Разработка плана маркетинга для НПП «Монитор»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ маркетингового планирования и разработка плана маркетинга для НПП «Монитор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и задачи маркетингового планирования;
- изучить этапы и виды маркетингового планирования;
- рассмотреть характеристики и показатели коммерческой деятельности НПП «Монитор»;
- проанализировать российский рынок медицинского оборудования;
- разработать план маркетинга для НПП «Монитор».

Содержание

Введение………………………………………………………………......3
Глава 1 Теоретические основы маркетингового планирования……...5
1. Сущность, принципы и задачи маркетингового планирования….5
2. Виды маркетингового планирования………………………….…...8
3. Этапы маркетингового планирования…………………………….14
Глава 2 Разработка плана маркетинга для НПП «Монитор»…….…19
2.1 Характеристика и основные показатели коммерческой деятельности НПП «Монитор»…………………………………………………………19
2.2 Анализ российского рынка медицинской техники………………..25
2.3 Разработка плана маркетинга для НПП «Монитор»…………….29
Заключение……………………………………………………………....38
Список литературы……………………………………………………..42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Макаровская.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

Примечание: стр.1- соответствующее значение 1-й строки табл.3 и т.д.

     Из  таблицы видно, что в течение  анализируемого периода показатели деловой активности предприятия, в  основном, изменились незначительно. 

  1. Анализ показателей рентабельности

Показатели  рентабельности рассчитаны нами по данным таблицы 3. 

     Таблица 5 Показатели рентабельности

Рентабельность, % Формула На начало периода На конец  периода
1 продаж (ф.2, стр.050 / 010) 0,06 0,05
2 основной деятельности (ф.2, стр.050/ (040+030+020)) 0,06 0,05

     Первоочередной  задачей предприятия в сложившихся  условиях должна стать минимизация издержек и создание такого маркетингового плана, который обеспечил бы повышение рентабельности предприятия[18].

     При продажах Научно-производственным предприятием «Монитор» медицинского оборудования действует правило Парето “80 к 20”. В 2008 году более 78% медицинской техники, выпущенной и реализованной предприятием, было закуплено двадцатью торгово-сбытовыми фирмами. Данные за 2009 год подробно на момент написания данной работы не анализировались, но видно, что тенденция сохраняется. 

     Таблица 6. Торгово-сбытовые предприятия, закупившие наибольшее количество медоборудования в 2009 году

Название предприятия, город. Объем закупок, руб.
1 ВНИИМП–ВИТА (г. Москва) 1626772
2 Медицинская холдинговая  компания

(г. Иркутск)

1088759
3 Медтехника (г. Алматы) 927734
4 Медтехника  №5 (г. Москва) 910378
5 Омнимед (г. Нижний Новгород ) 802671
6 Интерсервис (г. Ростов-на-Дону) 620870
7 Экомед плюс (г. Москва) 582393
8 Центр медицинского оборудования

(г. Вологда)

394517
9 Медснаб (г. Кемерово) 327700
10 Росмедтехника (г. Москва) 292448
11 Медтехника (г. Самара) 262918
12 Медтехника (г. Саранск) 260675
13 Калита (г. Липецк) 221323
14 Юнион (г. Оренбург) 194859
15 Алтаймедтехника (г. Барнаул) 175565
16 Инфомед (г. Москва) 171543
17 Медтехника (г. Красноярск) 165570
18 Медэкспресс (г. Санкт-Петербург) 154700
19 Медтехника (г. Тверь) 147148
20 Медформ (г. Санкт-Петербург) 134862
ИТОГО 9463405

     Разработка  и производство медицинской техники  на предприятии «Монитор» связаны  с высокоточными и наукоемкими  технологиями. Медицинская техника  собирается на основе импортной микроэлементной базы. В состав оборудования входят комплектующие производства Германии, США и других развитых стран. При этом предприятие старается работать с поставщиками напрямую, без посредников; заключая с ними дилерские договора и стараясь закупать оборудование по оптовым ценам.

     Можно выделить следующих всемирно-известных  поставщиков НПП «Монитор»: Nonin Medical, Cardio Pulmonary Technology, Analog Devices, Maxim, Seiko, Intel. 

     2.2. Анализ российского  рынка медицинской  техники 

     Практика  последних десятилетий свидетельствует о том, что современная медицина является одним из самых наукоемких секторов экономики, а своими успехами и достижениями она в значительной мере обязана результатам научно-технической революции. Характерная для прошлых лет односторонняя схема взаимодействия между медициной и научно-техническим прогрессом (НТП) начала постепенно сменяться более сложной моделью. Заметную роль стал играть механизм обратных связей, посредством которого медицина оказывает стимулирующее воздействие на динамику НТП.

     В промышленно развитых странах место  военного сектора экономики в  финансировании перспективных разработок начала прочно занимать медицина. Лидером  в этой области являются США, которые  тратят на нужды здравоохранения  почти 15% валового национального продукта. Научно-технический прогресс в медицине формируется под влиянием рынка общественного здоровья (см. рис. 6).

     Вмешательство государства в регулирование  этого рынка определяется необходимостью в здоровых гражданах трудоспособного  возраста — с учетом того, что здоровье нации является одним из главных показателей уровня развития государства и степени его заботы о своих согражданах. Для этого от государства в данной отрасли экономики требуется гибкая налоговая, ценовая и инвестиционная политика. В то же время этот сектор рыночной экономики исходит из общих задач бизнеса и ставит целью получение прибыли — например, за счет увеличения объема продаж медицинской техники и лекарственных препаратов. Достижению этой цели способствует медицинский маркетинг, в котором важную роль начинает играть Интернет.

     Рисунок 6. Структура рынка общественного здоровья[19]

     В настоящее время основной объем  отечественной медицинской продукции (около 90%) выпускается на 168 специализированных (базовых) предприятиях и в организациях. На них производится около 2500 наименований лекарственных средств и медицинской техники и примерно 7000 наименований изделий медицинского назначения. В отрасли занято около 91 тыс. человек, в том числе 66 тыс. — на предприятиях фармацевтической промышленности и 25 тыс. — медицинской техники.

     В первом квартале 2008 г. объем выпуска товаров и услуг на предприятиях медицинской промышленности составил 7265,4 млн. руб., в том числе продукции медицинского назначения — 7014,2 млн. руб., что на 41,6% выше уровня соответствующего периода 2007 г. Объем производства медицинской техники и запасных частей достиг 1,0 млрд. руб., что на 65,5% выше уровня аналогичного периода предыдущего года. Повысились объемы промышленного производства средств ультразвуковой диагностики, рентгеновской аппаратуры, включая флюорографы, автомобилей скорой помощи и других видов медицинской техники (рис. 7 и 8, данные НИИЭМП по состоянию на начало 2008 г.).

               Рисунок 7.                                           Рисунок 8.

Рисунок 7. Структура выпуска продукции медицинской промышленности в РФ[20]

Рисунок 8.Структура производства продукции медицинской техники в РФ[20]

     Наибольшим  спросом пользуются такие изделия  медицинской техники, как средства функциональной диагностики, жизнеобеспечения, реанимации, хирургии и терапии. Согласно экспертной оценке отечественная продукция этих групп по техническому уровню в своем подавляющем большинстве соответствует требованиям практического здравоохранения. Физиотерапевтическая аппаратура и медицинские инструменты российского производства могут полностью удовлетворить потребности отечественного здравоохранения. В то же время по критерию «потребительские качества — цена» не соответствуют мировому уровню отечественные средства топической диагностики и лабораторной техники.

     Среди российской медико-технической продукции, поставляемой на экспорт, преобладают  простые изделия: инструменты широкого применения, микрохирургические инструменты, автоматические иглы, иглодержатели, эндоскопическая техника, лазерный инструмент и т.п. Удельный вес экспортной продукции в общем объеме выпуска медицинской промышленности РФ в 2008 г. составил 4,5%, в 2009 г. — 5%.

     Существенным  препятствием на пути выхода российской медицинской техники на зарубежный рынок являются сертификационные барьеры, поскольку отечественные сертификаты не признаются большинством европейских национальных органов системы международной сертификации. В России пока отсутствуют испытательные лаборатории и центры, аккредитованные в системе международной сертификации по медицинской технике, поэтому российская экспортная продукция должна проходить весьма дорогостоящие и продолжительные сертификационные испытания за рубежом.

     В области разработки и производства медицинской техники по новым наукоемким технологиям имеется существенное отставание от аналогов мирового уровня. Так, например, отечественная медицинская техника не позволяет реализовать все современные методики, необходимые для диагностики заболеваний; наиболее критическое положение сложилось с уже разработанными медицинскими изделиями, так как отсутствие средств сделало невозможным завершение работ в части проведения их технических и клинических испытаний.

     Преобладание  импортной медицинской техники  на отечественном рынке общественного здоровья объясняется не только ее техническими преимуществами, но, главным образом, развалом существовавшей инфраструктуры по закупке и сервисному обслуживанию медицинской аппаратуры. В настоящее время на отечественном рынке, практически в каждом регионе страны, активно работают сотни предприятий и организаций, представляющих интересы зарубежных фирм—производителей изделий медицинского назначения. В результате органы и учреждения здравоохранения лучше информированы об импортной технике, чем об отечественной. Идет широкомасштабная закупка импортной медицинской техники по всей номенклатуре, включая аналоги, выпускаемые отечественной промышленностью и не уступающие зарубежным по функциональным возможностям. Массовая замена отечественной медицинской аппаратуры на импортную приводит к неуправляемости процесса ее технического обслуживания, зависимости учреждений здравоохранения от закупок импортных расходных материалов и запасных частей, постоянным, неоправданным затратам на сервисное обслуживание. Все это отражается как на техническом состоянии медицинской техники, так и на уровне диагностики и лечения заболеваний.

     Оценивая  состояние отечественного рынка  медицинских изделий необходимо констатировать, что, несмотря на обилие рекламы и многочисленных торговцев и посредников, или, наоборот, благодаря этому, руководители органов здравоохранения и практикующие медицинские специалисты весьма плохо ориентируются в особенностях современного рынка медицинской техники[20].  

     2.3 Разработка плана  маркетинга для НПП «Монитор» 

  1. Анализ  текущей ситуации

     Всех  конкурентов Научно-производственного  предприятия «Монитор» можно разделить на две группы:

  • производители медицинских прикроватных мониторов из стран Дальнего и Ближнего Зарубежья: «Hewlett Packard» (США), «Datex» (США), «Hellige» (Германия), «Diascope traveler» (США), «Ютас» (Украина-Швейцария);
  • российские предприятия, выпускающие аналогичное медоборудование– прикроватные мониторы: «Медицинские системы» (г. Ростов-на-Дону), «Омид» (г. Нижний Новгород), «Тритон-электроникс» (г. Екатеринбург), «СЭМ»(г. Новосибирск), Завод им. Хруничева (г. Москва), ВНИИМП (г. Москва), «Аксион-медтехника» (г. Ижевск).

     По  результатам маркетинговых исследований (предприятием заключены договоры на исследования с НИИ экономики медицинской промышленности (г. Москва) и с фирмой «Г.-инфо» (г. Москва) получены следующие данные: 

     Таблица 7. Структура рынка медицинских прикроватных мониторов в России в 2008 году и в 1-й половине 2009 года (в разрезе производителей)

Название 

предприятия

2008 год 1-я половина 2009 года
кол-во

шт.

сумма

т. руб.

доля

%

кол-во

шт.

сумма

т. руб.

доля

%

Hewlett Packard 618 74736 32,90 353 42689 35,78
Hellige 283 50715 22,32 122 21863 18,32
Тритон-электроникс 524 39844 17,54 288 20991 17,59
Ютас 231 26571 11,70 116 13343 11,18
Монитор 204 12480 5,49 106 6164 5,16
Diascope traveler 56 9507 4,18 30 5093 4,27
Datex 46 6391 2,81 21 2917 2,44
Мед. системы 52 2372 1,04 23 941 0,79
Омид 43 2299 1,01 52 4120 3,45
остальные 50 2271 1,01 53 1193 1,02
ИТОГО: 2107 227186 100 1164 119314 100

Информация о работе Разработка плана маркетинга для НПП «Монитор»