Разработка комплекса маркетинга для предприятия оптовой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Основные потребители оптовиков: промышленные, коммерческие и государственные организации, а также розничная торговля. В принципе многие производители могли бы обходиться и без оптовиков, осуществляя прямой контакт с потребителями. Но это имеет смысл, когда:
- потребителей относительно немного и они сконцентрированы на относительно небольшой территории;
- имеется достаточная сеть собственных складов на тех рынках, на которых фирма-производитель реализует свою продукцию;
- цена часто колеблется, требуя оперативного вмешательства в ценовую политику, и существенно превышает себестоимость, оправдывая тем самым расходы по прямому сбыту;
- при установке машин и оборудования на месте использования приходится вносить изменения в конструкцию, учитывая конкретные условия эксплуатации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………5
1 ЦЕЛИ И СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА………………………………..………….....7
2 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ…………………………………………………………..…..11
3 ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ……………………………………………………..…13
3.1 Жизненный цикл товара………………………………………………………..….13
4 МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ…………………………………..…..19
5 РЕКЛАМА………………………………………………………………………..…...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…..….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..………30

Работа содержит 1 файл

курсовая по маркетингу.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Цены  и ценовая политика — одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости от других переменных маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.

     Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение  до сих пор справедливо в бедных странах среди неимущих групп  населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг.

     Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования занимаются управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. Среди тех, чьё влияние также сказывается на политике цен, управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.

     Пример:

     Выходя на рынок, предприятие не должно завышать цены на свою продукцию. Цена должна быть немного ниже или на уровне цены конкурентов. Рассмотрим ценообразование предприятия «Сивирко» на примере сливочного мороженого в вафельном стаканчике. Чтобы установить оптимальную цену на данный товар, была произведена закупка аналогичной продукции у предприятий-конкурентов, таких как:

     - «Русский холод»;

     - «Nestle»;

     - «Дед мороз»

     Цены  данных предприятий колеблются от 4.50р. до 7р., в связи с этим, целесообразно установить цену равную 5р. за стаканчик сливочного мороженого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ВИДЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ 

      Планирование  ассортимента товаров (услуг) является важнейшей функцией менеджмента  фирмы. Прежде всего, здесь должны учитываться возможности фирмы: производственные, финансовые, материальные ресурсы, система сбыта продукции, квалификация имеющегося персонала и т.д. Далее должны учитываться потребности рынка и требования потенциальных покупателей к показателям товаров.

      В результате анализа информации о  возможностях фирмы и рыночных требованиях фирма может выбрать ассортимент, приспособить его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди товаров-аналогов и товаров-конкурентов.

      Далее фирма проводит целенаправленную деятельность по повышению качества, выбранного ассортимента товаров, добиваясь наибольшего соответствия его показателей потребительским требованиям. При выборе ассортимента товаров необходимо учитывать, что вся продукция, предлагаемая для продажи может быть условно разделена в зависимости от уровня качества на четыре группы: высшая, конкурентоспособная, пониженная, с низкой конкурентоспособностью.

      Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим показателям  аналогичные товары-конкуренты. Во многих случаях это принципиально новая продукция. Изготовитель таких товаров может значительно увеличить свою прибыль. Как за счет установления более высоких цен на них, так и за счет увеличения своей доли рынка.  

      3.1 Жизненный цикл товара 

     Любое предприятие, выпускающее свой товар на рынок, надеется, что он будет длительное время пользоваться спросом и носить прибыль. Но чтобы этого достичь, маркетологам предстоит при формировании товарной политики опираться на понятие пенный цикл товара» (ЖЦТ). В основе этого понятия лежит осознание того, что каждый товар пользуется спросом и приносит прибыль в течение определенного периода времени, а затем морально устаревает и перестает пользоваться спросом, либо вытесняется конкурентами.

     Жизненный цикл товара представляет собой концепцию, позволяющую выявлять особенности спроса на товар, получаемой прибыли, выбора потребителей, действий конкурентов, ценовой политики, а также формирования стратегии маркетинга с момента выведения товара на рынок до момента его снятия с рынка. Концепция ЖЦТ может применяться для описания целого товарного класса или вида продукции (например, автомобили с бензиновыми двигателями, часы, телевизоры), разновидности или подвида товара (автомобили с определенным расположением привода, кварцевые часы, телевизоры со стереозвучанием) и конкретной торговой марки (автомобили «Нива», кварцевые часы «Сейко», телевизоры со стереозвучанием «Панасоник»).

     Обычно  жизненный цикл вида продукции более  продолжительный, чем подвида и тем более товарной марки. Он в значительной степени зависит от наличия потребности в данном товаре, стабильности спроса, жизненного уровня населения, темпов научно-технического прогресса, ограничений на сырьевые и энергетические ресурсы, конъюнктуры рынка.

     В жизненном цикле товара обычно выделяют четыре этапа: внедрение или выведение на рынок; рост; зрелость; спад.

     Иногда  часть этапа зрелости, на котором  намечается снижение объема продаж, выделяют в отдельный этап — этап насыщения. Анализ ЖЦТ осуществляется на основе изменения двух показателей — объема продаж и валовой прибыли.

     Знание  особенностей ЖЦТ и умение определять границы его этапов позволяет фирме разрабатывать для каждого из этапов конкретные маркетинговые мероприятия с целью продления периода нахождения товара на рынке, когда он пользуется спросом и приносит прибыль.

     Этап  внедрения или выведения товара на рынок. Он представляет весьма ответственный период для производителя, поскольку вначале неизвестна реакция потребителей, нет полной ясности в вопросах цен, уровня конкуренции, способов распределения товаров, затрат на стимулирование сбыта. Иногда приходится преодолевать предубеждения потребителей и существующих каналов сбыта. На этом этапе маркетинговые мероприятия в основном связаны с доводкой товара под целевой сегмент, что приводит к дополнительным инвестициям в производство. А поскольку количество выпускаемых товаров еще невелико, то достаточно велики издержки производства. В результате фирмы несут убытки либо не получают никакой прибыли. В силу ограниченности времени усилия по рекламе, пропаганде и стимулированию сбыта не дают еще нужного эффекта. Кроме того, торговый персонал пока еще плохо знает новый товар, его достоинства и особенности. Поэтому требуется время на обучение этого персонала. Первыми потребителями, признавшими новый товар, являются люди, которые, по американским источникам, называются суперноваторами и представляют не более 2,5 % целевого рынка. Они обычно социально активны, склонны к эксперименту, риску. Поэтому маркетологам очень важно выяснить, каким образом суперноваторы формируют мнение и влияют на желания других совершать покупки.

     С другой стороны, на этом этапе у производителя  имеются определенные преимущества: он, как правило, занимает монопольное положение на рынке, а значит, имеет возможность диктовать свои условия потребителю, в том числе и по ценам.

     Этап  роста. Если производитель сумел произвести товар, нашедший своего потребителя и удовлетворяющий его запросам по качественным и функциональным характеристикам, то наступает следующий этап ЖЦТ — этап роста. Спрос на этом этапе растет быстрыми темпами, производитель начинает увеличивать загрузку производственных мощностей. В результате снижаются издержки производства и появляется возможность снижать цены, что ведет к увеличению сбыта товара. К суперноваторам подключается более многочисленная группа покупателей, называемых просто новаторами. Они составляют уже примерно 13 —14 % целевого рынка. Несколько позже начинает покупать товар так называемое «раннее большинство», составляющее 34 % целевого рынка.

     На  этом этапе производитель нового товара еще сохраняет свое монопольное положение, хотя уже возможно появление немногочисленных конкурентов. Вполне понятно желание производителя максимально растянуть этот период. Для этого служба маркетинга производителя призвана решить следующие стратегические задачи:

     - разрабатывать новые модели товара, придавая им более высокое качество и дополнительные свойства;

     - проникать на новые сегменты  рынка;

     - использовать новые, более эффективные  каналы сбыта;

     - организовать соответствующую рекламную кампанию, призванную убеждать покупателя в преимуществах своего товара;

     - гибко проводить ценовую политику.

     Этап  зрелости. Он характеризуется постепенным замедлением темпов роста сбыта товаров. По времени этот этап обычно протяженнее других. Основными покупателями выступают запоздалое большинство и ретрограды (или отстающие), составляющие, соответственно, 34 и 16 % целевого рынка. В этот период фирма-производитель, как правило, полностью осваивает технологию производства товара и концентрирует свои усилия на проблемах повышения производительности труда и снижения издержек производства. Образовавшаяся прибыль позволяет расширять ассортимент производимых товаров.

     С другой стороны, на этапе зрелости конкуренция  достигает своего максимума. Поэтому фирма стремится сформировать круг постоянных клиентов-приверженцев своего товара, используя маркетинговые мероприятия — предоставление скидок к цене, продажа в кредит, различные распродажи и т.п. Эффективность же рекламы на этом этапе ЖЦТ снижается, поскольку товар уже хорошо известен.

     В конце этапа зрелости, иногда называемом «этапом насыщения», наблюдается снижение спроса, что приводит к прекращению роста продаж и даже его снижению. А жесткая ценовая конкуренция приводит к установлению достаточно низких цен, и наиболее слабые конкуренты начинают выбывать из борьбы.

     На  этом этапе ЖЦТ службы маркетинга вынуждены решать наиболее сложные задачи. В самом обобщенном виде здесь возможно принятие одного из трех альтернативных стратегических решений — модификации рынка, товара, комплекса маркетинга.

     Модификация рынкаэто поиск новых, более перспективных сегментов рынка и одновременно способов стимулирования, направленных на более интенсивное потребление товара уже существующими клиентами.

     Модификация товара — это поиск возможностей улучшения характеристик товара, находящегося на рынке в стадии зрелости. Маркетологи видят свои задачи в следующем: выработка мер, способствующих улучшению качества товара (например, повышение надежности, быстродействия, вкусовых качеств и т.п.); придание товару новых свойств (например, встраивание в плееры радиоприемников, а в электронные часы — калькуляторов и т.п.); улучшение внешнего оформления (например, изменение внешнего вида магнитофонов, автомобилей, холодильников и др.).

     Модификация комплекса маркетинга заключается в том, что фирмы ищут способы стимулирования сбыта своей продукции, воздействуя на одну или несколько составляющих комплекса маркетинга (товар, цену, каналы распределения и продвижение). Чаще всего необходимые решения находятся и осуществлении ценовой ми мм мкм, действенной рекламной кампании и таких форм стимулирования сбыта, как предоставление скидок, заключение льготных сделок с продавцами, привлечение магазинов активного сбыта.

     На  стадии зрелости производитель начинает работу по созданию нового товара, если возможности его модернизации уже исчерпаны. В противном случае может возникнуть ситуация, когда старый товар уже не пользуется спросом, а новый, конкурентоспособный, товар фирма предложить рынку не может.

     Этап  спада. К сожалению, рано или поздно наступает момент, когда сбыт товара начинает падать, причем падение может быть резким. Для фирмы верным симптомом наступления этого этапа ЖЦТ является рост складских запасов, резкое снижение прибылей или даже появление убытков.

     В этих условиях маркетологи должны выявлять причины такого положения, которые могут быть связаны с достижениями научно-технического прогресса, изменениями вкусов потребителей, моральным устареванием товара, обострением конкуренции.

Информация о работе Разработка комплекса маркетинга для предприятия оптовой торговли