Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей и видов маркетинговых стратегий.
Задачи исследования:
1. Проследить становление дисциплины "Поведение потребителей".
2. Выявить типы потребителей, распространённых в России.
3. Рассмотреть модели поведения потребителей
Введе-ние…………………………………………………………………….3
1 Поведение потребите-лей……………………………………………….4
1.1 Эволюция теории и методики, связанной с дисциплиной
поведение потребите-лей…………………………………………………...4
1.2 Типы потребительского поведения в Рос-сии………………………...5
1.3 Модели покупательского поведения (Ф. Котлера;
Хокинса - Беста – Кони; Дж. Говарда и Дж. Ше-та)……………………...8
1.4 Характеристики покупателя. Процесс принятия решения
о покуп-ке…………………………………………………………………..11
2 Маркетинговые страте-гии……………………………………………...16
2.1 Управление и планирование в области маркетин-га………………...16
2.2 Виды маркетинговых стратегий деятельности предприятия………18
2.3 Факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии………….20
3. Маркетинг и поведение покупате-лей…………………………………23
Заключе-ние………………………………………………………………..27
Список использованных источни-ков……………………………...…….28
Понятие "внешняя среда" включает экономические, социальные и культурные факторы, технологию, конкуренцию, правовой климат и природную среду. Иными словами, это анализ и учет факторов, на которые предприятие влиять не может, а должно приспосабливаться к ним.
Целью маркетинга является увеличение объема продаж соответствующей продукции. Маркетинг ориентирован на увеличение рыночной доли фирмы - части общего объема продаж какого-либо товара, приходящейся на данную фирму.
Для
осуществления своей
Изучив эти три фактора, фирма может выработать маркетинговую стратегию. Эта стратегия должна соответствовать целям организации.
Чтобы повысить эффективность маркетинговой деятельности, фирма проводит маркетинговые исследования. Они представляют собой сбор, обработку и анализ информации или данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетингового решения.
Процесс маркетингового исследования включает пять основных этапов:
Например,
рассмотрим ситуацию, когда предприниматель
собирается провести маркетинговое
исследование, касающееся производства
и реализации канцелярских товаров.
Проводя маркетинговое исследование,
он должен исследовать информацию о рынке,
ответить на вопросы: кто будет покупать
его товары, в каком количестве их следует
производить, по какой цене их предлагать;
он должен принять решение о внешнем виде
своего товара, о его упаковке, моделях.
Также он должен изучить возможности своего
производства, изучить конкурентов: кто
является конкурентами в данной отрасли,
каковы их сильные и слабые стороны, изучить
каналы продвижения товара.
2.2
Виды маркетинговых
стратегий деятельности
предприятия
Маркетинговая стратегия – разработка стратегических решений, которые позволят эффективно реализовать задачи среднесрочного и краткосрочного периода.
Разработка
маркетинговой стратегии
Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.
Маркетинговые стратегии в основном разделяют на 3 вида:
1) стратегии лидерства;
2) «военные» стратегии;
3)
стратегии, основанные на
«Военные стратегии» подразделяются на 2 типа:
а) Атакующая, созидательная стратегия, или стратегия наступления, предполагает активную, агрессивную позицию фирмы на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом товарном рынке или рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.
б) Оборонительная, или холдинговая стратегия предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная, или у нее для проведения активной агрессивной политики недостаточно средств, или фирма опасается ее проводить из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или со стороны государства. Такую политику часто проводят солидные фирмы на известных для них рынках.
в) Стратегия отступления, как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия. В ряде случаев по определенным товарам. Эта стратегия предполагает:
· постепенное сворачивание операций, при этом необходимо не нарушить связи и деловые контакты по бизнесу, не нанести удара по прежним партнерам, обеспечить трудоустройство сотрудников фирмы;
· быструю ликвидацию бизнеса (в этом случае важно не допустить утечки информации о готовящемся прекращении деятельности).
Маркетинговые стратегии, основанные на рыночный спрос подразделяются на следующие типы:
а)
стратегия конверсионного маркетинга
предусматривает при
б)
Стратегия креативного
в) Стратегия стимулирующего маркетинга используется в тех случаях, когда спрос на рынке низкий и его следует оживить.
г) Стратегия ремаркетинга характерна для ситуации, когда спрос снижается и следует принять меры к прекращению его падения, оживлению и восстановлению.
д) Стратегия синхромаркетинга наиболее целесообразна, если спрос на рынке подвержен резким колебаниям и необходимо предпринять меры, направленные на его стабилизацию.
е)
Стратегия поддерживающего
ж)
Стратегию демаркетинга применяют
в тех случаях, когда спрос
на рынке чрезмерный, в значительной
степени перекрывающий
з) Стратегия противодействующего маркетинга используется тогда, кода спрос носит с общественной, здравоохранительной, правовой или другой точки зрения иррациональный характер и маркетинг преследует цель снизить или ликвидировать такой спрос.
Выбрав
для себя на определенный период времени
приоритетные цели деятельности, фирма
формирует стратегию в
Маркетинговая стратегия компании на современном рынке формируется под влиянием множества факторов и на основе огромного количества маркетинговой информации (исследованиях промышленных покупателей и их предпочтений, экспертизе ситуации в отрасли и т.д.).
Избранная стратегия воплощается, в том числе в ценовой политике компании и отражается в итоге на ее финансовом положении.
На
выбор маркетинговой стратегии
влияют как внутренние резервы (способности)
компании (ее внутренняя среда, включая
имеющиеся ресурсы и компетенции), так
и состояние внешней среды (особенности
спроса, конкуренции, институциональные
факторы и т.п.) (рис. 6).
Рис.6
-Факторы формирования маркетинговой
стратегии
К
внутренним факторам, оказывающим влияние
на формирование маркетинговой стратегии
позиционирования (в том числе ценового),
относятся технологические, ресурсные
и организационные возможности компании
(табл. 1).
Таблица
1 -Основные внутренние факторы, влияющие
на выбор маркетинговой стратегии позиционирования
компании
Дополнительным фактором, влияющим на выбор маркетинговой стратегии, является способность фирмы к адаптации своего решения к требованиям индивидуальных промышленных покупателей. Если фирма производит только стандартные продукты, то степень адаптации низкая, требуется массовое производство и конкурентоспособность зависит от объемов производства и цен. Если же фирма имеет гибкую производственную технологию и способна перенастраивать производственный процесс и персонал на производство широкого спектра нестандартных продуктов, то степень адаптации такой компании можно охарактеризовать как высокую.
Таким
образом, уровень качества и адаптивные
способности фирмы по удовлетворению
спроса отдельных промышленных покупателей
определяют выбор компанией маркетинговой
стратегии позиционирования (табл. 2).
Таблица
2 - Факторы выбора маркетингового позиционирования
Так
же на выбор маркетинговой стратегии
фирмы оказывают влияние
3.
Маркетинг и поведение
покупателей.
Исследование потребителей позволяет определить весь комплекс побудительных мотивов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров. Основными объектами являются: отдельно взятые потребители, семьи, юридические лица. Основными результатами являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке и прогноз спроса. Изучение потребителей и их спроса является важным компонентом маркетингового исследования.
Количество
продукции или услуг, произведенных
или реализованных
Главные составляющие спроса:
Как говорилось ранее на поведение потребителей влияют ряд факторов:
-
культурные факторы: культура, субкультура
и социальные нормы;
- социальные факторы: референтные группы,
семья, роли и статусы;
- личные факторы: возраст, этап жизненного
цикла семьи, род занятий, экономическое
положение, образ жизни, тип личности и
представление о самом себе;
- психологические факторы: мотивация,
восприятие, усвоение, убеждения и отношения.
А. Маслоу расположил человеческие потребности в порядке иерархической значимости. На самом низшем уровне он расположил физиологические потребности (голод, жажда); на втором уровне - потребности самосохранения (безопасность, защищенность); на третьем - социальные потребности (чувства духовной близости, любовь); на четвертом - потребности в уважении (самоуважение, признание, статус); на самом высоком уровне - потребности в самоутверждении (саморазвитие, самореализация). В первую очередь человек стремиться удовлетворить физиологические потребности. Как только ему это удается, появляется побуждение к удовлетворению следующего уровня потребностей, и т.д.
Потребителей можно разделить на пять групп, которые по разному реагируют на введение новых товаров:
Информация о работе Разработка стратегии маркетинга и поведения потребителей