность, защищенность); на третьем - социальные потребности (чувства духовной близости, любовь); на четвертом - потребности в уважении (самоуважение, признание, статус); на самом высоком уровне - потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация). В первую очередь человек стремиться удовлетворить физиологические потребности. Как только ему это удается, появляется побуждение к удовлетворению следующего уровня потребностей, и т.д.

     Потребителей  можно разделить на пять групп, которые  по разному реагируют на введение новых товаров:

  1. Суперноваторы. Они составляют около 2,5% всех потребителей. Это люди с высоким социальным статусом, живущие в городе, склонные к новизне и риску.
  2. Новаторы. Они составляют примерно 13,5% от общего числа потребителей. Они характеризуются примерно тем же, чем и суперноваторы, только более осторожны в своих действиях.
  3. Обыкновенные потребители. Эта категория составляет примерно 34% емкости рынка. Большинство из этих людей проживают в сельской местности и в небольших городах. Они основательны и стараются не рисковать.
  4. Консерваторы. Их численность также составляет примерно 34% от всех потребителей. Они не одобряют всяких новшеств, но подражают обыкновенным потребителям. Среди них много пожилых людей, лиц с низкими доходами, занятых мало престижной деятельностью.
  5. Суперконсерваторы. Они составляют около 16% от всех потребителей. Эти люди принадлежат к различным слоям общества, лишены эстетического чутья, воображения, сохраняют привычки молодости и склонности по отношению к товарам.

Информация о работе Разработка стратегии маркетинга и поведения потребителей