Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей и видов маркетинговых стратегий.
Задачи исследования:
1. Проследить становление дисциплины "Поведение потребителей".
2. Выявить типы потребителей, распространённых в России.
3. Рассмотреть модели поведения потребителей
Введе-ние…………………………………………………………………….3
1 Поведение потребите-лей……………………………………………….4
1.1 Эволюция теории и методики, связанной с дисциплиной
поведение потребите-лей…………………………………………………...4
1.2 Типы потребительского поведения в Рос-сии………………………...5
1.3 Модели покупательского поведения (Ф. Котлера;
Хокинса - Беста – Кони; Дж. Говарда и Дж. Ше-та)……………………...8
1.4 Характеристики покупателя. Процесс принятия решения
о покуп-ке…………………………………………………………………..11
2 Маркетинговые страте-гии……………………………………………...16
2.1 Управление и планирование в области маркетин-га………………...16
2.2 Виды маркетинговых стратегий деятельности предприятия………18
2.3 Факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии………….20
3. Маркетинг и поведение покупате-лей…………………………………23
Заключе-ние………………………………………………………………..27
Список использованных источни-ков……………………………...…….28
Социальные классы – построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
Представители
различных социальных классов различаются
стилем одежды, речью, организацией отдыха
и многими другими
Например, Американское общество – выделяют 7 социальных классов: (см. Ф.Котлер, с.234)
Отличительные признаки социального класса:
Покупатель преодолевает несколько этапов на пути к принятию решения о покупке и ее совершению. На рис. 5 представлено пять этапов, через которые проходит потребитель: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта. Модель нацеливает деятеля рынка на внимание к процессу в целом, а не только к этапу принятия решения.
Судя по модели, потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке.
Однако
при совершении обыденных покупок
он пропускает некоторые этапы или
меняет их последовательность. Так, женщина,
приобретающая привычную для себя марку
зубной пасты, после осознания проблемы
сразу принимает решение о покупке, пропуская
этапы сбора информации и оценки вариантов.
Однако мы с вами все же будем оперировать
полной моделью, представленной на рис.
5, поскольку в ней отражены все соображения,
возникающие, когда потребитель сталкивается
с новой для себя ситуацией, особенно если
при этом предстоит решить немало проблем.
Процесс принятия решения о покупке:
Источники информации о товаре:
Наибольший объем информации потребитель получает из коммерческих источников, но самыми эффективными являются личные источники.
Оценка вариантов - учитываются:
Фотоаппараты - резкость получаемых фотоснимков, диапазон выдержек, размер, цена
Гостиницы - местоположение, чистота, атмосфера, стоимость
Стадии принятия решения при покупке персонального компьютера
Полный ассортимент – Осведомленность –- Рассмотрение – Выбор – Решение
IBM IBM IBM IBM IBM
Apple Apple Amstrad Amstrad
Amstrad Amstrad Compaq
Compaq
Compaq
Dell
Однако на пути от намерения до принятия решения могут вмешаться 2 фактора:
Оценка
Намерение
вариантов
совершить
покупку
Эти факторы сдерживают превращение намерения совершить покупку в решение о ней.
Реакция на покупку: В результате покупки у потребителя появляется ряд реакций на покупку - они представляют интерес для маркетолога!
Маркетологи: “ Наша лучшая реклама - удовлетворенный клиент”
Отличие процесса покупки организации от процесса покупки потребителя:
Показатели, используемые для оценки поставщиков:
2.1
Управление и планирование
в области маркетинга
Маркетинг
- вид человеческой деятельности, направленный
на удовлетворение нужд и потребностей
людей посредством обмена (Ф.Котлер). Эта
деятельность охватывает разработку и
реализацию маркетинговой концепции,
ценообразование, продвижение продукции
на рынок и ее сбыт.
Маркетинг оперирует следующими понятиями:
нужда, потребность, запросы, товар, обмен,
сделка и рынок.
Первым шагом в планировании маркетинга является разработка стратегии маркетинга. Она представляет собой общий план деятельности в области маркетинга для какого-то определенного товара. Первым этапом разработки стратегии является выявление группы потребителей, на запросы которых ориентируется фирма в своей деятельности. Вторым шагом является решение о сочетании элементов, которые нужно использовать в маркетинговой программе, чтобы достичь максимальной эффективности.
В эволюции маркетинга можно выделить три этапа:
Основные
инструменты маркетинговой деятельности
(рис.5)
Рис.5-Маркетинговые
коммуникации
Самым важным объектом маркетингового исследования является рынок.
Рынок
- совокупность существующих или потенциальных
покупателей товара; это система экономических
отношений купли-продажи товаров в рамках
которых формируется спрос, предложение
и цена товара.
Исторически можно выделить два типа рынка:
- рынок продавца, который характеризуется дефицитом товаров, отсутствием свободы выбора для покупателей, основной проблемой которых является покупка товара, которая может быть осуществлена только на условиях, диктуемых продавцом;
- рынок покупателя, который определяется избытком товаров, наличием возможности выбора, при этом основная задача продавца - продать товар.
Рынки состоят из множества рыночных сегментов - групп потребителей, имеющих сходные нужды и интересы. Фирма сосредотачивает свою деятельность на значимых для нее (целевых) рынках. Эти рынки представляют собой конкретную группу потребителей, на которых ориентируется фирма при производстве и продаже своих товаров.
"Комплекс маркетинга" состоит из четырех элементов:
Эти элементы известны под названием "четыре пи = 4π".
Первоначальной задачей маркетолога является выявление тех товаров и услуг, которые привлекут потребителей (определить перспективный товар). После принятия решения о том, какие товары производить, производитель должен определить какую цену установить на этот товар. Затем определяются места продаж, каналы сбыта, система транспортировки, партнерские торговые организации. Продвижение товара включает рекламу, личную продажу, формирование благоприятного общественного мнения и другие приемы стимулирования сбыта.
Планирование маркетинга подразумевает исследование рыночных возможностей фирмы, максимально эффективное распределение ресурсов и прогноз конечных результатов ее деятельности.
Основные этапы процесса планирования маркетинга:
Информация о работе Разработка стратегии маркетинга и поведения потребителей